Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
план-конспект по математике
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proizvodnoy_v_fizike.zip | 239.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАРАБЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Преподаватель математики и физики Кива М.Н.
Парабель – 2018
Цели:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания о производной.
- Проверить уровень сформированности навыка нахождения производных, способствовать выработке навыков в применении производной к решению физических задач.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, коммуникативные навыки во время совместной работы
Результаты освоения УУД:
Личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные: умения определять и формулировать цель, проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение;
Коммуникативные:умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других студентов;
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного), добывать новые знания.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Презентация;
- Мультимедийный проектор;
- Справочный материал с основными формулами и правилами.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Повторение полученных знаний: определение производной, геометрический смысл производной, значение и применение производной.
- Актуализация знаний.
- Решение задач.
- Проверка знаний: Самостоятельная работа.
- Подведение итогов.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
(Слайд1)
- Длина траектории за определенный промежуток времени. (Путь.)
- Физическая величина, характеризирующая быстроту изменения скорости. (Ускорение.)
- Одна из основных характеристик движения. (Скорость.)
- Немецкий философ, математик, физик, один из создателей математического анализа. (Лейбниц.)
- Наука, изучающая общие закономерности явлений природы, состав и строение материи, законы ее движения. (Физика.)
- Изменение положения тела в пространстве относительно некоторой системы отсчета с течением времени. (Движение.)
- Выдающийся английский физик, именем которого названы основные законы механики. (Ньютон.)
- Что определяет положение тела в выбранной системе отсчета. (Координаты.)
- Учение о движении и силах, вызывающих это движение. (Механика.)
- Наука, изучающая методы и способы решения уравнений. (Алгебра.)
- То, чего не достает в определении: производная от координаты по … есть скорость. (Время.)
Сформулировать тему и цели урока (Слайд 3).Изучение материала по данной теме урока имеет важное значение, так как здесь показывается приложение производной к решению различных физических задач, т.е. возможности применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении процессов и явлений реального мира. Дифференциальные исчисления тесно связаны с понятием производной.
- Повторение полученных знаний: определение производной, геометрический смысл производной, значение и применение производной.
Студентам предлагается рассмотреть чертеж и дать определение производной функции, рассмотреть типовые задания на применение производной, ее геометрический смысл (Слайды4-6)
Что называется производной функции в точке?
Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношенияприращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления. Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Ответ: Геометрический смысл производной заключается в следующем: если к графику функции y=f(x) в точке xoможно провести касательную, не параллельную оси y , то
f′ (xo) выражает угловой коэффициент касательной.
- Актуализация знаний.
Перед тем, как перейти к решению задач, давайте повторим теоретические вопросы кинематики
(Фронтально, ответить на вопросы и записать формулы на доске)
- Что такое мгновенная скорость?
- Что такое ускорение?
- Записать уравнение зависимости координаты от времени для равномерного движения x(t)=x0+vt
- Записать уравнение зависимости проекции вектора перемещения от времени для равномерного движения s x(t) =vxt
- Записать уравнение зависимости координаты от времени для равнопеременного движения x(t)=x0+v0xt+axt2/2
- Записать уравнение зависимости проекции скорости от времени для равнопеременного движения v x (t)= v0x + axt
- Записать формулы проекции перемещения для равнопеременного движения s x(t) = v0xt+axt2/2
Повторив вопросы, студентырешают задачу по этой теме:
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t.Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2с. (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
Выясняют, в чем состоит физический смысл производной.
Ответ: Физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости есть ускорение. (Слайд 7-9)
Применение производной в физике очень обширно. Рассматривают несколько примеров применения производной в физических задачах.
Механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Основной характеристикой механического движения служит скорость.
Алгоритм нахождения скорости тела с помощью производной.
Если закон движения тела задан уравнением s = s (t), то для нахождения мгновенной скорости тела в какой-нибудь определенный момент времени надо:
1.Найти производную v = s '(t).
2. Подставить в полученную формулу заданное значение времени.
Производная в электротехнике
В наших домах, на транспорте, на заводах : всюду работает электрический ток.
Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.
Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.
В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.
Сила есть производная работы по перемещению, т.е. F=A /(x)
Теплоемкость – есть производная теплоты по температуре, т.е. C(t) = Q/(t)
d(l)=m/(l) - линейная плотность
K (t) = l/(t) - коэффициент линейного расширения
ω (t)= φ/(t) - угловая скорость
а (t)= ω/(t) - угловое ускорение
N(t) = A/(t) – мощность (слайды 10-12)
- Решение задач.
На обычной классной доске решаются типичные базовые задачи (слайды 13-18), используя (Слайды 10-12) как справочный материал, дается теоретическое обоснование способа решения.
Задача 1
Дано уравнение прямолинейного движения тела:
S=3t2-5t+2, гдеS- путь, пройденный телом, м; t- время, с.
Найдите скорость тела в момент времени t=4 c.
Задача 2
Задача 3
Пусть q= 3t2 - 5t +8 - количество электричества, протекающее через поперечное сечение проводника за время .
Найти силу тока в данный момент времени =3c.
Задача 4
Пусть дан неоднородный стержень длины, масса неоднородного стержня меняется по закону: m=3x2 -5x +12.
Найти линейную плотность стержня в данной точке =4
Задача 5(экономический смысл производной)
Образец решения:
Выбрать оптимальный объем производстваN фирмой, функция прибыли которой может быть смоделирована зависимостью: F(q) = q2 - 8q + 10.
Решение: Оптимальный объём производства есть производная от функции прибыли, т.е. N= F(q)
F'(q) = R'(q) - C'(q) = 2q - 8 = 0 → qextr = 4
При qextr = 4 → F'(q) < 0 и прибыль убывает
При q>qextr = 4 → F'(q) > 0 и прибыль возрастает
При q = 4 прибыль принимает минимальное значение.
Задание:
Прибыль фирмы задана зависимостью: F(q) = 5q2 - 5q + 12.
Найти оптимальный объём производства N фирмы.
Решение задач фронтально со взаимопроверкой (слайд 19)
- Тело движется по закону x(t)=2t3 -2,5t2 + 3t +1. Найти скорость тела при t=1c.
- Тело движется по закону x(t)= 3t4 -3t3 + 4t + 2. Найти скорость тела при t=1с.
- Заряд q изменяется по закону q(t)= 0,4t2/, найти силу тока при t=10c.
- Угол поворота тела вокруг оси изменяется по закону ϕ(t)= 0,3t2 – 0,5t + 0,4. Найти угловую скорость при t= 10с.
- Температура тела Т изменяется по закону Т(t)=4t3 -7t+4. Какова скорость изменения температуры при t=2с?
5.Проверка знаний. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по вариантам, совместная проверка, используя презентацию (слайд 20-21).
Подведение итогов (слайды 22-23)
Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса: это и неравномерное механическое движение, и переменный ток, и химические реакции и радиоактивный распад вещества и т.д.
Убедились в важности изучения темы "Производная", ее роли в исследовании процессов науки и техники, в возможности конструирования по реальным событиям математические модели, и решать важные задачи.
Домашнее задание:карточки-задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"
урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....
интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"
урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....
Интегрированный урок физика- математика " Применение производной при решении физических задач"
Занятие рассчитано на 2 учебных часа. Презентация, выполненная в программе SMARTNotebook 10 (14 слайдов), рассчитана на все занятие. Презентация (3слайда) прикреплена к слайду № 6, применяется д...
Интегрированный урок по теме "Применение производной в решении физических задач"
Урок проводится учителем математики и физики. Оценки выставляются по обоим предметам....
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Мы рассмотрим применение производной не только в кинематике, возможности применения производной намного шире,: ее можно применять при изучении многих вопросов по динамике, так же при изучении эл...
интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Урок расчитан на 2 часа. Используется презентация по теме" Важность изучения производной". кроссворд по теме урока, задчи по теме"Кинематика", задачи по теме "Кинематика"....
интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Урок расчитан на 2 часа. Используется презентация по теме "Важность изучения производной", кроссворд по теме урока, задачи по теме "Кмнематика", задание на построение графиков зависимостей s(t), v(t),...