Интегрированный урок по физике и математике ` Применение производной при решении задач по физике`
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Интегрированный урок расчитан на 2 учебных часа, с применением интерактивной доски, документ камеры, дифференцированных тестов для самостоятельной работы,презентации для повторения теории о производной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.89 КБ |
zadachi_v_gruppah.docx | 18.34 КБ |
refleksiya.docx | 15.18 КБ |
test.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок математики и физики на тему:
«Применение производной при решении физических задач»
Учитель физики: Седова Л.В.
2018г.
Цели:
1.Повторить, обобщить и систематизировать знания о производной.
2.Закрепить навыки нахождения производных при решении физических задач.
4.Развивать логическое мышление, память, внимание и самостоятельность.
Задачи:
1. Дать понятие о возможностях применения элементов дифференциального исчисления в физике;
2. Расширить знания учащихся и ввести понятие производной второго порядка, используя ее физический смысл;
3. Развивать логическое мышление при установлении связи физических величин с понятием производной;
4. Развивать монологическую речь в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий;
развивать навыки самостоятельной работы, групповой работы .
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, карточки с тестами, рабочие карточки для повторения теоретического материала по физике, документ камера.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
Организационный момент: Слайд №1
Учитель физики: Здравствуйте. У нас сегодня необычный урок физики. Он будет объединять математику с физикой. Тему урока мы пока не раскроем, мы хотим, чтобы вы сами разгадали ее. Итак, начнем.
Слайд№2.
Я предлагаю вам решить задачу физическим способом.
Задача: Материальная точка движется по закону х(t)=2t3-3t. Вычислите скорость точки в момент времени 2 с.( Учащиеся обсуждают: чтоб вычислить скорость тела, необходимо записать уравнение Vx(t). Для этого необходимо знать начальную скорость и ускорение. Из уравнения движения можно взять начальную скорость, ускорения нет )
Учитель ф.: Как поступить?
Ученик: Найти производную.
Учитель ф: Какова же тема нашего урока?
Ученик: Применение производной при решении физических задач. Слайд №3.
Учитель ф: Мы предлагаем поставить цели урока. ( Ученики говорят, учитель высвечивает по очереди цели урока). Слайд №4
Учительф: Как бы вы хотели работать? ( Совместно с учениками намечают план урока и виды работы.).Слайд №5.
Учитель математики: Итак, операции нахождения производной функции называется дифференцированием. С физической точки зрения – это (изменение) определение скорости изменения переменной величины. Термин «скорость» настолько вошел в нашу жизнь, что мы порой не задумываемся над его смыслом и воспринимаем его только в связи с движением. На самом деле «скорость» характеризует зависимость изменения одной величины от изменения другой.
Повторим понятие производной, используя презентацию ( повторяют определение производной, геометрический, физический смысл производной, табличные значения производных). см. Презентацию.
Учитель физики: Повторим теоретический материал по физике. Работаем в группах , заполняем рабочие карты. Вы можете использовать учебники, справочники по физике.( Учащиеся заполняют рабочие листы, затем отчитывается каждая группа, используя документ камеру.).см. Приложение №1.
Учитель ф: Изучение данной темы имеет важное значение т.к. в ней показывается важное значение элементов дифференциального исчисления в описании и изучении явлений реального мира. А дифференциальное исчисление тесно связано с понятием производной. При подготовки к ЕГЭ мы встретились с задачами, которые удобнее решать нахождением производной.
Учитель математики. Предлагаем вам решить задачу на доске 2 способами. Слайд№6.
Задача:
Две материальные точки движутся прямолинейно по законам х1(t)=2,5t2-6t=1 ; x2(t)=0,5t2+2t-3;
В какой момент времени t1их скорости равны.( решают физическим и математическим способом, анализируя)
Учитель физики: Какое решение вам больше нравится? Почему?
Учитель мат: А теперь мы предлагаем вам решить задачи в группах. Приложение№2
(1-3 задачи- самопроверка. Слайд №7-9. 4-5 задачи- проверка через документ камеру с объяснением, 6-7 задачи решаем на доске. В то время когда ребята решают задачи, желающий решает проблемную задачу на доске).
Учитель физики. Предлагаем вам выполнить тест с разной сложностью задачами.(№1,2-уровеньА
№3-уровень В; №4- уровень С).
После выполнения задач. Учитель физики проверяет тест.
Учитель математики:( проводит рефлексию) .Приложение №3. Слайд №12
Заключение:
Учитель математики: Слай№11.
Учитель физики: Слайд № 13.Слайд №14.
Предварительный просмотр:
Приложение №1.
Задача №1
Координата материальной точки изменяется с течением времени по закону х(t) = 3t2 - 7t + 6. Найдите скорость точки в момент времени t = 6.
Задача №2
Тело массой 4 кг движется прямолинейно по закону х(t) = t2 +t + 1. Какова кинетическая энергия тела в конце третьей секунды движения после начала движения и сила, действующая на тело?
Задача №3
Заряд на пластинах конденсатора колебательного контура с течением времени изменяется по закону: q = 10-6 . Записать уравнение зависимости силы тока от времени.
Задача №4
При движении тела по прямой его скорость V (м/с) меняется по закону V ( t ) = t 5 /5 - t 3 + t + l , где t - время движения в секундах. Найдите ускорение (м/с 2) через 2 секунды после начала движения.
Задача№5
В какие моменты времени ток в цепи равен нулю, если количество электричества, протекающего через проводник, задается формулой: а) q = t + 4/ t
Задача №6
Каково изменение периода колебаний математического маятника при изменении его длины?
Задача №7
Конденсатор ёмкостью C и зарядом q0 разряжается через резистор R по закону: q = q0 Найти скорость изменения заряда конденсатора. Какова скорость в начале разряда (t = 0)?
Ответы:
Задача №2
Дано:
m =4 кг
х(t) = t2 +t + 1
t=3 с
Wк ? F?
Решение: Скорость есть функция времени, поэтому
= х’(t)
= 2t + 1
(3) = 7 м/с
В физике скорость изменения скорости называется ускорением.
a(t) = ’(t)
a(t) =2м/с2
W =
W = 98 Дж
F = ma
F = 8 Н
Ответ: 98 Дж; 8 Н.
Задача№6
Решение:
Период колебаний математического маятника определяется по формуле:
T = 2.
T’(l) = (2)’ = 2(()’ ·( )’) = 2 · (· = · = .
Ответ:
Задача №3
Дано:
q = 10-6
I(t) ?
Решение:
I(t) = q’(t) = 10-6· 104 = 10-2
Ответ: 10-2
Задача№7
Дано:
q = q0
q’(t) ? q’(0) ?
Решение:
q’(t) = (q0 ’ = q0 (’·(- )’ = q0 = -
q’(0)= -
Ответ: - ; - .
Предварительный просмотр:
Рефлексия. Приложение №3.
15 30 40 15 30 40 15 30 40
активность самостоятельность самочувствие
Условные знаки для оценивания учеником самого себя :
- Отлично изучил тему.
- Есть пробелы, но я их решил самостоятельно.
- Были пробелы, но я их решил с помощью группы.
- Проблемы не решены.
Предварительный просмотр:
Физический смысл производной. Приложение№2.
Вариант 1.
1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) =t3-5t2, равна
a) t3-5t2;
б) .t3- 5t;
в) .t2-10t;
г) t4-5t.
2. Точка движется по прямой по закону s(t) =2t2-2t-1. Её мгновенная скорость v(3) равна
a) 8;
б) 6;
в) 10;
г ) 9.
3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) =t3-5t2 равно:
a) 2(3t-5);
б) 9t2-10;
в) 3t2-10t;
г) 6t-8.
4. Тело массой m движется по закону x(t) =3cos3.Сила, действующая на тело в момент времени t= равна:
a) 0;
б) 272m;
в) 92m;
г) 9m.
Вариант 2.
1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) = t2-4t, равна
a) t-4t;
б) .t- 4t;
в) .t3-4t2;
г) t-4.
2. Точка движется по прямой по закону s(t) =4t2-5t+7
Её мгновенная скорость v(2) равна
a) 11;
б) 13;
в) 12;
г ) 10.
3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) =-t3+2t2 равно:
a) 6-6t;
б) 2(2-3t) ;
в) -3t2+4t;
г) -3t+4.
4. Тело массой m движется по закону x(t) =-2sin2
Сила, действующая на тело в момент времени t= равна:
a) 0;
б) 8m;
в) 82m ;
г) 42m .
Вариант 3.
1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) =3 t3+2t2, равна
а) 9t2 +4 t;
б) 3t2 +2t;
в) .9t2+2t; г) 3t4+2t3.
2. Точка движется по прямой по закону s(t) =-t2+10t-7
Её мгновенная скорость v(1) равна
a) 6;
б) 8
в) 10
г ) 9
3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) =t3-6t равно:
a) t2 -6;
б) 3t-1;
в) 2t;
г) 2t-6.
4. Тело массой m движется по закону x(t) =2sin4
Сила, действующая на тело в момент времени t= равна:
a) 0;
б) 16m;
в) 16m ;
г) -322m.
Вариант 4.
1. Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) =2 t3+t2, равна
a) 2t2+ t;
б) .6t2 +0,5t;
в) 6.t2+t;
г) 6t2+ 0,5.
2. Точка движется по прямой по закону s(t) =3t2+2t-1
Её мгновенная скорость v(3) равна
a) 18;
б) 16;
в) 20;
г) 14.
3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) =t3-5t2 равно:
a) 2( 3t-5);
б) 9t2-10;
в) 3t2-10t;
г) 6t-8.
4.Тело массой движется по закону x(t) =-3cos2
Сила, действующая на тело в момент времени t= равна:
a) -12m;
б) 0;
в) -12m;
г) 12m.
I в. | 1 в | 2 в | 3 а | 4 б |
II в. | 1 г | 2 а | 3 б | 4 в |
III в. | 1 а | 2 б | 3 в | 4 г |
IV в. | 1 б | 2 в | 3 г | 4 а |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме «Производная степенной функции. Применение производной в решении задач физики» 11 класс
Урок соответствует технологии модульного обучения....
Урок алгебры в 11 классе "Применение производной при решении задач ЕГЭ".
Этот материал включает в себя конспект и презентацию урока повторения....
Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...
Интегрированный урок по физике и математике. Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.
Представлен интегрированный урок по физике и математике.Применение темы «Векторы» при решении задач практического содержания по физике.Систематическое использование интегрированных уроков способс...
Применение производной к решению задач по физике
Интегрированнный урок применения знаний для решения задач проще и быстрее....
Интегрированный урок (физика-математика) по теме: "Применение производной в физике".
Интегрированный урок проводится в конце изучения темы "Производная" с целью показать роль математики в описании физических процессов и возможности физики для наглядного представления математ...
Применение производной при решении задач курса физики, химии, геометрии.
Применение производной при решении задач курса физики, химии, геометрии....