Конспект урока "Применение производной в физике и технике"
план-конспект урока по физике (11 класс)
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и направлены на обучение правильно применять формулы дифференцирования для решения экзаменационных заданий по физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_proizvodnoy.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Новый Батако»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
(АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА + ФИЗИКА)
ПО ТЕМЕ:
«ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ
В ФИЗИКЕ И ТЕХНИКЕ»
(В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В 11 КЛАССЕ)
Учитель физики и математики Кудухова Н. В.
Класс 11
2015-2016 учебный год
Тема урока: «Применение производной в физике и технике» (Слайды № 1, 2)
« Лишь дифференциальное исчисление дает естествознанию возможность изображать математически не только состояния, но и процессы: движение »
Ф. Энгельс
«… Нет ни одной области в математике, которая когда – либо не окажется применимой к явлениям действительного мира …»
Н.И. Лобачевский
Цели урока: (Слайд № 3)
ОБУЧАЮЩАЯ :
- повторить, обобщить, систематизировать знания по данной теме ;
- показать учащимся необходимость знания материала изученной темы при решении прикладных задач;
- обратить внимание на связь данной темы с физикой и другими науками
- повторить начальное представление об истории развития математического анализа.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- способствовать формированию умений применять приемы: сравнения , обобщения, выделения главного, перенос знаний в новую ситуацию,;
- способствовать развитию математического кругозора, мышления, математической речи, внимания и памяти.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
- содействовать воспитанию интереса к физике, математике и ее приложениям, развивать культуру общения, активность;
- способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
План урока: (Слайд № 4)
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Проверка домашнего задания и постановка проблемы. 7 мин.
3. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин.
4. Решение прикладных задач. 17 мин.
5. Самостоятельная работа. 12 мин
6. Подведение итогов. 2 мин.
7. Домашнее задание. 1 мин.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания и постановка проблемы
1) Повторение: Механическое истолкование производной было впервые дано И. Ньютоном. Оно заключается в следующем:
Скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени, т.е. .
Таким образом, если закон движения материальной точки задан уравнением s=f(t), то для нахождения мгновенной скорости точки в какой-нибудь определённый момент времени нужно найти производную s’=f ’(t) и подставить в неё соответствующее значение t. (Слайд № 5)
Ускорение прямолинейного движения тела в данный момент равно второй производной пути по времени, вычисленной для данного момента. (Слайд № 6)
2) Решение задач:
1. Точка движется по закону x(t) = -1/3 t3 + 2 t2 + 5t (Слайд № 7)
а) выведите формулу для вычисления скорости движения точки в любой момент времени t ( t > 0); б) найдите скорость в в момент t = 2c; в) через сколько секунд после начала движения точка остановится?
Решение:
а) v(t) = - t 2 + 4 t + 5.
б) v(2) = - 2 2 + 4∙2 + 5 = - 4 + 8 + 5 = 9(м/с).
в) v(t) = 0, - t 2 + 4 t + 5 = 0, t1 = -1, t2 = 5,
-1 < 0, не удовлетворяет условию задачи.
Точка остановится через 5 секунд после начала движения.
2. Тело, выпущенное вертикально вверх со скоростью v0 движется по закону , где h – путь в метрах, t- время в секундах. (Слайд № 8)
Найдите наибольшую высоту, которую достигнет тело, если
g = 10м/с2.
Решение:
=125. Ответ: 125 м.
3. Обобщение и систематизация знаний: Примеры применения производной
3.1. С помощью производных функций, характеризующих физические явления, задаются и другие физические величины. Рассмотрим некоторые из них.
(Слайды № № 9, 10)
- Мощность есть производная работы по времени
N = A ‘ (t)
- Пусть дан неоднородный стержень длиной l и массой m(l), начало которого в точке l = 0. Тогда производная функции массы стержня по его длине l есть линейная плотность стержня в данной точке:
ρ(l) = m ‘ (l)
3) Теплоёмкость есть производная теплоты по температуре:
C(t) = Q ’(t)
4) Сила тока есть производная заряда по времени:
I = q ‘ (t)
4. Решение прикладных задач:
4.1. Решение задач:
1. В тонком неоднородном стержне, имеющем длину 25 см, масса (в граммах)
распределяется по закону , где l – расстояние в сантиметрах от начала стержня до любой его точки. Найти плотность стержня на расстоянии 4 см от начала стержня. (Слайд № 11)
Решение:
ρ(l) = m(l)
ρ(l)= 8l – 2, ρ(4) = 32 – 2 = 30
Ответ: 30 г\см3
4.2. Пусть Q (t) количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела массой 1 кг от 0 С до температуры t (по Цельсию), известно, что в диапазоне от 95 до 0 , формула
дает хорошее приближение к истинному значению. Найдите, как зависит теплоёмкость воды от t. (Слайд № 12)
Решение:
4.3. Количество электричества, протекающее через проводник, задаётся формулой q(t) = t+4/t. В какой момент времени ток в цепи равен нулю? (Слайд № 13)
Решение:
I(t) = q ‘ (t), I(t)=1-4/t2 , 1-4/t2 = 0
Отсюда, t = 2 или t = -2; t = -2 не подходит по условию задачи.
Ответ: t = 2.
4.4.Дождевая капля падает под действием силы тяжести, равномерно испаряясь так ,что её масса m изменяется по закону m(t)=1-2t/3. Через сколько времени после начала падения кинетическая энергия капли будет наибольшей? (Слайды № №14 - 16)
1) m(t)=0; 1-2t/3=0; t=3/2с
2) Капля испарится на 3/2 сек.
3)Обозначим время падения капли через t тогда V(t)=gt; ω(t)=m(t)∙V²(t) ⁄ 2.
4) Найдем критические точки на [0;3/2]
- ω'(t) = g²t - g²t² = g²t(1-t).
- ω'(t)=0; g²t(1-t)=0 t=0 или t=1
- ω(0)=0; ω(1)=g²/6; ω(3/2)=0;
Ответ: через 1 секунду после падения кинетическая энергия капли будет наибольшей.
5.Самостоятельная работа (Слайд № 17)
Вариант 1.
- Материальная точка движется по закону s(t)=12t+3t3. Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2с.
Решение: v(t)=s’(t)= 12+9t²;
v(2с)=12+36= 48 (м/с);
a(t)=v’(t)= 18t;
a(2с)=18·2= 36 (м/с²). Ответ: v(2) = 48м/с ; a(2) = 36 (м/с²).
- Тело, масса которого 5кг, движется прямолинейно по закону , где - измеряется в метрах, а в секундах. Найти кинетическую энергию тела через 10с после начала движения.
Решение.
Ответ: 902,5 Дж.
Вариант 2.
- Материальная точка движется по закону s(t)=16t+2t3. Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2 с.
Решение: v(t)=s’(t)= 16+6t²;
v(2с)=16+24= 40 (м/с);
a(t)=v’(t)= 12t;
a(2с)=12·2= 24 (м/с²).
Ответ: v(2с) = 40м/с ; a(2с) = 24 (м/с²).
- Задача . В тонком неоднородном стержне длиной 25см его масса (в г) распределена по закону , где – длина стержня, отсчитавшая от его начала. Найти линейную плотность в точке:
- отстоящей от начала стержня на 3см;
- в конце стержня.
Решение.
Ответ: 15г/см3; 103г/см3.
6.Взаимопроверка. (Слайд № 18)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Домашнее задание:
Задание №1 11. Тело массойт8кг движется прямолинейно по закону x(t)=2t2+3t -6. Найти импульс тела в момент времени t=1c.
Ответ: 56 кг.м/с
- Тело массой 300г движется прямолинейно по закону x(t)=6t3+ 2t-7. Найти силу, действующую на это тело при t=3c.
Ответ: 32,4 Н
13.Температура тела Т изменяется по закону Т( t)=0,2t2+ 5t -3. Какова скорость изменения температуры при =2с?
Ответ: 5,8 К
Задание №2 Задача на применение геометрического смысла производной.
Шарик катится по желобу. Изменение координаты шарика с течением времени в инерциальной системе отсчета показано на графике. Выберете два утверждения, которые соответствуют результатам опыта.
1) Проекция скорости шарика постоянно увеличивалась и оставалась отрицательной на всем пути.
2) Первые 2 с скорость шарика возрастала, а затем оставалась постоянной.
3) Первые 2 с шарик двигался с уменьшающейся скоростью, а затем покоился.
4) На шарик действовала все увеличивающаяся сила.
5) Первые 2 с проекция ускорения шарика не изменялась, а затем стала равной нулю.
Задание №3 Скорость точки, движущейся по прямой по закону x(t) =t3-5t2, равна
a) t3-5t2; б) .t3- 5t; в) .t2-10t; г) t4-5t.
Задание №4 Точка движется по прямой по закону s(t) =2t2-2t-1. Её мгновенная скорость v(3) равна
a) 8; б) 6; в) 10; г ) 9.
Задание №5
3. Ускорение точки, движущейся по прямой по закону s(t) =t3-5t2 равно:
a) 2(3t-5); б) 9t2-10; в) 3t2-10t; г) 6t-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике и физике «Применение производной в физике и технике»
В статье предложен конспект интегрированного урока по теме «Применение производной в физике и технике», направленного на достижение целей:Обучающих:Повторение, обобщение и систематиз...
Тема: «Применение производной в физике и технике». Применяемая педагогическая технология на уроке: групповое обучение.
Класс11Ацель урока:раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы;осмысление связей и отношений в объектах изучения.Образовательные аспекты урока:обсуждение возможностей применен...
Производная в физике и технике.
Урок-конференция с элементами презентации....
Конспект урока по физике в 7 классе «Физика и техника»
Урок изучения знаний и способов деятельности...
Урок по теме: Применение производной в физике и технике.
Урок семинар, на котором раскрывается применение производной в физике и технике....
Производная в физике и технике
Урок обобщающего повторения по теме «Применение непрерывности и производной»....
Презентация к интегрированному уроку физика-математика "Применение производной в физике и технике"
Презентация к уроку "Применение производной в физике и технике" дает наглядную возможность отследить алгоритм р...