Интегрированный урок алгебры и физики "Применение производной при решении физических задач" (11-й класс)
презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме
Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач" (11-й класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.59 КБ |
![]() | 1.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
"Применение производной при решении физических задач"
(11-й класс)
Цели:
- Повторить, обобщить и систематизировать знания о производной.
- Проверить умения реализовывать полученные знания при решении заданий ЕГЭ
- Проверить уровень сформированности навыка нахождения производных, способствовать выработке навыков в применении производной к решению физических задач.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, коммуникативные навыки во время совместной работы
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- Презентация;
- Мультимедийный проектор;
- Карточки с задачами;
- Справочный материал с основными формулами и правилами.
План урока:
- Организационное начало урока, целеполагание (6 мин.).
Работа с кроссвордом
- Повторение: определение производной, геометрический смысл производной, значение и применение производной . (8мин)
- Актуализация знаний. Фронтальный опрос: повторение теоретических вопросов кинематики( 10мин)
- Решение задач: а) физическим способом, б) с помощью производной
Устная фронтальная работа (10мин)
- Самостоятельная работа: работа по карточкам в группах(10мин).
- Подведение итогов урока. Заключительное слово учителей.( 2мин.)..
Ход урока
I этап . Организационный момент
Математик : Здравствуйте. У нас сегодня необычный урок. Он будет объединять математику с физикой. Тему урока мы пока не раскроем, мы хотим, чтобы вы сами разгадали ее. Итак, начнем. Перед вами кроссворд. И то слово, которое выделено и которое вы должны разгадать будет являться ключевым в нашей теме урока.
(Слайд1)
Физик:
- Длина траектории за определенный промежуток времени. (Путь.)
- Физическая величина, характеризирующая быстроту изменения скорости. (Ускорение.)
- Одна из основных характеристик движения. (Скорость.)
- Немецкий философ, математик, физик, один из создателей математического анализа. (Лейбниц.)
- Наука, изучающая общие закономерности явлений природы, состав и строение материи, законы ее движения. (Физика.)
- Изменение положения тела в пространстве относительно некоторой системы отсчета с течением времени. (Движение.)
- Выдающийся английский физик, именем которого названы основные законы механики. (Ньютон.)
- Что определяет положение тела в выбранной системе отсчета. (Координаты.)
- Учение о движении и силах, вызывающих это движение. (Механика.)
- Наука, изучающая методы и способы решения уравнений. (Алгебра.)
- То, чего не достает в определении: производная от координаты по … есть скорость. (Время.)
Математик: Мы отгадали ключевое слово “производная”. Но вернемся к началу нашего урока. Вспомним, что перед нами стояла задача сформулировать тему урока, использовав это слово. Следовательно, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи на нахождение производной.) – А какие задачи? Т.е. тема нашего урока “Применение производной при решении физических задач”
Сформулировать тему и цели урока (Слайды 2-3)
II этап. Повторение материала. (10 минут)
Повторение проходит с использованием презентации, во время которой учащимся предлагается вспомнить определение производной, рассмотреть типовые задания на применение производной, ее геометрический смысл (Слайды4-6)
Что называется производной функции в точке?
Ответ: производной функции у = f(x) в точке х0 называется предел отношения
приращения функции в точке х0 к приращению аргумента, когда последнее стремится к нулю. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 18 веке. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали теорию дифференциального исчисления. Лейбниц пришёл к понятию производной, решая задачу проведения касательной к произвольной линии, объяснив этим ее геометрический смысл.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Ответ: Геометрический смысл производной заключается в следующем: если к графику функции y=f(x) в точке x o можно провести касательную, не параллельную оси y , то
f ′ (x o) выражает угловой коэффициент касательной.
Решение задач : фронтальная работа (Слайды7-11)
3 этап. Актуализация знаний
Учитель физики: Перед тем, как перейти к решению задач, давайте повторим теоретические вопросы кинематики
(Фронтально, ответить на вопросы и записать формулы на доске): (Слайд 14)
- Что такое мгновенная скорость?
- Что такое ускорение?
- Записать уравнение зависимости координаты от времени для равномерного движения x(t)=x0+vt
- Записать уравнение зависимости проекции вектора перемещения от времени для равномерного движения s x(t) =vxt
- Записать уравнение зависимости координаты от времени для равнопеременного движения x(t)=x0+v0xt+axt2/2
- Записать уравнение зависимости проекции скорости от времени для равнопеременного движения v x (t)= v0x + axt
- Записать формулы проекции перемещения для равнопеременного движения s x(t) = v0xt+axt2/2
Учитель физики: Повторив вопросы, давайте решим задачу по этой теме
Учитель физики обращает внимание на экран, где спроектирована задача:
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t.Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t=2с. (х – координата точки в метрах, t – время в секундах).
Решим задачу физическим способом (Слайд12)
Учитель математики: А теперь я хочу забрать инициативу и предложить ребятам вопрос, который мы изучали на уроках математики. В чем состоит физический смысл производной?
Ответ: Физический смысл производной заключается в том, что производная от пути по времени есть мгновенная скорость, а производная от скорости есть ускорение. (Слайд13)
Теперь вернемся к решенной на доске задаче. Мы ее решили, используя только знания физики, а т.к. мы вспомнили, в чем же заключается физический смысл производной, давайте решим эту же задачу, используя производную
Вопрос: Какое решение вам больше нравится? Почему?
Вывод учащихся.
Учитель физики: Применение производной в физике очень обширно. Рассмотрим несколько примеров применения производной в физических задачах.
Механическое движение- это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Основной характеристикой механического движения служит скорость.
Алгоритм нахождения скорости тела с помощью производной.
Если закон движения тела задан уравнением s = s (t), то для нахождения мгновенной скорости тела в какой-нибудь определенный момент времени надо:
1.Найти производную v = s '(t).
2. Подставить в полученную формулу заданное значение времени.
Производная в электротехнике
В наших домах, на транспорте, на заводах : всюду работает электрический ток.
Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.
Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.
В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.
Сила есть производная работы по перемещению, т.е. F=A /(x)
Теплоемкость – есть производная теплоты по температуре, т.е. C(t) = Q/(t)
d(l)=m/(l) - линейная плотность
K (t) = l/(t) - коэффициент линейного расширения
ω (t)= φ/(t) - угловая скорость
а (t)= ω/(t) - угловое ускорение
N(t) = A/(t) - мощность
4 этап. Решение типичных задач. (Слайд 16-19)
На обычной классной доске решаются типичные базовые задачи, используя (Слайд14) как справочный материал, дается теоретическое обоснование способа решения. На этом этапе урока идет фронтальная работа.
Устно:
- Тело движется по закону x(t)=2t3 -2,5t2 + 3t +1. Найти скорость тела при t=1c.
Ответ: 4 (с) -4 (п).
- Тело движется по закону x(t)= 3t4 -3t3 + 4t + 2. Найти скорость тела при t=1с.
Ответ: 11 (о) 7(п)
- Заряд q изменяется по закону q(t)= 0,4t2/, найти силу тока при t=10c.
Ответ: 8(а) 2 (к)
- Угол поворота тела вокруг оси изменяется по закону ϕ(t)= 0,3t2 – 0,5t + 0,4. Найти угловую скорость при t= 10с.
Ответ: 5,5 (с ) 5,2 (ы)
- Температура тела Т изменяется по закону Т(t)=4t3 -7t+4. Какова скорость изменения температуры при t=2с?
Ответ: 5,8 (и) 6,8 (у).
5 этап. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по группам. Один ученик одновременно работает у доски (Мучкинов Е)
1 группа
Задания 1 варианта:
- Точка движется прямолинейно по закону x(t)=2t3+t-3. В какой момент времени ускорение будет равно 24 м/с2. (х – координата точки в метрах, t- время в секундах)
Ответ: 0,5с (р) 2с (б).
- Колебательное движение точки описывается уравнением х=0,05cos20t. Найти проекцию скорости спустяс.
Ответ: (б)
(а)
Задания 2 варианта
( работа в паре Наранова Д- Боктаева Д)
- Материальная точка движется по прямой так, что ее координата в момент времени t равна
x(t)=t-2t. Найдите ускорение точки в момент времени t=3.
Ответ: 72 (м) 108 (з)
- Тело массой 2кг движется прямолинейно по закону x(t) = 5t 3 – 4t 2+ 3t -7. Найти силу при t=4c.
Ответ: 1200(р) 224(а)
10.Заряд q изменяется по закону q(t)= 0,4t2+ 1,2t. Найти силу тока при t=4c.
Ответ: 4,4 (у) 4,6( л).
Задания 3 варианта. (Работа в паре Болдырев Ч-Манджиев Ч)
11. Тело массойт8кг движется прямолинейно по закону x(t)=2t2+3t -6. Найти импульс тела в момент времени t=1c.
Ответ: 35(и) 56 (р)
- Тело массой 300г движется прямолинейно по закону x(t)=6t3+ 2t-7. Найти силу, действующую на это тело при t=3c.
Ответ: 32,4(о) 34,2(р)
13.Температура тела Т изменяется по закону Т( t)=0,2t2+ 5t -3. Какова скорость изменения температуры при =2с?
Ответ: 5,8(к) 6,8 (у)
Итог урока:
Физик: Мы сегодня повторили применений производной в кинематике, но возможности применения производной намного шире, в чем мы сегодня и убедились: ее можно применять при изучении многих вопросов по динамике, так же при изучении электромагнитных явлений, в оптических явлениях, при решении задач по ядерной физике. Те вопросы, которые мы сегодня рассмотрели, помогут вам при решении задач по математике и физике на экзаменах.
Математик. Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса: это и неравномерное механическое движение, и переменный ток, и химические реакции и радиоактивный распад вещества и т.д.
Мы убедились в важности изучения темы "Производная", ее роли в исследовании процессов науки и техники, в возможности конструирования по реальным событиям математические модели, и решать важные задачи. А я хочу закончить наш урок высказыванием русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, в котором как нам кажется, мы сегодня убедились
«Слеп физик без математики»
Проверка самостоятельной работы, подведение итогов.
Домашнее задание:
1). Карточки-задания 1-2 уровня
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель математики : Манджиева Л.Б-Х. Учитель физиики : Сарангова Ж.В . Интегрированный урок по теме «Применение производной при решении физических задач» ( 11 класс)
Цели: Повторить, обобщить и систематизировать знания о производной. Проверить уровень сформированности навыка нахождения производных, способствовать выработке навыков в применении производной к решению физических задач. Развивать логическое мышление, память, внимание, самостоятельность, коммуникативные навыки во время совместной работы. Формировать умение оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать.
Δ x Δ y X 1 X 2 Y 1 Y 2 X Y y ‘ Рассмотрите чертеж и дайте определение производной функции
Производная используется при решении следующих заданий : Вычислить производную Вычислить производную в заданной точке Все задания на построение касательной к графику функции Нахождение промежутков возрастания и убывания функции Нахождение точек экстремума Нахождение скорости тела в момент времени Нахождение наименьшего или наибольшего значения функции Построение графиков с помощью производной Исследование функции Решение задач методом математического моделирования
х 1 х 2 y 1 y 2 Δ x Δ y Y X Геометрический смысл производной A Δх 0 х 0 X 0 – точка касания y’ 0 = tg α касат. α B
Опишите поведение функции, если X - + - y’ -1 5 y ? 2. Функция определена на промежутке (-5;7). График ее производной изображен на рисунке. Найти промежутки убывания функции
В8. На рисунке изображен график функции у = f (х) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х 0 . Найдите значение производной функции f(x) в точке х 0 .
5. На рисунке график y =f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найти значение производной в точке x 0 .
4.Функция y = f(x) определена на промежутке [-6 ;7 ] . На рисунке изображен график ее производной. Укажите число точек максимумов и минимумов.
6. На рисунке изображен график функции и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной в точке x 0 .
ΔХ – промежуток времени Δ Y -изменение перемещения v ср. = v мгн. = Δ x Δ y X 1 X 2 Y 1 Y 2 X Y Траектория движения тела Физический смысл производной
v (t) = S′ (t) a(t) = V′ (t)
x(t)= x O + v*t s X ᶦ (t)= v X (t) x(t) = x O + v O x *t +a * t 2 / 2 v x (t) = v o x + a x * t s x (t) = v O x *t + a x * t 2 / 2
I = q ′ (t) Сила тока ω =ϕ ′ (t) Угловая скорость F = m a Сила E =mv 2 / 2 Кинетическая энергия P = mv Импульс
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=-2+4t+3t . Найдите ее скорость и ускорение в момент времени t = 2с. (х – координата точки в метрах, t – время в секундах). Задача 1
Задача№2: Точка движется прямолинейно по закону х ( t ) = - t 3 /6+ 3 t 2 -5 (время измеряется в секундах, координата в метрах). Найдите: а) момент времени t , когда ускорение точки равно 0; б) скорость движении точки в этот момент.
Задача№ 3 : Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону х ( t ) = t 2 + t +1. Координата х измеряется в сантиметрах, время t – в секундах. Найдите: а) действующую силу; б) кинетическую энергию (Е) тела через 2 с после начала движения .
Частица совершает гармонические колебания по закону х=24cos t см. Определите проекцию скорости частицы и ее ускорения на ось х в момент времени t = 4с. Задача 4
Тело движется по закону x ( t )=2 t 3 -2,5 t 2 + 3 t +1. Найти скорость тела при t =1 c . Ответ: 4 (с) -4 (п). 2. Тело движется по закону x ( t )= 3 t 4 -3 t 3 + 4 t + 2. Найти скорость тела при t =1с. Ответ: 11 (о) 7(п) 3. Заряд q изменяется по закону q ( t )= 0,4 t 2 /, найти силу тока при t =10 c . Ответ: 8(а) 2 (к) 4. Угол поворота тела вокруг оси изменяется по закону ϕ( t )= 0,3 t 2 – 0,5 t + 0,4. Найти угловую скорость при t = 10с . Ответ: 5,5 (с ) 5,2 (ы) 5. Температура тела Т изменяется по закону Т( t )=4 t 3 -7 t +4. Какова скорость изменения температуры при t =2с? Ответ: 5,8 (и) 6,8 (у).
М. В. Ломоносов
Дифференциальное исчисление- это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники. Производная функции используется всюду, где есть неравномерное протекание процесса: это и неравномерное механическое движение, и переменный ток, и химические реакции и радиоактивный распад вещества и многое, многое другое Мы убедились в важности изучения темы "Производная", ее роли в исследовании процессов науки и техники, в возможности конструирования по реальным событиям математические модели, и решать важные задачи .
ФОРМУЛЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ 1. (с) ’ = 0 2. (u n )’ =n∙u n-1 ∙u ’ 3. ( )’ = ∙ u ’ 4. ( )’ = - ∙ u ’ 5. (a u )’ = a u ∙ ln a ∙u ’ 6. (e u )’ = e u ∙u ’ ( )’ = ∙ u ’ 8. (ln u)’ = ∙ u ’ 9. 10. 11. (sin u)’ = cos u ∙ u ’ 7. (cos u)’ = - sin u∙u ’ 12. (tg u)’ = ∙ u ’ (ctg u)’ = - ∙ u ’
1` 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 С п а с и б о з а у р о к
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"
урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....
интегрированный урок по теме "Применение производной при решении физических задач"
урок интегрированный по теме " Применение производной при решении задач по физике" ,обощает понятие производной и показывает гдеприменяется производная в физике....
Интегрированный урок физика- математика " Применение производной при решении физических задач"
Занятие рассчитано на 2 учебных часа. Презентация, выполненная в программе SMARTNotebook 10 (14 слайдов), рассчитана на все занятие. Презентация (3слайда) прикреплена к слайду № 6, применяется д...

Интегрированный урок по теме "Применение производной в решении физических задач"
Урок проводится учителем математики и физики. Оценки выставляются по обоим предметам....

Интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Мы рассмотрим применение производной не только в кинематике, возможности применения производной намного шире,: ее можно применять при изучении многих вопросов по динамике, так же при изучении эл...

интегрированный урок "Применение производной при решении физических задач"
Урок расчитан на 2 часа. Используется презентация по теме" Важность изучения производной". кроссворд по теме урока, задчи по теме"Кинематика", задачи по теме "Кинематика"....

Конспект интегрированного урока по математике "Применение производной при решении физических задач", 10 класс
Конспект интегрированного урока по математике и физике "Применение производной при решении физических задач" рассчитан на учащихся 10 класса, является уроком закрепления и обобщен...