Элективный курс "Решение уравнений"
элективный курс по алгебре (9 класс)
Элективный курс "Решение уравнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_resheniya_uravneniy.docx | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» | «Утверждено» |
Руководитель МО | Директор МАОУ СОШ №8 |
______ /Ан А.С./ | _________ / Рекина Е.С. / |
Протокол МО | |
№ _1__ от «__30__» _08____2022 г |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по математике
основного общего образования
«Решения уравнений»
для 9 А, Б класса
Разработчик: Ан А.С.
Пек Д.В.
2022-2023 учебный год
г.Холмск
Пояснительная записка
При составлении программы элективного курса использовались Методические рекомендации : сборник материалов тьюторов / ответственные редакторы Д. С. Барышенский, Е. Н. Белай. – Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2020. – 113 с.
Рабочая программа элективного курса «Решения уравнений» предназначена для обучающихся 9 классов, разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе примерной программы по математике ФГОС ООО (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом учебного пособия «ОГЭ по математике от А до Я, модульный курс, алгебра», Ященко И.В., Шестаков С.А., 2019. Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Цель элективного курса:
расширить и углубить знания обучающихся по теме «Уравнения».
Задачи элективного курса:
1)обобщить и систематизировать различные методы решения уравнений;
2) совершенствовать практические навыки, математическую культуру обучающихся;
3) применять аппарат уравнений для решения разнообразных математических задач.
1. Планируемые результаты освоения элективного курса.
Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
1) осознания вклада учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор дальнейшего индивидуального пути образования, а также формирование уважительного отношения к труду;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме;
9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
10) умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки;
11) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) расширение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
2) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, степень, уравнение, система уравнений, график, пропорция) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы;
3) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
4) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Учащийся научится:
1) с помощью равносильных преобразований приводить уравнение к линейному виду, решать такие уравнения;
2) использовать геометрический смысл и алгебраическое определение модуля при решении уравнений;
3)решать простейшие линейные уравнения с параметрами, рациональные уравнения, пропорции, квадратные уравнения;
4)решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения;
5)определять уравнение с двумя переменными, строить график данных уравнений;
6)решать системы линейных уравнений графическим способом, способами подстановки и сложения;
7) применять основные правила решения диофантовых уравнений;
8) определять виды уравнений;
9) применять различные методы к решению уравнений.
Учащийся получит возможность научиться:
1) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
2) овладеть специальными приёмами решения уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
3) выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
4) применять полученные знания при решении задач повышенной сложности.
2. Содержание элективного курса
Введение. История математики. (2 ч)
Раздел I. Уравнения с одной переменной. (16 ч)
Повторение. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Теорема Виета. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Квадратные уравнения, содержащие знак модуля.
Раздел II. Уравнения с двумя переменными. (9 ч)
Уравнения с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений различными способами. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
Раздел III. Универсальные методы решения уравнений. (7 ч)
Разложение на множители. Функционально-графический метод решения. Подбор корня уравнения по его старшему и свободному коэффициентам. Метод введения новой неизвестной. Тайны решения уравнений высших степеней. Комбинирование различных методов. Различные способы решения задач с параметрами. Графическое решение задач с параметрами.
Реализация рабочей программы осуществляется с помощью следующих пособий и ресурсов:
1.Интернет-ресурсы:
https://oge.sdamgia.ru,
http://alexlarin.net,
http://www.ctege.info/knigi-oge-gia-9-klass/,
http://www.uztest.ru,
http://www.exponenta.ru
2. Учебное пособие «ОГЭ по математике от А до Я, модульный курс, алгебра», Ященко И.В., Шестаков С.А., 2019.
Тематическое планирование
Наименование разделов и поурочных тем | Количество часов |
1. Введение. История математики. | 2 |
1.1Входной тест | 1 |
1.2. Язык алгебры. Жизнь замечательных ученых. | 1 |
2. Уравнения с одной переменной. | 16 |
2.1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение уравнений. | 1 |
2.2. Свойства уравнений. Применение свойств при решении уравнений. | 1 |
2.3. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение простейших уравнений, содержащих знак модуля. | 1 |
2.4. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля | 1 |
2.5. Линейное уравнение с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. | 1 |
2.6. Понятие пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. | 1 |
2.7. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение уравнений. | 1 |
2.8. Первые представления о решении рациональных уравнений. Область допустимых значений. | 1 |
2.9. Правило решения уравнений вида P(x)/Q(x) = 0. | 1 |
2.10. Решение уравнений вида P(x)/Q(x) = F(x)/Q(x). | |
2.11. Квадратные уравнения. | 1 |
2.12. Неполные квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. | 1 |
2.13. Теорема Виета. Применение теоремы Виета при решении уравнений | 1 |
2.14. Составление математической модели. Решение задач с помощью уравнений. | 1 |
2.15. Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 1 |
2.16. Квадратные уравнения, содержащие знак модуля | 1 |
3. Уравнение с двумя переменными | 9 |
3.1. Уравнение с двумя переменными. Решение уравнения с двумя переменными. | 1 |
3.2. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | 1 |
3.3. Системы уравнений с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 |
3.4. Графическое решение системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 |
3.5. Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 1 |
3.6. Решение систем линейных уравнений методом сложения | 1 |
3.7. Решение задач с помощью систем линейных уравнений. | 1 |
3.8. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. | 1 |
3.9. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам. | 1 |
4. Универсальные методы решения уравнений. | 7 |
4.1. Метод разложения на множители. | 1 |
4.2. Функционально - графический метод. | 1 |
4.3. Подбор корня уравнения по его старшему и свободному коэффициентам | 1 |
4.4. Метод введения новой неизвестной. Тайны решения уравнений высших степеней. | 1 |
4.5. Комбинирование различных методов. | 1 |
4.6. Различные способы решения задач с параметрами. Графическое решение задач с параметрами | 1 |
4.7. Итоговое занятие. Тестирование. | 1 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и поурочных тем | Количество часов | Дата |
1.1Входной тест | 1 | 01.09. | |
1.2. Язык алгебры. Жизнь замечательных ученых. | 1 | 08.09. | |
2.1. Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение уравнений. | 1 | 15.09. | |
2.2. Свойства уравнений. Применение свойств при решении уравнений. | 1 | 22.09. | |
2.3. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение простейших уравнений, содержащих знак модуля. | 1 | 29.09. | |
2.4. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля | 1 | 06.10. | |
2.5. Линейное уравнение с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. | 1 | 13.10. | |
2.6. Понятие пропорции. Нахождение неизвестного члена пропорции. | 1 | 20.10. | |
2.7. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Решение уравнений. | 1 | 27.10. | |
2.8. Первые представления о решении рациональных уравнений. Область допустимых значений. | 1 | 10.11. | |
2.9. Правило решения уравнений вида P(x)/Q(x) = 0. | 1 | 17.11. | |
2.10. Решение уравнений вида P(x)/Q(x) = F(x)/Q(x). | 24.11. | ||
2.11. Квадратные уравнения. | 1 | 01.12 | |
2.12. Неполные квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений. | 1 | 08.12. | |
2.13. Теорема Виета. Применение теоремы Виета при решении уравнений | 1 | 15.12. | |
2.14. Составление математической модели. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 22.12. | |
2.15. Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 1 | 12.01. | |
2.16. Квадратные уравнения, содержащие знак модуля | 1 | 19.01. | |
3.1. Уравнение с двумя переменными. Решение уравнения с двумя переменными. | 1 | 26.01. | |
3.2. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | 02.02. | |
3.3. Системы уравнений с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 1 | 09.02. | |
3.4. Графическое решение системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 16.02. | |
3.5. Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 1 | 02.03. | |
3.6. Решение систем линейных уравнений методом сложения | 1 | 09.03. | |
3.7. Решение задач с помощью систем линейных уравнений. | 1 | 16.03. | |
3.8. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. | 1 | 23.03. | |
3.9. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам. | 1 | 06.04. | |
4.1. Метод разложения на множители. | 1 | 13.04. | |
4.2. Функционально - графический метод. | 1 | 20.04. | |
4.3. Подбор корня уравнения по его старшему и свободному коэффициентам | 1 | 27.04. | |
4.4. Метод введения новой неизвестной. Тайны решения уравнений высших степеней. | 1 | 04.05. | |
4.5. Комбинирование различных методов. | 1 | 11.05. | |
4.6. Различные способы решения задач с параметрами. Графическое решение задач с параметрами | 1 | 18.05. | |
4.7. Итоговое занятие. Тестирование. | 1 | 22.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса: « Уравнения и неравенства » 11 класс
Многие математические задачи сводятся к решению уравнений и неравенств. За время обучения математике школьникам приходится решать достаточно много уравнений и неравенств: линейных, квадрат...
Элективный курс "Уравнения и неравенства"
Элективный курс по математике «Уравнения и неравенства», рассчитан на 17 часов. Курс построен в соответствии со схемой «от простого - к сложному». При решении заданий второй части экзаменационной рабо...
Элективный курс "Уравнения и неравенства"
-расширение знаний учащихся по теме «Уравнения и неравенства»;-выработка умений решать уравнения и неравенства;-освоение учащимися основных методов решения уравнений и неравенств, рассматриваемы...
Элективный курс "Уравнения. Неравенства. Системы"
Программа элективного курса "Уравнения. Неравенства. Системы." для 10 - 11 классов. Изучение курса позволяет учащимся более качественно подготовиться к ЕГЭ по математике....
Рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства"
Элективный курс по алгебре "Уравнения и неравенства"10-11 класс 69 часов...
Занятие элективного курса "Уравнения, приводимые к квадратным"
Конспект урока для 9 класса...
элективный курс "уравнения в курсе алгебры" 11 класс
программа элективного курса расчитана на 35 часов, для подготовки к ЕГЭ...