Элективный курс "Уравнения и неравенства"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Элективный курс по математике «Уравнения и неравенства», рассчитан на 17 часов. Курс построен в соответствии со схемой «от простого - к сложному». При решении заданий второй части экзаменационной работы используются способы решения, требующие знания методов решения, выходящие за рамки программного материала. В курсе физики и химии используются навыки решения уравнений и неравенств и их систем. Обобщение и систематизация знаний по этому вопросу укрепит математический аппарат, используемый в смежных дисциплинах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_9_kl.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты- Мансийский автономный округ –Югра
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Элективный курс
«Уравнения и неравенства»
9 класс
Автор курса
учитель математики
высшей категории
Короткова Т.А.
2011-2012 учебный год
Элективный курс по математике «Уравнения и неравенства», рассчитан на 17 часов. Курс построен в соответствии со схемой «от простого - к сложному». Содержание курса следующее.
1.Пояснительная записка.
В программе математики второй ступени раскрыто наполнение содержательной линии курса «Уравнения», включающее:
- Уравнения и неравенства с одной переменной, равносильность уравнений и неравенств.
- Системы уравнений и неравенств.
- Общие методы и приёмы решения уравнений, неравенств и систем.
Опыт работы показывает, что при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена за курс основной школы для продолжения обучения в старшем звене необходимы систематизация и обобщение знаний об уравнениях и неравенствах.
Метод интервалов является необязательным для изучения в девятом классе, однако в старшем звене он используется при решении неравенств и систем неравенств.
В основной школе рассматриваются простейшие уравнения высших степеней и способы их решения, простейшие системы неравенств. Однако, при решении заданий второй части экзаменационной работы в девятом классе, а затем при решении заданий ЕГЭ части С используются способы решения, требующие знания методов решения, выходящие за рамки программного материала. В курсе физики и химии используются навыки решения уравнений и неравенств и их систем. Обобщение и систематизация знаний по этому вопросу укрепит математический аппарат, используемый в смежных дисциплинах.
2.Цель курса.
Повторить базовые знания, умения, навыки и углубить их в решении уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств.
3.Задачи курса.
- Повторить и обобщить основные свойства уравнений и неравенств
- Повторить решение линейных уравнений, содержащих модуль и параметр.
- Рассмотреть способы решения уравнений высших степеней: непосредственное упрощение, разложение на множители, введение нового неизвестного.
- Рассмотреть способы решения иррациональных уравнений.
- Обобщить решение систем рациональных уравнений.
- Рассмотреть решение линейных и квадратичных неравенств, а также их систем. Метод интервалов.
4. Учащиеся должны
знать:
- Определения линейного и квадратного уравнения и неравенства.
- Свойства уравнений и неравенств.
- Определение системы уравнений.
- Геометрический смысл решения системы уравнений.
- Основные свойства системы уравнений.
- Теорему Виета.
- Способы решения уравнений высших степеней.
- Способы решения рациональных уравнений.
- Метод интервалов.
- Определение системы неравенств.
уметь:
- Применять основные свойства к решению уравнений.
- Применять основные понятия и определения к решению систем уравнений.
- Решать линейные и квадратные уравнения, применять теорему Виета, исследовать решения квадратного уравнения, применять графический способ решения квадратного уравнения.
- Решать уравнения высших степеней подбором рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами.
- Решать иррациональные уравнения.
- Решать рациональные системы уравнений введением новой переменной.
- Применять основные свойства неравенств к решению неравенств, содержащих переменную.
- Решать линейные и квадратичные неравенства. Применять основные свойства неравенств к решению неравенств, содержащих переменную.
- Применять метод интервалов.
- Решать неравенства и системы неравенств с двумя переменными.
- Решать задачи, связанные с уравнениями, неравенствами и системами.
5.Содержание курса
- Основные понятия и определения, связанные с уравнениями . Основные свойства уравнений(1 ч.).
- Решение линейных и квадратных уравнений. Теорема Виета. Исследование решений квадратного уравнения с действительными коэффициентами. Графический способ решения квадратного уравнения(2 ч.).
- Решение уравнений высших степеней. Подбор рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Теорема Безу. Решение рациональных уравнений с одним неизвестным (3 ч.).
- Иррациональные уравнения. Комбинированные уравнения.(2 ч.).
- Основные понятия и определения, связанные с системами уравнений. Основные свойства систем уравнений(1 ч.).
- Решение систем уравнений. Геометрический смысл решения системы уравнений. Системы уравнений первой и второй степени. Способы сложения и подстановки (3 ч.)
- Решение систем рациональных уравнений. Введение новой переменной (1 ч.).
- Неравенства. Основные свойства. Неравенства, содержащие переменную. Решение линейных и квадратичных неравенств. Метод интервалов.(2 ч.)
- Системы неравенств. (2 ч.)
6. | Учебно-тематическое планирование | |||||||
№ п\п | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||||
всего | лекции | практика | ||||||
1 | Основные понятия и определения, связанные с уравнениями. Основные свойства уравнений | 1 | 0,5 | 0,5 | урок-диалог | зачет | ||
2 | Решение линейных и квадратных уравнений, содержащих модуль и параметр | 2 | 1 | 1 | урок | практическая работа | ||
3 | Решение уравнений высших степеней. Теорема Безу. Решение рациональных уравнений | 3 | 1 | 2 | урок | практическая работа | ||
4 | Иррациональные уравнения. Комбинированные уравнения. | 2 | 0,5 | 1,5 | урок | практическая работа | ||
5 | Основные понятия и определения, связанные с системами уравнений. Основные свойства систем уравнений | 1 | 0,5 | 0,5 | урок | практическая работа | ||
6 | Решение систем уравнений методом подстановки и сложения | 2 | 1 | 1 | урок | практическая работа | ||
7 | Решение систем рациональных уравнений. Метод введения новой переменной | 2 | 1 | 1 | урок | практическая работа | ||
8 | Неравенства. Основные свойства. Неравенства, содержащие переменную | 1 | 0.5 | 0,5 | урок | практическая работа | ||
9 | Решение квадратичных и рациональных неравенств методом интервалов | 1 | 0,5 | 0,5 | урок | практическая работа | ||
10 | Системы неравенств. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными | 1 | 0,5 | 0,5 | урок | практическая работа | ||
11 | Обобщение изученного | 1 | - | 1 | урок | защита творческих работ | ||
Итого | 17 | 7 | 10 |
7.Форма контроля: зачёт, практическая работа
8.Количество часов: 17
9.Результативность: решение индивидуальных заданий, подготовка творческого отчета.
10.Межпредметные связи: уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств в физике, химии.
11.Дидактическое обеспечение:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразовательных учреждений.- 8-е изд. испр.- М.: Мнемозина, 2008.-231 с
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений.- 8-е изд. испр.- М.: Мнемозина, 2008.-231 с.
- Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение, 2007.-191 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс- 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2006.-192 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Алгебра. 2009\ ФИПИ. – М.: Интеллект- центр.2009.-128 с.
- Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.-158 с.
12.Используемая литература:
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразовательных учреждений.- 8-е изд. испр.- М.: Мнемозина, 2008.-231 с
- Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразовательных учреждений.- 8-е изд. испр.- М.: Мнемозина, 2008.-231 с.
- Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова и др. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. – М.: Просвещение, 2007.-191 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс- 8-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2006.-192 с.
- Л. В. Кузнецова, Е. А. Бунимович и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Алгебра. 2009\ ФИПИ. – М.: Интеллект- центр.2009.-128 с.
- Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.-158 с.
Учащиеся с интересом посещали элективный курс, отмечали, что теоретический и практический материал, заложенный в этот курс помог не только систематизировать и обобщить знания по математике, необходимые для использования в смежных дисциплинах, но и решил проблему подготовки к выпускным экзаменам по рассмотренным темам. Творческая обстановка на занятиях способствовала активному, заинтересованному выполнению практических работ и решению творческих заданий.
Введение в школу элективных курсов, я думаю, будет способствовать гуманизации образования. Каждый ребенок найдет место своим интересам и умениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс Самый простой способ решения непростых неравенств
Цели: 1.Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности. 2.Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений....
Элективный курс по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс...
Программа элективного курса "Решение уравнений и неравенств с модулем."
Элективный курс для 10 классов....
Элективный курс «Избранные вопросы математики» по теме «Неравенства» для 11 класса.
Элективный курс «Избранные вопросы математики», рассчитан на 34 часа, в объёме один час в неделю и направлен на углубленное изучение темы «Неравенства». Данный курс можно использовать в 10 и 11 ...
Элективный курс "Уравнения. Неравенства. Системы"
Программа элективного курса "Уравнения. Неравенства. Системы." для 10 - 11 классов. Изучение курса позволяет учащимся более качественно подготовиться к ЕГЭ по математике....
Итоговый контроль по темам № 6,7: «Алгебраические неравенства. Квадратные неравенства. Рациональные неравенства высших степеней. Дробно-рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Иррациональные неравенства»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающихся и календарно-тематическое планирование на 34 часа. С.А. Гомонов "Замечательные неравенств...