Конспект урока по теме: "Степень с рациональным показателем"
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Разработка урока открытия нового знания по теме: "Степень с рациональным показателем", учебник Колягин Ю.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepen_s_ratsionalnym_pokazatelem.docx | 176.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Степень с рациональным показателем»
УМК: «Алгебра и начала математического анализа» (углубленный уровень) 10 класс Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева.
Количество часов: 3
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока:
- Деятельностная: формирование у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия (расширение понятия степени до понятия степени с рациональным показателем, формирование навыков действий со степенями с рациональным показателем).
- Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее нового.
Задачи урока:
- Образовательные: расширить понятия степени до понятия степени с рациональным показателем, сформировать навыки действий со степенями с рациональным показателем, способность к практическому использованию соответствующего алгоритма (эталона); повторить и закрепить: свойств степеней с рациональным показателем.
- Развивающие: развивать вычислительные навыки, умения обобщать, анализировать, выявлять закономерности, сопоставлять, делать выводы, развивать устную речь, навык самостоятельной работы и работы в группах.
- Воспитательные: воспитывать умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству, воспитывать внимание, культуру математического мышления, развитие интереса к предмету, серьезное отношение к учебному труду, формирование информационной культуры учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: знания о понятии степени с рациональным показателем, свойствах со степенями с рациональным показателем.
- Метапредметные: умение учащимися самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие самостоятельности; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе
- Личностные: Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Актуальность использования средств в ИКТ:
- Развитие плодотворного сотрудничества с учащимися.
- Возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов.
- Развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, положительной мотивации к предмету с помощью ЦОР и ЭОР.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация в программе Power point
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: ПК, проектор.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Мотивация к деятельности девизом урока (слайд 1): «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь» (М.В. Ломоносов). | Приветствие учителя. Чтение девиза урока. Свое отношение к высказыванию. |
2 | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала: арифметический корень n – ой степени (n ϵ N, n≥2) из неотрицательного числа a, основные компоненты степени, нахождение арифметического корня n – ой степени (n ϵ N, n≥2) из неотрицательного числа a. Актуализация мыслительных операций, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: сравнение, анализ, классификация. Слайд 2/ Закончить предложение:
- задания из тренировочных вариантов ЕГЭ -математика (базовый уровень). Слайд 3/ Индивидуальное задание 1 (первый способ решения): Вычислить Слайд 4/ Индивидуальное задание 1 (второй способ решения): Обратить внимание учащихся на то, что результат вычисления 125 можно представить в виде степени с показателем 3, который в свою очередь в виде рационального числа 12/4. Постановка перед учениками проблемы: всегда ли можно представить показатель степени в виде рационального числа? А при отрицательном показателе числа? При отрицательном значении основания? | Ответы на вопросы учителя, запись важной информации в тетрадь. Работа ученика (нескольких учеников) у доски. Работа в группах и в парах. Использование эталона. |
3 | Выявление места и причины затруднения. | После этого предлагается индивидуальное задание на затруднение (решение не более 1 мин). Слайд 5/ Индивидуальное задание 2 (постановка проблемы перед учащимися): Найти арифметический корень пятой степени чисел -32 и 243. Слайд 6/ Постановка вопросов перед учащимися: – Какое задание вы должны были выполнить? (Найти арифметический корень пятой степени чисел -32 и 243.) – Какой способ вы использовали при выполнении задания? (По определению арифметического корня натуральной степени и (или) представление показателя степени в виде рационального числа.) – Вы, справились с заданием и если нет, то почему? (Допустимо, что справились, расширив понятие арифметического корня натуральной степени, но большая часть нет, т.к. представить отрицательное число в виде степени с рациональным показателем не возможно по определению) – Как вы думаете, какая цель сегодня стоит перед нами? (Расширение понятия степени до степени с рациональным показателем, определение условия представления выражения в виде степени с рациональным показателем.) Слайд 7/ – Формулировка темы урока (откорректировать): «Степень с рациональным показателем».) Уточнение термина «степень с рациональным показателем». Слайд 8/ Слайд 9/ Свойства показателей степеней: | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | - Имеются навыки представления числа (выражения) в виде степени с натуральным показателем. Используя условия (определение) степени с рациональным показателем, можно ли применить алгоритм представления степени с натуральным показателем для представления степени с рациональным?(Да) Слайд 10/ Работа в группах. Расположить шаги в нужном порядке. | |
5 | Реализация построенного проекта. | Слайд 11/ Проговаривание алгоритма представления числа (выражения) в виде степени с рациональным показателем. Объяснение правильного нахождения и верной записи в тетрадь. Вычислить: Слайд 12/ Самостоятельное выполнение, один ученик у доски. Найдите значение выражения: Слайд 13/ При наличии времени:
| |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Слайд 14/ Работа в парах. Найдите Слайд 15/ Работа в парах (проверка решения) | Выполнение заданий в парах с использованием эталона. Самопроверка. Проверка всем классом. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 16/ Вариант 1 Вариант 2 Слайд 17/ | Выполнение заданий самостоятельно с использованием эталона. Самопроверка. |
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Слайд 18/ Упражнения: У: №476(5,6) | Выполнение задания. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Слайд 19/ Постановка домашнего задания (У: стр. 156-158(чит.), №470, 472(1,2), 478(1,3)). Организация обсуждения: Какова была тема урока? Что нового узнали на уроке? Слайд 20/ Использование раздаточного материала («Карточка рефлексии», Приложение2) | Ответы учащихся на поставленные учителем вопросы. Запись домашнего задания. Заполнение бланка «Карточка рефлексии». |
Приложение 1
Эталон: Алгоритм разложения составных чисел на простые множители
- Является ли подкоренное выражение (основание степени) больше нуля;
- Если нет, то п.4. Если да, то является ли рациональный показатель целым числом;
- Если нет, то п.4. Если да, то преобразовать выражение, используя определение и свойства степени с рациональным показателем;
- Процесс выполнения задания завершается, обобщение результата, ответ.
Приложение 2
Карточка рефлексии
1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ | АКТИВНО / ПАССИВНО ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ |
Карточка рефлексии
1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ | АКТИВНО / ПАССИВНО ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ |
Карточка рефлексии
1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ | АКТИВНО / ПАССИВНО ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ |
Карточка рефлексии
1. НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ | АКТИВНО / ПАССИВНО ИНТЕРЕСНЫМ / НЕ ИНТЕРЕСНЫМ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. Мордкович, Зубарева, план-конспект урока по теме "Степень числа"
Урок изучения нового материала по теме: "Степень числа"...
План-конспект урока по теме "Степень числа"
Представлен план-конспект урока математики в 5 классе по теме "Степень числа" ( урок "открытия новых знаний" )...
Конспект урока по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"( 5класс)
Конспект урока по теме "Степень. Квадрат и куб числа" разработан на ступени перехода к новым ФГОС. Учебник Н.Я.Виленкин...Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Методическая разработка урока по теме: "Степень с целым отрицательным показателем"
Представленный материал содержит презентацию и план-конспект урока алгебры по теме "Степень с целым отрицательным показателем". Данный материал может быть использован на уроках алгебры в 9...
Конспект урока на тему: Степень с натуральным показателем.
ТемаСтепень с натуральным показателем. Тип урокаУрок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий. Цели урокаПознакомить учащихся с понятием степени числа, основан...
Урок по теме "Степень с отрицательным целым показателем"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель урока: сформировать понятие степени с отрицательным целым показателем, умение читать и записывать выражения, содержащие...