Урок по теме "Степень с отрицательным целым показателем"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие степени с отрицательным целым показателем, умение читать и записывать выражения, содержащие степени с отрицательным целым показателем; формировать умение находить значение числового выражения, содержащего степени с отрицательным целым показателем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt3.doc | 159.5 КБ |
prezentatsiya_stepen1.pptx | 1.12 МБ |
kartochka_dlya_proverki_po_etalonu.docx | 20.45 КБ |
kartochka_dlya_raboty_v_parah.docx | 18.91 КБ |
samostoyatelnaya.doc | 78.5 КБ |
etalon_dlya_samoproverki.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Тема урока: «Степень с отрицательным целым показателем»
8 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформировать понятие степени с отрицательным целым показателем, умение читать и записывать выражения, содержащие степени с отрицательным целым показателем; формировать умение находить значение числового выражения, содержащего степени с отрицательным целым показателем
Общеобразовательный аспект.
1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков:
- умение планировать свою деятельность при решении задач;
- умение контролировать свою деятельность при решении задач;
- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
- умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока;
- умение работать по образцу и в сходной ситуации при первичном закреплении.
2. Продолжить формирование специальных умений и навыков:
- умение работать с учебником при объяснении нового материала;
- умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.
Развивающий аспект.
1. Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.
- Продолжить развитие логического мышления.
- Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.
Воспитательный аспект.
Реализовать комплексный подход к воспитанию.
1. Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
- Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.
- Расширять представление об окружающем мире.
Оборудован: мультимедийное, презентация.
Методы обучения:
- по источнику приобретённых знаний – словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый.
Ход урока
- Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнемся друг другу и пусть хорошее настроение сохраниться у вас в течение урока, но при этом будьте внимательны. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.
2. Актуализация знаний
- Перед вами числа. На какие группы мы можем разбить эти числа?
(-2)3 0,4; ; 33 5; -2,15; (1/7)2; ; -6; (-6)2
(ответ: на числа и числа, записанные в виде степени)
- Для каждого числа, записанного в виде степени, назовите показатель и основание степени
- Дайте определение степени с натуральным показателем.
(Ответ. Произведение n одинаковых множителей, равных a. (Степенью числа а с натуральным показателем п, большим 1, называют произведение п множителей, каждый из которых равен а.)
- Что можно сказать о виде числа n?
Ответ. n – натуральное число.
- Найдите значение выражений записанных в виде степени
(-8, 27, 1/49, 36)
Запишите в виде степени и вычислите: а) 23·22; б)57:54; в)(23)2; г) 100 д) 42:45
- Что нужно вспомнить для выполнения этого задания
(ответ: свойство степеней с натуральным показателем)
- Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями
(Ответ: При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываем, а основания оставляют прежними. )
- Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями
(Ответ: При делении степеней с одинаковыми основаниями из показателя степени делимого вычисляют показатель степени делителя, а основание оставляют прежним. )
- Сформулируйте правило возведение степени в степень
(Ответ: При возведении степени в степень показатели перемножают, а основание оставляют прежним )
- Чему равна степень числа а с показателем 0
Ответ: Для любого числа а, не равного нулю, а0=1
(ответы: 25=32, 53=125, 26=64, 1, 4-3)
- Постановка проблемы.
- Почему не смогли выполнить последнее задание? Сформулируйте свое затруднение.
(Ответ: Мы не знаем, что означает отрицательная степень и какое число получится. Мы не можем вычислить значение выражения, так как не знаем, как возводить число в отрицательную степень).
- Сформулируйте тему урока
(Ответ: Степени с целым отрицательным показателем.)
-Откройте тетради запишите число, классная работа, тему урока.
- Какая цель стоит перед нами?
(Ответ: научится находить значение степени с отрицательным показателем)
- Какие задачи вы поставите? Что для этого нужно сделать?
(Ответ: 1.Определить – что называется степенью с отрицательным показателем?
2. Узнать, как возводить число в отрицательную степень.
3.Научиться применять новые знания при решении заданий.)
- Открытие учениками нового знания.
- Чтобы решить 1 задачу, где мы можем найти информацию
(Ответ: В учебнике.)
- Открываем учебник страница 59-60
- Сформулируйте правило вычисления степени с отрицательным показателем
Запишите в тетради формулу:
a-n = l/an, a≠O, n-натуральное число
Историческая справка.
Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке. Англичанин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаак Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА и т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3и т.д."
- Имеет ли смысл выражение 0-5?
(Ответ. Нет, т.к. основание степени с отрицательным показателем должно быть отлично от нуля.
- 0n имеет смысл только при положительных значениях n.
- Мы определили, что называют степенью с отрицательным показателем?
(ответ: да, a-n = l/an, a≠O, n-натуральное число)
- Итак, как возвести 4-3?
Ответ: 4-3=1/43= 1/64
- Физкультминутка
- Первичное усвоение новых знаний
- Мы выполнили 2 задачу, поставленную перед нами?
(ответ: да, мы узнали, как вычислить степень с отрицательным показателем)
- Какая 3 задача перед нами стоит
( ответ: Научиться применять новые знания к решению заданий)
- Для этого я предлагаю вам следующие задания
- Первичное закрепление.
Представьте степени в виде дробей с положительными показателями. (Один ученик у доски выполняет задание 1 и 2, делает самооценку)
а) 8-3= 1/83, (а + b)-2, (ab)-3.
замените дробь степенью
б) 1/67 = б-7;
1/у7 = у-7;
1/7 = 7-1.
- А теперь возьмите на столах карточку красного цвета с заданием для работы в парах. Выполните задание.
- Представьте степени в виде дробей с положительными показателями с 1 по 3 задание. - Заменим дробь степенью с 4 по 6 задание
- Ответы впишите в таблицу.
№ | Ответ | |
1 | З-4 |
|
2 | у- 1 |
|
3 | (m - n)-2 |
|
4 | 1/58 |
|
5 | 1/(b + с)10 |
|
6 | 1/(х - у) |
|
-
- А теперь проверим получившиеся ответы по образцу
- Оцените свою работу с этим упражнением
- А сейчас займемся вычислениями (Один ученик у доски, самооценка)
4-2= 1/42= 1/16;
(2/3)-3 = 1/(2/3)3 = 27/8 = 3 3/8;
0,01-2 = (1/100)-2= 10000.
- Возьмите на столах карточку сиреневого цвета с заданием для работы в парах. Выполните задание в тетрадях
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 | (-1/4)-3 |
|
3 | 0,001 -1 |
|
- Откройте белый конверт и проверьте свою работу с помощью эталона для самопроверки.
- Оцените свою работу
- Подведем промежуточный итог, Как возвести число в отрицательную степень?
- Самостоятельная работа
- а теперь предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам
Вариант 1
- Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в); г) ; д)
- Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 5-7; б) 7-1; в) а-11; г) х-1; д) (2у)-5
- Вычислите:
а) 2-3; б) (-5)-1; в) ; г) (0,2)-3; д) ; е) 6-1+2-2; ж) 2780 – 0,1-2.
4. Представьте в виде дроби и сократите: (а3 +3а4 – а6) : (3 – а2 + а—1)
5. Известно, что 3у=а. Найдите: 32у; 33у+1; 3-у; 92у
Вариант 2
- Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в); г) ; д)
- Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 7-3; б) 2-1; в) у-10; г) с-1; д) (3а)-4
- Вычислите:
а) 3-2; б) (-5)-2; в) ; г) (0,1)-4; д) ; е) 8-1+6-2; ж) 4560 – 0,1-3.
4. Представьте в виде дроби и сократите: (х4 +2х6 + х7) : (2 + х + х—2)
5. Известно, что 5п=в. Найдите: 53п; 52п-1; 5-п; 253п
- Этап контроля и оценки. Итог урока (рефлексия деятельности)
- Все ли задачи поставленные в начале урока мы смогли решить?
– Что нового вы сегодня узнали?
- По какому правилу следует возводить числа в отрицательную степень?
- А я бы хотела подвести итог нашего урока словами известного математика Вейерштрасса:
«Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе».
Если минус нам не нравится,
С этим горем можно справиться:
Знак меняем в показателе,
Степень пишем в знаменателе,
Сверху ставим единичку.
Получается? Отлично!
Коль числитель единица,
Степень в знаменателе,
Пишем мы ее как степень
С целым показателем:
Дробную черту стираем,
Единицу убираем
И еще, конечно, минус
В показатель добавляем
– Проанализируйте свою работу на уроке. Поднимите смайлик с улыбкой, если вы поняли, что такое степень с отрицательным целым показателем и у вас всё получалось на уроке; смайлик с нейтральной улыбкой, если вы поняли, что такое степень с отрицательным целым показателем , но на уроке допускали ошибки и смайлик с грустным лицом, если вообще не понял, о чём шла речь на уроке числа.
- Домашнее задание
§ 8 . № 233, 235,241,244
Подготовить сообщения по теме: « История развития понятия степень»
Я благодарю всех, кто принял активное участие в работе. Урок окончен. До свидания!
История возникновения степени числа.
Сложение, вычитание, умножение и деление идут первыми в списке арифметических действий. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.
В своей знаменитой «Арифметике» греческий учёный Диофант описывает первые натуральные степени чисел так: «Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато-квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо-кубы — от умножения кубов самих на себя».
Немецкие математики Средневековья стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михеля Штифеля «Полная арифметика» сыграла в этом значительную роль.
Но математики продолжали искать более простую систему обозначений степени, так как её обозначения были не удобны.
Француз, бакалавр медицины Никола Шюке смело ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.
Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателями берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса и Исаака Ньютона.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представьте в виде степени и вычислите: А) Б) : В) Г) Д)
Тема: Степень с целым отрицательным показателем. 17.11.2018 Классная работа Цели урока: Научится находить значение степени с отрицательным показателем
Работа с учебником: Открываем учебник страница 59-60
= , ≠ O , n- натуральное число
Как алгебраисты вместо АА , ААА и т.д пишут А 2 , А 3 так и я … вместо 1/а, 1/а 2 , 1/а 3 пишу а -1 , а -2 , а -3 Историческая справка. Отрицательные показатели степени ввел еще в 15 веке математик Шюке . Англичанин Джон Валисс впервые рассмотрел вопрос о целесообразности употребления отрицательных показателей. Исаа Ньютон стал применять их систематически. В одном из писем Ньютон сказал :
Нет, т.к. основание степени с отрицательным показателем должно быть отлично от нуля. Имеет ли смысл выражение О -5 ?
Вывод 0 n имеет смысл только при положительных значениях n .
= Решение проблемы
1. Представьте степени в виде дробей с положительными показателями. А) Б) В) 2. З амените дробь степенью А) Б) В)
Задание в парах С №1-3 – Представьте степени в виде дробей с положительными показателями. С №4-6 - Замените дробь степенью
Физкультминутка
Представьте степени в виде дробей с положительными показателями ответ ответ
Заменить дробь степенью ответ ответ
Вычислите А) Б) В)
Самостоятельная работа 1-2 задание - оценка «3» 1-3 задание - оценка «4» 1-4 задание - оценка «5» 5 задание - дополнительное
Домашнее задание: Учебник страница № 233, №235, №241, 244 Творческое задание Подготовить сообщение по теме «История развития понятия степень»
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
№ | Ответ | |
1 | З - 2 |
|
2 |
| |
3 | 0,001 -1 |
|
Предварительный просмотр:
Степень с отрицательным показателем
Вариант 1
- Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в); г) ; д)
- Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 5-7; б) 7-1; в) а-11; г) х-1; д) (2у)-5
- Вычислите:
а) 2-3; б) (-5)-1; в) ; г) (0,2)-3; д) ; е) 6-1+2-2; ж) 2780 – 0,1-2.
4. Представьте в виде дроби и сократите: (а3 +3а4 – а6) : (3 – а2 + а—1)
5. Известно, что 3у=а. Найдите: 32у; 33у+1; 3-у; 92у (дополнительное задание)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Степень с отрицательным показателем
Вариант 2
- Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в); г) ; д)
- Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 7-3; б) 2-1; в) у-10; г) с-1; д) (3а)-4
- Вычислите:
а) 3-2; б) (-5)-2; в) ; г) (0,1)-4; д) ; е) 8-1+6-2; ж) 4560 – 0,1-3.
4. Представьте в виде дроби и сократите: (х4 +2х6 + х7) : (2 + х + х—2)
5. Известно, что 5п=в. Найдите: 53п; 52п-1; 5-п; 253п (Дополнительное задание)
Предварительный просмотр:
Эталон для самопроверки
Или
Эталон для самопроверки
Или
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Степень с отрицательным целым показателем
Урок по алгебре в 8 классе "Степень с отрицательным целым показателем"...
Конспект урока "Степень с отрицательным целым показателем"
Конспект открытого урока в 8-ом классе по математике на тему "Степень с отрицательным целым показателем"...
Конспект урока "Степень с отрицательным целым показателем" 8 кл
Конспект урока "Степень с отрицательным целым показателем" по математике для 8 класса...
Урок алгебра в 8 классе по теме:«Степень с отрицательным целым показателем».
Урок разработан по технологии проблемного обучени Тема урока: «Степень с отрицательным целым показателем».Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: Сформировать представление о степени ...
Методическая разработка урока алгебры в 8-м классе по теме: "Степень с отрицательным целым показателем"
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием степени с целым показателем и научить применять ее при вычислениях и преобразованиях.Развивать умения выделять главное, существенное в изучаемом матери...
Разработка урока алгебры в 8 кл по теме "Степень с отрицательным целым показателем"
Урок соответствует программе алгебры 8кл по учебнику А.Г. Мордкович....
Урок: "Степень с отрицательным целым показателем"
методическая разработка...