№ | Этап урока | Требования к уроку | Ход урока | УУД |
1 | Мотивирование к учебной деятельности | Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Давайте, друзья, улыбнёмся другу Улыбки подарим гостям! К уроку готовы! Тогда - за работу! Удачи желаю я Вам. - Сегодня на урок я принесла вам отрывок из комедии, которую будете изучать в старших классах, в котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи. В сценке участвуют 2 персонажа: Правдин и Митрофанушка. Итак, послушайте. Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна... Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь? Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему.
| - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии | 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»), 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
| Актуализация. -Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Перед вами опорная карта, с которой вы будете работать. Посмотрите на вашу опорную карту и напишите все, что знаете об имени прилагательном. (прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? Изменяется по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении бывают определениями и сказуемыми.) -Прочитайте, что написали. Молодцы. Вы дали правильное определение имени прилагательного. - Я приготовила вам задание. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре нужно соблюдать? (работать тихо, не мешать остальным). Возьмите конвертики, достаньте слова и распределите их в два столбика. В первый столбик – имена прилагательные, во второй – остальные части речи. Не забываем про краткую форму имени прилагательного. Затем сверьте с эталоном на доске, исправьте, если допустили ошибки. (слайд 1) - Кто справился с заданием без ошибок? Возьмите, пожалуйста, листочки красного цвета. Это ваша карта успеха. Поставьте в карту успеха под номером 1 «повторил» знак «+», если нет ошибок, кто допустил ошибки – поставьте «?» Красивый, помощь, дремуч, в хвойном, рожь, хорош, думаешь, горяч, шалаш, беззвучие. - Поднимите руки, у кого «+». Есть затруднение, с которым будем работать. Встречаются слова: дремуч, хорош, горяч. Какой вопрос к ним можем поставить? Выполнение пробного действия. - Время вышло. Все ли сумели выполнить задание? Поднимите листочки зеленого цвета. Можете ли вы объяснить, почему подчеркнули именно эти слова? Какими членами предложения они являются? Среди ваших ответов нет (есть) правильных ответов. Фиксация затруднения в новом действии. - Если среди вас есть ученики, которые выполнили пробное действие без ошибок, в карте успеха под цифрой 2 поставьте +, если есть ошибки - ?
| - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П); - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - волевая саморегуляция (Р) |
3 | Выявление места и причины затруднения
| Организовать восстановление выполненных операций. Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т. д.). На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
| - Какое задание вы должны были выполнить? (в данных предложениях подчеркнуть прилагательные). - Почему вы не смогли выполнить задание? ( не знаем правил). - Если мы выявили причину затруднения, в карте успеха под цифрой 3 поставьте «?».
| - учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организовать построение проекта выхода из затруднения: Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
|
- А сейчас посмотрите на следующий слайд. (слайд 2) Сравните по каждому рисунку (быстро).
- Чем отличаются эти объекты на каждом рисунке? А может они похожи? Какая же часть речи помогала нам это определить? - Значит, с помощью прилагательных можно не только описывать? (но и сравнивать). Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая часть речи будет нам помогать? (Сравнивать при помощи прилагательных) - Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока. Как пишется числительное одиннадцатое? (слайд 3) Тема: Степени сравнения имен прилагательных.
- А что вы знаете об этой теме? -А что хотели бы узнать? Что мы будем делать на уроке? Какая же цель нашего урока? (познакомиться со сравнительной степенью имени прилагательного, научиться образовывать и правильно употреблять степени сравнения имен прилагательных в речи.) Цель мы поставили, если мы знаем цель, то мы сможем найти правильную дорогу. - Посмотрите на доску (слайд 4)
-По каким признакам можно сравнить карандаши? (первый карандаш тоньше, длиннее, ярче второго) -А что можно сказать о футболках? (первая футболка больше второй) Длинный, яркий – это признаки предметов - Значит, Признаки предметов свойственны предметам в большей или меньшей степени. Предмет по сравнению с другими предметами может быть лучше или хуже, может отличаться по размерам – быть большим, очень большим или маленьким. - Откройте учебники на странице 10 и прочитайте первое правило. Сделайте, пожалуйста, в опорную карту записи, какие бывают степени сравнения? Что показывают, какими членами предложения будут, и напишите примеры. Сделайте вывод. Что написали в опорную карту? - Что вы узнали о степени сравнения имен прилагательных? (имена прилагательные имеют две степени сравнения – сравнительную и превосходную (пример: добрее, более добрый - сравнительная степень; добрейший, самый добрый - превосходная степень). - Посмотрите на рыбок, чем первая рыбка отличается от второй? Используйте прочитанное правило. (подсказка: мелкая – крупная) (слайд 5) - Как же образуется сравнительная степень имён прилагательных? (не знаем) - У нас затруднение. Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос в учебнике. Прочитайте второе и третье правило на странице 10. В своих опорных картах напишите под стрелочками 2 формы сравнительной степени и составьте схему образования. Напишите примеры. Простая форма образуется путем прибавления каких суффиксов? (ответы учащихся)
Значит, Сравнительная степень имеет две формы. Простая форма сравнительной степени образуется путём прибавления суффиксов –ее,-ей,-е, -ше. - А теперь посмотрите правило со страницы 12. Как образуется составная форма сравнительной степени? (ответы учащихся) (Составная форма-путём прибавления к прилагательному слов более, менее.) - Посмотрите на слайд. Правильно ли вы написали схему в опорной карте? (слайд 6) | - самоопределение (Л); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К) ; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
5 | Реализация построенного проекта | 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | - Давайте вернемся к пробному действию. Задание на зеленых листочках - Какое задание вам нужно было выполнить? (в данных предложениях подчеркнуть прилагательные.) Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека (М. Горький). Ночь стала еще гуще, еще чернее и теплее (Куприн). В бою бьет, кто упорнее и смелее, а не кто сильнее (пословица). - Пользуясь опорной картой, попробуйте решить затруднение, открыть новое знание. - Какие прилагательные вы подчеркнули? (ответы учащихся.) - В какой форме сравнительной степени они употреблены? (простая сравнительная?) - Есть ли примеры составной сравнительной степени? (нет) - С помощью чего образованы, выделите эти суффиксы прилагательных. А кой же частью речи являются данные прилагательные? Прочитайте правило и подчеркните правильно. (сказуемое) - Проверьте, пожалуйста, по эталону.(слайд 7) Возьмите карту успеха. Посмотрите, что мы сейчас сделали? (открывали новые знания. В карте успеха ставим «+», кто понял правило, «?» - у кого есть сомнения.
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - чувство прекрасного и эстетические чувства (Л); - установка на здоровый образ жизни (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - познавательная инициатива (Р); - использование знаково-символических средств (П); - поиск необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - установление причинно-следственных связей, доказательство (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К); - управление поведением партнера (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
6 | Первичное закрепление во внешней речи | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах.
| - Что вы сейчас должны сделать? (потренироваться в применении нового знания) - А теперь поработаем в группах. У вас есть карточки-листочки синего цвета. Там написаны предложения, в которых допущены ошибки. Найдите ошибки и исправьте их. Сначала исправьте ошибки первых трех предложений. Затем еще раз прочитайте правило на 12 странице учебника, после прочитанного определите род, число и падеж прилагательных в 4, 5. 6 предложениях. Конфета сладче пряника. Бант Светы красивше банта Ани. Мёд густее варенья. Купил билеты по более низкая цене. (Д.п., ж.р. ед.ч.) Более дождливый лета еще не было (Р.П., ср.р. ед.ч.) Я знаю более известный актером (Т.п. м.р. ед. ч.) - Как вы определили род, число, падеж данных прилагательных? (по существительным) - Проверяем, как наши группы справились с заданием. Пожалуйста, первая группа, прочитайте 1 предложение. Остальные проверьте, как написали. Вторая – второе и т.д. - Как правильно звучит слово Краси вее или красиве е - Спасибо. Все справились с заданием.
| - контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); -- использование общих приемов решения задач (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки* (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
| - Сейчас вы поработаете самостоятельно. Напишите, пожалуйста, тест, который вы видите на экране (слайды 8-12), затем проверьте по эталону. (спросить по каждому заданию). (слайд 13) В карте успеха под номером 5 поставьте символы. | - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л); - анализ, сравнение, классификация (П); - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); - выделение и формулирование проблемы (П); - постановка познавательной цели (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий, доказательство (П); - координирование разных позиций с учетом разных мнений (К); - достижение договоренностей и согласование общего решения (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
8 | Включение в систему знаний и повторение | 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
| - Где вам может помочь полученное знание? (при выполнении домашнего задания, других заданий в учебнике, самостоятельной работы). - В конце урока мы потренируемся в образовании простой и сравнительной степени имен прилагательных. - Посмотрите на следующий слайд. (слайд 14) Образуйте, по возможности, от данных в скобках прилагательных простую или составную сравнительную степень. 1. Роза (красивый) шиповника. 2. Ландыши (пахучий), чем ромашка. 3. Брат (внимательный), чем сестра. 4. Волга (полноводный) Оки. 5. Правда (светлый) солнца. 6. Мы преодолевали (трудные) перевалы, спускались в (глубокие) ущелья. 7. У летучих мышей (чуткий) слух, чем у полевых мышей.
- Молодцы, ребята. В карте успеха под номером 6 не забудьте поставить «+» , «?».
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, классификация (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - умение структурировать знания (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - использование общих приемов решения задач (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнера (К) |
9 | Рефлексия учебной деятельности | 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
| Ну что ж. - Какую цель ставили сегодня на уроке? - Достигли этой цели? Докажите. Ребята, посмотрите на опорную карту, полностью ли мы ее оформили? Какую степень сравнения мы не затронули? - Что из этого следует? (на следующем уроке вы продолжите работу над этой темой и закончите оформление опорной карты). - Посмотрите на карту успеха и оцените себя на листке «Мои достижения в изучении темы “Степени сравнения имен прилагательных» по пятибалльной шкале. Это желтые листочки. Все ли поставили пять баллов в данных критериях? - Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться) - Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет? - Какие выводы можете сделать после урока? Все ли знаете степени сравнения имен прилагательных, сравнительную степень имен прилагательных, все ли умеете отличать простую сравнительную степень от составной, образовывать простую и составную степень имен прилагательных, находить в тексте прилагательные в той или иной степени, использовать в своей речи сравнительную степень имен прилагательных? Докажите. (учащиеся делают выводы). - Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке) - Домашнее задание я предлагаю вам сделать на выбор. Посмотрите на слайд. (слайд 15) Первое - упражнение 336 в учебнике, второй вариант – найти и записать пословицы, в которых используется сравнительная степень имен прилагательных. Н-р: маленькое дело лучше большого безделья. И конечно же повторить правила. - Я же хочу в конце урока подарить вам на память мудрость: « Сравнительная степень живет веселее, у нее более широкий круг общения. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь – и сам станешь выше, умнее, красивее. А самое высокое дерево может оказаться ниже не слишком высокого дома…» (по Ф.Кривину. - Мне было очень приятно с вами общаться сегодня. Мы хорошо поработали и получили хорошие результаты. Давайте снова улыбнёмся миру. Спасибо за урок.
|
|
| - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |