План-конспект урока по теме «Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета»
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Данный урок является первым при изучении конкретной темы «Теорема Виета».
Урок является достаточно эффективным в силу того, что в течение всего урока ребята самостоятельно решают поставленную в начале проблему, а в конце приходят к выводу, что решение уравнения можно найти устно!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_vieta8_klass.docx | 78.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме:
«Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета»
Тема: «Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета»
Учитель: Алборова А.Т.
Предмет: алгебра
Класс: 8
Оборудование: учебник, маршрутная карта ученика.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий
Цель урока:
- Ввести понятие приведенного квадратного уравнения,
- Вывести формулу корней приведенного квадратного уравнения,
- Сформулировать и доказать теорему Виета,
- Сформулировать и доказать теорему, обратную теореме Виета,
- Научить учащихся решать приведенные квадратные уравнения, пользуясь теоремой, обратной теореме Виета.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
умение применять основные алгоритмические приемы при решении приведенного квадратного уравнения, актуализировать знания о практическом применении теоремы, обратной теореме Виета.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать учителя и одноклассников, владеть навыками совместной деятельности, распределять работу в парах, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение обрабатывать информацию, умение работать по алгоритму, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: меловая доска, листы с самостоятельной работой, лист рефлексии.
Оборудование: учебник алгебры под ред. Никольский С.М. и др., тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку, составленная учителем.
План урока.
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин) |
1 | Организационный момент | Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения. | 1 |
2 | Проверка домашнего задания | Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся. | 2 |
3 | Анализ проверочной работы | Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы. | 3 |
4 | Изучение нового материала | Формирование опорных знаний, формулировка правил, решение задач, анализ результатов, ответы на вопросы учащихся. | 14 |
5 | Закрепление изученного материала | Усвоение изученного материала путем его применения при решении задач по аналогии под контролем учителя. | 15 |
6 | Подведение итогов урока | Оценка знаний отвечавших учеников. Проверка знаний и понимания формулировок правил методом фронтального опроса. | 3 |
7 | Домашнее задание | Ознакомление учащихся с содержанием задания и получение необходимых пояснений. | 2 |
8 | Дополнительные задания | Разноуровневые задания для обеспечения развития учащихся. | 5 |
Ход урока.
- Организационный момент. Постановка цели урока. Создание благоприятных условий для успешной деятельности. Мотивация учения.
- Проверка домашнего задания. Фронтальная, индивидуальная проверка и коррекция знаний и умений учащихся.
№ | Уравнение | а | b | c | Количество корней | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 |
- Анализ проверочной работы. Разбор допущенных ошибок, ответы на вопросы.
Текст проверочной работы:
Вариант №1.
А) , Б) 2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение имеет:
| Вариант №2.
А) , Б) 2.Найдите значение параметра а, при которых уравнение имеет:
|
- Изучение нового материала.
Реши уравнения:
№ | Уравнение | Корни уравнения | Сумма корней | Произведение корней |
1. | х2 + х –12 = 0 | 3 и -4 | -1 | -12 |
2. | х2 - 12х – 45 = 0 | -3 и 15 | 12 | -45 |
3. | у2+ 8у +15 = 0 | -3 и -5 | -8 | 15 |
4. | у2- 5у +6 = 0 | 2 и 3 | 5 | 6 |
5. | z2-10z +21 = 0 | 3 и 7 | 10 | 21 |
6. | z2- 3z -10 = 0 | -2 и 5 | 3 | -10 |
Найдите связь между коэффициентами а, b, с, суммой и произведением корней квадратного уравнения. Сделайте вывод.
4.1. Франсуа Виет – французский математик 16 века. Он был адвокатом, позднее – советником французских королей Генриха III и Генриха II.
Однажды он сумел расшифровать очень сложное испанское письмо, перехваченное французами. Инквизиция чуть не сожгла его на костре, обвинив в сговоре с дьяволом.
Франсуа Виета называют «отцом буквенной современной алгебры»
Как связаны между собой корни квадратного трёхчлена и его коэффициенты p и q? Ответ на этот вопрос дает теорема , которая носит имя «отца алгебры», французского математика Ф.Виета, которую мы будем сегодня изучать.
Знаменитая теорема была обнародована в 1591 году.
4.2.Сформулируем определение приведенного квадратного уравнения.
Определение. Квадратное уравнение вида называется приведенным.
Это значит, что старший коэффициент уравнения равен единице.
Пример. .
Всякое квадратное уравнение может быть приведено к виду . Для этого необходимо разделить обе части уравнения на .
4.3. Вывести формулы корней приведенного квадратного уравнения.
a, b, c | a=1, b=p , c=q |
4.4. Сформулировать и доказать теорему Виета.
Если и - корни уравнения , то справедливы формулы , т.е. сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
После этого учителем проводится доказательство теоремы. Затем совместно с учащимися делает вывод.
Пример. . p=-5,q=6.
. . Значит числа и - числа
положительные. Необходимо найти два положительных числа, произведение которых
равно 6, а сумма равна 5. =2, =3 – корни уравнения.
4.5. Применение теоремы Виета.
С её помощью можно:
- Найти сумму и произведение корней квадратного уравнения, не решая его,
- Зная один из корней , найти другой,
- Определить знаки корней уравнения,
- Подобрать корни уравнения, не решая его.
- По данным двум числам составлять квадратное уравнение.
4.6. Сформулируем теорему обратную теореме Виета.
Если числа p, q, и таковы, что удовлетворяют соотношения , то , - корни квадратного уравнения .
4.7. рассмотреть решение задачи 5 на странице учебника 125.
- Закрепление изученного материала
№ 239 (устно)
№ 240 (устно)
№ 241 (а,в,д,ж)
№ 244 (устно)
№ 246 (устно)
№ 247(а,в,д)
№ 249 (а,г,ж)
- Подведение итогов урока.
Ответьте на вопросы:
- Какие уравнения называются приведенными?
- Можно ли обычное квадратное уравнение сделать приведенным?
- Сформулируйте теорему Виета.
- Чему равна сумма и произведение корней уравнения:
- Зачем нужна теорема Виета?
- Сформулируйте обратную теорему теореме Виета.
- Домашнее задание.
п.4.5-4.6, № 241(б,г,е,з); 247(б,г,е); 249(б,д,з).
- Дополнительные задания.
Уровень А.
2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны 2 и 5. |
Уровень В.
2. Пользуясь теоремой, обратной теореме Виета, составьте квадратное уравнение, корни которого равны и . |
Уровень С. Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:
|
Самоанализ урока
Тема «теорема Виета» является важным уроком в теме «квадратные уравнения». Перед уроком была поставлена цель изучить теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета, которая реализовывалась через следующие аспекты:
Развивающие: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; содействовать развитию умений применять полученные знания в типовых и нестандартных условиях; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли. Воспитательные: Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучению математики; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Образовательные:
1) создать условия для формирования учащимися основными алгоритмическими приемами при решении приведенного квадратного уравнения по теореме Виета; 2) актуализировать знания о практическом применении теоремы Виета. Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями. Поддержка «индивидуального маршрута» каждого ученика в его продвижении, к тем целям, которые он принял в качестве своих осуществлялся при помощи карты результативности.
По структуре я выбрала комбинированный урок, поскольку он сочетает различные виды деятельности. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. На уроке были использованы следующие методы обучения: словесные (беседа с учащимися); наглядные (демонстрация презентации); практические (работа за компьютером). На уроке использовались информационно-компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были использованы следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная и групповая которые в ходе урока сменяли друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался оптимальный темп работы учащихся.
Урок начинался с организационного момента, задача которого подготовить учащихся к работе на уроке. Этот этап , хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать внимание. Следующий этап – повторение ранее изученных тем. Задача этого этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение. С этой цель ю использовались устная работа «мозговой штурм». Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. Следующий этап – изучение нового материала. Учащиеся устанавливали зависимость между корнями уравнения и его коэффициентами; практическое применение теоремы Виета и обратной ей теоремы в различных ситуациях при решении квадратных уравнений. Домашнее задание подобрано с учетом целей и усвоения материала.
Завершающим этапом была рефлексия: оценка учащимися и учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся. Учащиеся приклеили карточки на лестнице на третью ступень и в меньшем количестве на вторую. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута цель. Учащиеся изучили теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета, повторили алгоритм решения квадратных уравнений; учились рассуждать, логично излагать свои мысли. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Каждый ученик стремился получить больше баллов за урок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...
Урок по теме "Квадратные уравнения. Теорема Виета".
На уроке закрепляется применение теоремы Виета, рассматривается решение уравнений, сумма коэффициентов которых равна нулю....
Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»
Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...
Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Квадратные уравнения. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета."
Конспект урока с использованием ЭОР по теме "Квадратные уравнения. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета." 8 класс...
Разработка урока алгебры в 8 классе "приведенные квадратные уравнения. Теорема Виета"
Разработка урока алгебры в 8 классе "приведенные квадратные уравнения. Теорема Виета". Урок с использованием проблемной технологии и исследовательской работы....
Разработка урока по алгебре "Квадратные уравнения. Теорема Виета."
Технологическая карта урока по алгебреКласс: 8Тема: Теорема Виета.Цель: раскрытие связей между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами (теорема Виета); формирование способа конструирования ...
План уроков "Приведенное квадратное уравнение, теорема Виета"
План двух уроков алгебры в 8 классе по теме "Приведенное квадратное уравнение, теорема Виета" на основе учебника Алгебра 8 класс Колягина, Ткачева, Федорова, Шабунина (2013г)...