Методическая разработка конспекта урока по алгебре в 7 классе "Формулы сокращенного умножения".
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
В представленной разработке урока можно увидеть какие формы и методы обучения использовались на уроке, отследить этапы формирования мотивации обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРЕСНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ПОЧИНКОВСКИЙ РАЙОН СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
«Методические разработки урочной и внеурочной деятельности»
Конспект урока «Формулы сокращенного умножения» в 7 классе
Составила: Ранчугова И.Н., учитель математики
2021 г
Пояснительная записка.
Требования ФГОС ООО к школьному курсу математики
ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. [6]
Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО; требования к структуре основной образовательной программы ООО; требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО. [7]
Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося («портрет выпускника основной школы»). В соответствии с предлагаемой моделью ключевым является ориентация на способность не заучивать, а применять знания, реализовывать собственные проекты, на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.
Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебнопредметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная на выявление и поддержку новых результатов, и распространение нового. В этой оценке должны найти место не только стандартизированные экзамены, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. [10], [13]
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу ООО, дает разъяснение личностным, метапредметным и предметным результатам.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. [11]
Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т. е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ученика данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познаѐт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности. Содержание примерной программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии. [12]
Логико-дидактический анализ темы «Формулы сокращенного умножения»
В данной теме вводятся новые понятия: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, куб суммы и куб разности двух выражений, разность квадратов, разность и сумма кубов двух выражений, формулы , , , а также применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений. [8]
Основная цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам , . Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (a ± b)3 = a3 ± 3a2b + 3ab2 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе. В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широко круга задач. [9]
Цели обучения теме «Формулы сокращенного умножения»
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Выделяют четыре вида УУД: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) общепознавательные; 4) коммуникативные.
1. Личностные универсальные учебные действия включают: смысло-образование, нравственно-этическое оценивание, самопознание и самоопределение. Владение этими действиями позволяет ученику построить образ своего «Я», способствует личностному, профессиональному, жизненному самоопределению и построению жизненных планов во временной перспективе. Эта группа УУД направлена на установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». Выделение морально-этического содержания событий и действий; построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора – составляющие личностных УУД.
2. К регулятивным УУД относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); 3) прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); 4) контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 6) оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 7) волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолению препятствий, эмоциональная устойчивость к стрессам, эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями).
3. Общепознавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблем.
К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование учебной информации и знаний; произвольное и осознанное построение устного и письменного речевого высказывания; смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий.
К логическим общепознавательным действиям относятся: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; синтез, как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, их обоснование; доказательство.
Постановка и решение проблем включает: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
4. Группа коммуникативных УУД включает: планирование учебного сотрудничества; постановку вопросов; построение речевых высказываний; лидерство и согласование действий с партнером.
К формированию УУД предъявляются следующие требования.
- Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию, при усвоении разных учебных предметов, целенаправленно и планомерно, а не стихийно.
- Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты.
- Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, их содержания и свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.
- Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.
- Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия; от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
- Определить связи каждого УУД с предметной дисциплиной.
- Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Разработать системы задач для их формирования.
Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
1. Помните, что каждый ребенок - индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте психологические диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Познавательные УУД:
1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно.
2. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
3. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Коммуникативные УУД:
1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
4. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?), переспрашивать, уточнять;
5. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
[6], [13], [14], [15]
На уроке «Формулы сокращенного умножения» были использованы:
Формы работы:
а) фронтальная беседа с классом;
б) проверка знаний в виде тестирования;
в) самостоятельная проверочная работа по индивидуальным карточкам.
Виды учебной деятельности:
-беседа (понимание на слух научной речи);
-индивидуальная работа,
-практические задания;
-мыслительный анализ;
-самопроверка.
Современные методы обучения:
- проблемно-поисковый;
- практический;
-наглядный;
- исследовательский.
На уроке использован деятельностный подход. Данная форма проведения урока вытекает из особенностей построения уроков математики по данной методике
Проблемы, решаемые обучающимися: научиться применять формулы сокращенного умножения в стандартной и нестандартной ситуациях.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
1) правила разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения;
2) правила преобразования квадрата суммы и разности двух выражений в многочлен;
3) правила решения уравнений.
Уметь:
1) различать формулы сокращенного умножения;
2) применять их при алгебраических преобразованиях, решении уравнений;
3)воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
4)применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий.
Личностные и метапредметные результаты
- регулятивные УУД - развивать у учащихся умение работать в группе и индивидуально, объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
- познавательные УУД - наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
- коммуникативные УУД - развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность; любознательность;
- личностные результаты - воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам.
Основные компоненты урока:
Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.
Этапы формирования мотивации:
- Этап вызывания исходной мотивации. С помощью яркой и эмоциональной вводной беседы учитель усиливает мотивы ориентации учеников на предстоящую работу и попутное ознакомление с историей развития математики как науки.
- Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Используются чередования разных форм и видов деятельности (индивидуальной и общеклассной, устной и письменной, легкой и трудной и т.п.).
- Коммуникативный - уровень общения учителя с классом, работа учащихся в парах.
- Содержательный - подбор материала для закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
- Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
- Контрольно - оценочный - тестовая проверка знаний (использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса).
- Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
[6], [16], [17], [18]
Тема урока: Формулы сокращенного умножения.
Класс: 7
Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
сформировать умение применять формулы сокращенного умножения при решении различных заданий.
ЗАДАЧИ:
- создать на уроке условия, при которых учащиеся формулируют правило умножения многочленов и применяют его при решении задач;
- формировать предметные и метапредметные УУД:
- вычислительных навыков;
- навыков рационального счета;
- навыка работы с учебником;
- навыка самопроверки, взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления, умения выдвигать гипотезу;
- развитие устной и письменной математической речи;
- навык работы в парах, общения, уважительного отношения к одноклассникам;
- проверить первичный уровень усвоения и применения формул сокращенного умножения;
- прививать интерес к математике;
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, учебник, презентация.
Литература
1. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. — 14-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2010. — 270 с.: ил.
2. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. — 13-е изд., испр. — М.: Мнемозина, 2009. — 160 с.: ил.
3. Алгебра. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [со ст. Т. А. Бурмистрова]. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2020. — 112 с.
4. Александрова Л. А. Алгебра. 7 класс: контрольные работы / Л. А. Александрова. — М.: Мнемозина, 2013.
5. Александрова Л. А. Алгебра. 7 класс: самостоятельные работы / Л. А. Александрова. — М.: Мнемозина, 2013.
Электронные ресурсы
6. Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (фгос ооо)
8. Сокращенное умножение: правила, формулы https://skysmart.ru/articles/mathematic/formuly-sokrashennogo-umnozheniya
9. Формулы сокращённого умножения http://spacemath.xyz/formuly-sokrashhennogo-umnozheniya/
10. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст] : к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 39, [1] с. https://publications.hse.ru/books/66795991
11. Требования к предметным результатам https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/fgos/trebovaniya-k-predmetnym-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmy-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-po-informa.html
12. Примерная программа основного общего образования по математике http://window.edu.ru/resource/182/37182/files/08-o.pdf
13.Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /
[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. http://cmiso.ru/wp-content/uploads/2017/08/Fizkultura_MetodMaterialy_7_Asmolov_FormirovanieUUD-OsnScholaSistemaZadaniy-2010.pdf
14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 454 с. http://window.edu.ru/resource/594/75594/files/Programma_5_9.pdf
15. Универсальные учебные действия https://www.sites.google.com/site/fgosurok/uud
16. Перечень планируемых метапредметных результатов освоения образовательной программы https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/fgos/perechen-planiruemykh-metapredmetnykh-rezultatov-osvoeniya-obrazovatelnoj-programmy.html
17. Методические рекомендации «Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения» https://pandia.ru/text/79/533/42047.php
18. О формировании мотивации учебной деятельности учащихся на уроках математики https://e-koncept.ru/2015/65205.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект урока "Основы логики. Алгебра высказываний"
Разработка содержит понятия: логика, высказывание, переменная, логические выражения и операции; примеры на запись высказываний в виде логических выражений....
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.
Тема урока. Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...
Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас
В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий (ИТ). Исполь...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка обобщающего урока по алгебре в 9 классе "Решение простейших вероятностных задач"
Методическая разработка обобщающего урока по алгебре в 9 классе "Решение простейших вероятностных задач". Разработка содержит технологическую карту и презентацию. В работе систематизированы ...
Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»
Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....
Методическая разработка- цикл уроков по алгебре в 7 классе по теме "Степень с натуральным показателем"
Методическая разработка- цикл уроков по алгебре в 7 классе. Включает в себя: требования к результатам, содержание темы, конспекты уроков, дидактические материалы к урокам....