Методическая разработка обобщающего урока по алгебре в 9 классе "Решение простейших вероятностных задач"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс)
Методическая разработка обобщающего урока по алгебре в 9 классе "Решение простейших вероятностных задач". Разработка содержит технологическую карту и презентацию. В работе систематизированы основные типы задач по вероятности, входящие в банк задач "Решу ОГЭ". Представлены задачи с иллюстрациями и решениями, а также систематизированы формулы, необходимые для решения основных типов задач. Подобраны задачи для домашнего решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_veroyatnost.docx | 46.25 КБ |
teoriya_veroyatnosti.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Красносельского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический Центр»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
ТЕМА
Методическая разработка обобщающего урока по алгебре в 9 классе
“ Решение простейших вероятностных задач”.
преподаватель математики
Каганова Виктория Владимировна
Санкт-Петербург
2018 год
Технологическая карта урока
Приложение
Оценочный лист учени____ 9 класса______________________________________________
1. Устная работа на уроке (Один верный ответ – 0,5 балла)
Количество ответов | Количество верных ответов | Баллы |
2. Тест в начале урока (Один верный ответ – 1 балл)
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4. | 5. | 6. |
Ответ |
Количество баллов______________
3. Решение задач по теории вероятности в группе
(Правильное решение и ответ – 2 балла;
решение верное, сделана вычислительная ошибка – 1 балл)
Задача 1. Ответ _____________________ Балл __________
Задача 2. Ответ _____________________ Балл __________
Задача 3. Ответ _____________________ Балл __________
- Тест в конце урока (один верный ответ – 1 балл)
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4. | 5. |
Ответ |
Количество баллов______________
- Количество баллов за урок___________
Критерии оценки: 15 – 17 баллов – оценка «5»
13 – 14 баллов – оценка «4»
10 - 13 балла – оценка «3»
менее 9 баллов – оценка «2»
Итоговая оценка за урок__________________________________
Оцените урок.
Подчерните необходимое
- Я доволен уроком, мне очень понравилось.
- Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы.
- Урок прошел для меня даром, ни чего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю.
- Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю.
Какое настроение (ощущение) было перед уроком:
Какое настроение (ощущение) после урока:
Оцени себя на каждом этапе урока и сделай для себя вывод о пользе проведенного на уроке времени.
Приложение 2
Домашнее задание
- На экзамене 25 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.
- Коля выбирает трехзначное число. Найдите вероятность того, что оно делится на 5.
- Телевизор у Маши сломался и показывает только один случайный канал. Маша включает телевизор. В это время по трем каналам из двадцати показывают кинокомедии. Найдите вероятность того, что Маша попадет на канал, где комедия не идет.
- На тарелке 12 пирожков: 5 с мясом, 4 с капустой и 3 с вишней. Наташа наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.
- В каждой десятой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайно. Варя покупает банку кофе в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Варя не найдет приз в своей банке.
- В чемпионате по футболу участвуют 16 команд, которые жеребьевкой распределяются на 4 группы: A, B, C и D. Какова вероятность того, что команда России не попадает в группу A?
- Определите вероятность того, что при бросании кубика выпало число очков, не большее 3.
- Стрелок 4 раза стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,5. Найдите вероятность того, что стрелок первые 3 раза попал в мишени, а последний раз промахнулся.
- Известно, что в некотором регионе вероятность того, что родившийся младенец окажется мальчиком, равна 0,486. В 2011 г. в этом регионе на 1000 родившихся младенцев в среднем пришлось 522 девочки. Насколько частота рождения девочки в 2011 г. в этом регионе отличается от вероятности этого события?
- В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно 1 раз.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Замечательно, что наука, которая начала с рассмотрения азартных игр, обещает стать наиболее важным объектом человеческого знания. Ведь большей частью жизненные вопросы являются на самом деле задачами из теории вероятностей. П. Лаплас
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Цель: Актуализация знаний обучающихся по теме «Элементы теории вероятностей», составление и отработка алгоритма решения вероятностных задач на примере экзаменационных задач, фиксация трудностей (определение этапов решения, на которых вероятнее всего допустить ошибку при решении) Для ученика Для учителя Содержательная: повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся, необходимые для нахождения вероятности событий при решения задач, устранить пробелы в знаниях, подготовиться к контрольной работе. Деятельностная: Формирование необходимых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания), формирование объективной необходимости изучения этого материала.
Задачи: Обучающие. Закрепить навык решения вероятностных задач. Содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, применять полученные знания в новых ситуациях, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности. Содействовать формированию у обучающихся позитивной мотивации при подготовке к ОГЭ по математике Развивающие. Способствовать развитию у обучающихся следующих универсальных учебных действий: Познавательных - умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы. Личностных – умения выявлять значимость изучения темы для личностного роста и развития. 3. Регулятивных – развития навыков целеполагания, рефлексии, контроля и оценки. 4. Коммуникативных - умения грамотно выражать свои мысли в устной речи, письменно, осуществлять взаимодействие с членами команды (группы) для достижения общей цели (распределение ответственности, ролей). Воспитательные. Формировать положительную мотивацию к изучению алгебры, используя разнообразные приемы учебной деятельности. Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
1. Организационный (1 мин) 2. Мотивационный (4 мин) 3. а)Актуализация опорных знаний (5 мин) устный опрос (достоверное, невозможное, случайное событие, совместные, несовместные события тест «Случайные исходы, события, испытания» б) Актуализация знаний, необходимых для решения задач(7 мин) классическое определение вероятности формулирование алгоритма для решения задач с помощью классического определения сложение и умножение вероятностей 4. Систематизация изученного материала (5 мин) (формулирование основных типов задач на огэ ) 5. Физкультминутка (2 мин) 6. Контроль знаний (15 мин) решение задач огэ в группах по три задачи 7. Подведение итогов урока (3 мин) (тест) Домашнее задание (2 мин) (карточка 10 задач) 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1 мин) Этапы урока
Оригинальная подвижная викторина: Оцените возможность наступления событий, используя для этого следующие действия: «достоверное событие» (все сидят и не встают), «случайное событие» (поднять руку), «невозможное событие» (должны встать). 1. «завтра будет хорошая погода». ( случайное ) 2. «в январе в городе пойдет снег». ( достоверное ) 3. «в 12 часов в городе идет дождь, а через 24 часа будет светить солнце». ( случайное ) 4. «на день рождения вам подарят говорящего крокодила». ( невозможное ) 5. «круглая отличница получит двойку». ( случайное ) 6. «камень, брошенный в воду утонет». ( достоверное ) 7. «вы выходите на улицу, а навстречу идет слон». ( невозможное ) 8. «вас пригласят лететь на Луну». ( случайное ) 9. «черепаха научится говорить». ( невозможное ) 10. «выпадет желтый снег». ( случайное ) 11: «вы не выиграете, участвуя в беспроигрышной лотерее». ( невозможное ) 12: «после четверга будет пятница». ( достоверное )
Событие, которое происходит всегда, называют достоверным. Событие, которое не может произойти, называется невозможным . Пусть из урны, содержащей только черные шары, вынимают шар. Тогда появление черного шара – достоверное событие; Появление белого шара – невозможное событие.
Два события, которые в данных условиях могут происходить одновременно, называются совместными , а те, которые не могут происходить одновременно, - несовместными. Брошена монета. Появление «герба» исключает появление надписи. События «появился герб» и «появилась надпись» - несовместные .
Классическое определение вероятности. Вероятностью P события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа тех исходов, в результате которых наступает событие А (m – число благоприятных исходов ) , к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания (n – число всех возможных исходов ) .
Алгоритм нахождения вероятности случайного события Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого испытания следует проведении некоторого испытания следует найти: 1) число N всех возможных исходов данного испытания; Алгоритм для решения задач с помощью классического определения. 1)обозначить событие (А) 2)сосчитать число всех исходов (n) 3)сосчитать число исходов благоприятствующих данному событию (m) 4)найти отношение благоприятствующих исходов к числу всех исходов
Из карточек составили слово «пирамида». Какую карточку с буквой вероятнее всего вытащить? Какие события равновероятные? Всего 8 букв. Буква «и» встречается 2 раза – P = 2/8= 1/4; буква «а» встречается 2 раза – P= 2/8= 1/4; остальные 1 раз– P = 1/8. Карточку с какой буквой вероятнее всего вытащить? Какие события равновероятные?
Сложение и умножение вероятностей В решениях задач этого блока используются следующие утверждения из теории вероятности. Вероятность Р(С) наступления хотя бы одного из двух несовместных событий А и В равна сумме их вероятностей. Р(С) = Р(А + В) = Р(А) + Р(В) Вероятность противоположного события : Р(А) = 1 - Р(А). Вероятность Р(С) совместного наступления двух независимых событий А и В равна произведению вероятностей событий А и В. Р(С) = Р(А) Р(В)
Типы задач на ОГЭ 1. Простые задачи на классическое определение вероятности А)Задачи на брак, неисправность, выученный и невыученный билет, наличие приза Б) Задачи на чашки различных цветов, такси различных цветов, подарки ( пазлы , машинки, книжки), пирожки разных начинок, начало игры девочкой, мальчиком В) Задачи на команды из разных стран и на первоначальное владение мячом 2. Задачи с монетами, игральными кубиками, карточками (задачи, в которых используется метод перебора возможных вариантов) 3. Частота рождения девочек, мальчиков. 4. Сложение и умножение вероятностей (стрелок стреляет по мишени, на работу принтера, сканера, кофемашины какое-то количество лет
На 100 электрических лампочек в среднем приходится 25 бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку? Опыт имеет 100 равновозможных исходов, т.е. п = 100. Число благоприятных исходов т = 100 – 25 = 75. Вероятность того, что лампочка будет исправной
В коробке лежат 5 красных, 7 зеленых и 2 синих кубика. Случайным образом из коробки берут кубик. Какова вероятность того, что из коробки взяли зеленый кубик? Решение Число вариантов выбора кубиков: n = 5 + 7 + 2 = 14. Число вариантов выбора зеленого кубика: m = 7. Искомая вероятность: Ответ: 0,5.
В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 17 из России, 22 из США, остальные — из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Китая. Решение Число вариантов выбора спортсменки, выступающей первой, из разных стран: n = 50. Число вариантов выбора спортсменки, выступающей первой, из Китая: m = 50 - (17 + 22) = 11. Искомая вероятность: Ответ: 0,22.
В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орел не выпадет ни разу.
Сколько нечетных двузначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9? Решение Составим таблицу: слева первый столбец - первые цифры искомых чисел, вверху первая строка - вторые цифры. Ответ: 28.
Известно, что в некотором регионе вероятность того, что родившийся младенец окажется мальчиком, равна 0,512. В 2010 г. в этом регионе на 1000 родившихся младенцев в среднем пришлось 477 девочек. Насколько частота рождения девочек в 2010 г. в этом регионе отличается от вероятности этого события? Решение. Частота cобытия «рождение девочки» равна 477 : 1000 = 0,477. Вероятность рождения девочки в этом регионе равна 1 − 0,512 = 0,488. Поэтому частота данного события отличается от его вероятности на 0,488 − 0,477 = 0,011. Ответ: 0,011.
Бросаем монетку Вытягиваем экзаменационный билет Бросаем кубик 2 24 6 Выпал «орел» Вытянули билет №5 На кубике выпало четное число 1 1 3
Вероятность того, что новый сканер прослужит больше года, равна 0,94. Вероятность того, что он прослужит больше двух лет, равна 0,87. Найдите вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но больше года. Решение. Пусть A = «сканер прослужит больше года, но меньше двух лет», В = «сканер прослужит больше двух лет», С = «сканер прослужит ровно два года», тогда A + B + С = «сканер прослужит больше года». События A, В и С несовместные, вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий. Вероятность события С, состоящего в том, что сканер выйдет из строя ровно через два года — строго в тот же день, час и секунду — равна нулю. Тогда: P(A + B + С) = P(A) + P(B) + P(С)= P(A) + P(B), откуда, используя данные из условия, получаем 0,94 = P(A) + 0,87. Тем самым, для искомой вероятности имеем: P(A) = 0,94 − 0,87 = 0,07. Ответ: 0,07.
Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,7. Найдите вероятность того, что биатлонист первые четыре раза попал в мишени, а последний раз промахнулся. Результат округлите до сотых. Решение Вероятность попадания в мишень равна 0,7; вероятность промаха равна 1 – 0,7 = 0,3. Т. к. результаты выстрелов – независимые события, вероятность того, что биатлонист четыре раза попал в мишень, а один раз промахнулся, равна: Р= 0,7 ∙ 0,7 ∙ 0,7 ∙ 0,7 ∙ 0,3 ≈ 0,07 Ответ: 0,07
В магазине стоят два платёжных автомата. Каждый из них может быть неисправен с вероятностью 0,07 независимо от другого автомата. Найдите вероятность того, что хотя бы один автомат исправен. Решение. Найдем вероятность того, что неисправны оба автомата. Эти события независимые, значит вероятность будет равна произведению вероятностей этих событий: 0,07∙0,07 = 0,0049. Значит, вероятность того, что исправны оба автомата или какой-то из них будет равна 1 – 0,0049 = 0,9951.
ТЕСТ Выбери классическое определение вероятности события: Вероятность события - 1 . это отношение числа благоприятных для события исходов испытания к числу всех равновероятных исходов. 2. это отношение числа неблагоприятных для события исходов испытания к числу всех равновероятных исходов. 3. это отношение числа всех исходов испытания к числу благоприятных для события исходов. 4. это отношение числа всех исходов испытания к числу неблагоприятных для события исходов
2 . Из кармана на пол выпала монета. Найти вероятность того, что выпал "орел": 2 0,5 1 0,2 0,1
3. Посеяли 100 семян. Из них взошли 85%. Событие А = {взошло семечко}. Чему равна вероятность события А? 0,85 85 100/85 185
4. В коробке находятся 500 деталей, из которых 7 - бракованные. Событие В = {наугад из коробки достали бракованную деталь} Чему равна вероятность события В? 500/7 7/500 3500 350
5. В магазине на складе находятся 100 лампочек. Из них 10 - не кондиция. Событие С = {наугад достали хорошую лампочку}. Найти вероятность события С: 0,1 90 9 0,9
Ответы задание ответ 1 1) 1 2 2) 0,5 3 1) 0,85 4 2) 7/500 5 4) 0,9
Приложение 1 Оценочный лист учени ____ 9 класса______________________________________________ 1. Устная работа на уроке (Один верный ответ – 0,5 балла) Количество ответов Количество верных ответов Баллы 2. Тест в начале урока (Один верный ответ – 1 балл) Номер задания 1 2 3 4. 5. 6. Ответ 3. Решение задач по теории вероятности в группе (Правильное решение и ответ – 2 балла; решение верное, сделана вычислительная ошибка – 1 балл) Задача 1. Ответ_____________________ Балл__________ Задача 2 . Ответ_____________________ Балл__________ Задача 3 . Ответ_____________________ Балл_________ Количество баллов______________
Номер задания 1 2 3 4. 5. Ответ 4. Тест в конце урока (один верный ответ – 1 балл) Количество баллов______________ 5. Количество баллов за урок___________ Критерии оценки: 15 – 17 баллов – оценка «5» 13 – 14 баллов – оценка «4» 10 - 13 балла – оценка «3» менее 9 баллов – оценка «2» Итоговая оценка за урок__________________________________ Оцените урок. Подчерните необходимое Я доволен уроком, мне очень понравилось. Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы. Урок прошел для меня даром, ни чего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю. Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю. Какое настроение (ощущение) было перед уроком: Какое настроение (ощущение) после урока: Оцени себя на каждом этапе урока и сделай для себя вывод о пользе проведенного на уроке времени
Приложение 2 Домашнее задание На экзамене 25 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет. Коля выбирает трехзначное число. Найдите вероятность того, что оно делится на 5. Телевизор у Маши сломался и показывает только один случайный канал. Маша включает телевизор. В это время по трем каналам из двадцати показывают кинокомедии. Найдите вероятность того, что Маша попадет на канал, где комедия не идет. На тарелке 12 пирожков: 5 с мясом, 4 с капустой и 3 с вишней. Наташа наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней. В каждой десятой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайно. Варя покупает банку кофе в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Варя не найдет приз в своей банке. В чемпионате по футболу участвуют 16 команд, которые жеребьевкой распределяются на 4 группы: A, B, C и D. Какова вероятность того, что команда России не попадает в группу A? Определите вероятность того, что при бросании кубика выпало число очков, не большее 3. Стрелок 4 раза стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,5. Найдите вероятность того, что стрелок первые 3 раза попал в мишени, а последний раз промахнулся. Известно, что в некотором регионе вероятность того, что родившийся младенец окажется мальчиком, равна 0,486. В 2011 г. в этом регионе на 1000 родившихся младенцев в среднем пришлось 522 девочки. Насколько частота рождения девочки в 2011 г. в этом регионе отличается от вероятности этого события? В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно 1 раз.
Удачи на ОГЭ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе
Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...
Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас
В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий (ИТ). Исполь...
Методическая разработка обобщающего урока алгебры в 8 классе "Квадратные корни"
Презентация и раздаточные материалы для обобщающего урока алгебры 8 класса по теме "Квадратные корни"...