Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий (ИТ). Использование ИТ позволяет решать следующие задачи:
- повышает качество и эффективность обучения;
- сокращает время изучения предмета;
- укрепляет различные межпредметные связи, позволяя проводить интегрированные уроки;
- значительно повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине.
Одной из конкретных форм применения ИТ является применение компьютера при изучении курса алгебры и подготовке учащихся 9-х классов к итоговой аттестации по теме «Уравнения прямой, параболы, гиперболы».Данный урок - интегрированный урок алгебры и информатики с использованием табличного процессораExcel2007-2010
При рассмотрении тем, связанных с построением графиков и проверкой графических заданий, использование компьютера оправдано. При построении графиковна доске или в тетради основная часть времени и внимания учащихся тратится на формирование таблиц значений аргумента и функции. Использование технологии построения графиков в табличном процессоре Excelпозволяет значительно сэкономить время на эту рутинную часть работы (которую учащиеся уже освоили ранее), увеличить объем материала, провести сравнении различных графиков, сделать работу над графиками интересной, яркой и зрелищной. Работа по исследованию свойств различных графиков при этом становится более доходчивой для учащихся.
Данный урок может быть адаптирован для изучения, обобщенияи повторения материала по данной теме, а также для подготовки к итоговой аттестации учащихся по построению и исследованию графиков и решению уравнений графическим способом.Материалы урока можно использовать при внедрении в учебный процесс элементов дистанционного обучения
Цели урока:
Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения графиков прямой, параболы и гиперболы. Построение графиков функций в среде электронных таблиц;обобщениеи систематизация знаний о свойствах функций.
Развивающая: развитие логического мышления,формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание усидчивости, внимания; привитие учащимся навыков самостоятельной работы, бережного отношения к оборудованию.
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Форма работы: классно-урочная.
Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.
Время проведения: 2014 год.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Обучающая: закрепление навыков исследования функций и построения графиков прямой, параболы и гиперболы. Построение графиков функций в среде электронных таблиц;обобщениеи систематизация знаний о свойствах функций.
Развивающая: развитие логического мышления,формирование поискового стиля мышления, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитание усидчивости, внимания; привитие учащимся навыков самостоятельной работы, бережного отношения к оборудованию.
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Форма работы: классно-урочная.
Технология: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская, информационно коммуникационная.
Время проведения: 2014 год.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка цели урока.
3.Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы и гиперболы.
4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков с помощью табличного процессора Excel
5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков.
6. Обсуждение результатов.
7. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и постановка цели урока.
В первой части итоговой письменной работы чаще всего представлены задания, требующие установить соответствие между графиком и формулой, задающей функцию. Среди графиков функций встречаются прямые, параболы и гиперболы. Для выполнения заданий по этой теме из любой части работы полезно знать уравнения и свойства этих функций. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим этот материал.
Мотивация.
Вы знаете, что для построения графиков вручную требуется много времени, приходится выполнять достаточно много вычислений, заполнять таблицу значений аргумента и функции. Поэтому сегодня мы будем строить графики с помощью табличного процессора MS Excel, который по нашей команде выполнит вычисления и построит графики. Нашей задачей будет повторение уравнений прямой, параболы и гиперболы, а также закрепление знаний по основным свойствам этих функций.
3. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся по свойствам графиков прямой, параболы, гиперболы.
Перечень вопросов и ответов для фронтального опроса и повторения.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Что является графиком линейной функции? | Прямая |
2 | Как записывается уравнение прямой? | y = kx+b |
3 | В какой точке прямаяy = kx+b пересекает ось Оу? | В точке с ординатой b |
4 | Как называется коэффициент k? | Угловой коэффициент |
5 | Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2 параллельны? | Если k 1=k2 и b1 =b2 |
6 | Когда две прямые y1 = k1x+b1 и y2 = k2x+b2 пересекаются? | Если k 1 =k2 |
7 | Чему равна ордината точки на оси абсцисс? | Ордината равна нулю |
8 | Чему равна абсцисса точки на оси ординат? | Абсцисса равна нулю |
9 | Что является графиком квадратичной функции? | Парабола |
10 | Как записывается уравнение параболы? | y=ax2+bx+c |
11 | Какой коэффициент называется старшим? | Коэффициент a |
12 | Как определить, куда направлены ветви параболы – вверх или вниз? | При а>0 – ветви вверх При а< 0 - вниз |
13 | Как найти координаты вершины параболы? | xв= -b/2a yв= ax2 в+bxв+c |
14 | Как найти точки пересечения параболы: а) с осью Оу; б) с осью Ох? | Решив уравнения: а) y=a·02+b·0+c; х=0,y=с; б)0=ax2+bx+c; y=0 |
№ п/п | Вопрос | Ответ |
15 | Как определить количество точек пересечения параболы с осью Ох? | По дискриминанту D=b2- 4ac; D=0 одна точка пересечения, D>0 две точки пересечения, D<0 нет точек пересечения. |
16. | Как называется график обратной пропорциональности у=k/x? | Гиперболой |
17 | Сколько ветвей имеет гипербола? | Две ветви |
18 | В каких частях координатной плоскости может располагаться гипербола? | В 1 и Ш, либо во П и 1V |
19 | От чего зависит расположение гиперболы? | При k>0 ветви гиперб. в 1 и Шчетв. При k<0 во П и 1V |
- y=kx+b прямая пропорциональность.
- Из пшеницы получается 60% муки. Сколько муки получится из 28 тонн пшеницы.
100% - 60%
28 тонн – x тонн
Ответ: 16.8 тонн.
- За три минуты с конвеерной линии снимают 270 коробок молока. Сколько коробок молока с конвеера снимают за 10 минут.
Решение: 3 мин. – 270 коробок
10 мин. – x коробок
x=(270*10)/3=900
- Зависимость объема спроса q (тыс руб.) на продукцию предприятия- монополиста от цены p (тыс руб.) задается правильно формулой q=85-5p. Выручка предприятия за месяц r(тыс руб.) вычисляется по формуле r=q*p определите наибольшую цену pпри которой месячная выручкаr составит 300 (тыс руб.).
Решение: r=q*pr=(85-5p)*p
. Ответ: 12
- Площадь пришкольного участка 120 квадратных метров. Какова длина участка, если она на 7 метров больше ширины.
Решение: Пусть x(метров) ширина участка, тогда длина (x+7)метров, а площадь участка (x+7)*x.
Составим и решим уравнение: (x+7)*x=120 не является решением. - ширина, тогда длина участка x+7=15
Ответ: Длина участка 15 метров.
- За три дня 14 учащихся пропололи школьный участок. За сколько дней эту же работу выполнят 21 учащийся, если будут работать с такой же производительностью.
Решение: 3 – 14 человек
x – 21 человек.
Ответ: за 2 дня.
- Для перевозки пшеницы надо сделать 15 рейсов грузоподъемностью 4 тонны. Сколько рейсов потребуется сделать на автомобиле грузоподъемностью 6 тонн чтобы перевести эту же пшеницу?
Решение: 15 рейсов – 4 тонны
xрейсов – 6 тонн
x=(15*4)/6=10 рейсов.
4. Актуализация знаний по построению диаграмм и графиков с помощью табличного процессора Excel
Метод повторения – словесно-иллюстративный в форме практического занятия с использованием интерактивной доски.
Ввод формулы начинается со знака «=». Формулы содержат числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций. Формула пишется в одну строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом, проставляются все знаки операций. Повторим знаки операций:
+ сложение, - вычитание; * умножение; / деление;^ возведение в степень.
Для распространения данных и формул используется маркер заполнения, для этого:
1. Выделите ячейку (или две соседние ячейки для распространения значений с заданным интервалом)
2. Установите указатель в правый нижний угол и, когда он примет вид тонкого черного креста, удерживая нажатой левую клавишу мыши, перетащите его в нужном направлении.
Алгоритм построения графиков функций в табличном процессоре Excel:
1 . Ввести значение аргумента с заданным промежутком.
2. Ввести формулу (уравнение функции)
3. Распространить данные и формулу с помощью маркера заполнения.
4. Построить график функции (вставка – диаграмма – точечная), выделив диапазон значений.
5. Практическая самостоятельная работа на компьютере: построение графиков прямой, параболы и гиперболы.
Задания для работы и результаты работы учащихся передаются по локальной сети на сервер преподавателя. Задания дифференцированы по сложности. Учащиеся работают в индивидуальном режиме. Используя сетевые ресурсы,преподавательконтролирует работу учащихся на всех этапах.
Примеры заданий.
№ п/п | Задание | Ответ |
1 | Даны уравнения прямых: а) y=x+2; б) y=x+4; в) y=-2x+1; Найти и построить: параллельныепрямые; пересекающиеся прямые. | Параллельные а), б) Пересекающиеся – Прямая в) пересекает прямые а) и б). |
2 | Даны уравнения парабол: Построить параболу: содной точкой пересечения с осью Х Без точек пересечения с осью Х. | а) y=-x2+6x+6; а) y=x2+3; |
№ п/п | Задание | Ответ |
3 | Даны уравнения: а) y=; б) y=; в) y=; Построить график в 1 и Ш четверти; Построить график во П и 1V четверти. | а) y=; в) y=; б) y=; |
6. Обсуждение результатов. Сравнить результаты построения графиков на компьютере и вручную. Оправдано ли при построении данных графиков и применение компьютера? Сделать выводы.
Анализ полученных результатов. Выставление комплексных оценок: за фронтальный опрос и практическую работу.
7. Домашняя работа.Повторение общей схемы исследования функции и построения ее графика.Результаты занести в таблицу.
Название | Формула | Основные свойства | График |
Прямая | |||
Парабола | |||
Гипербола |
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Кочагин В.В. ГИА 2013 Математика: сборник заданий: 9 класс – М;Эксмо,2012
- http://do.gendocs.ru/docs/index-144410.html
- http://www.uchmet.ru/library/material/144058/
- http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2.html
- geometry2006.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)
Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...
Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»
Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...
Интегрированный урок наглядная геометрия и информатика 6 класс "Орнаменты".
Разработка и презентация интегрированного урока по наглядной геометрии и информатике в 6 классе по теме "Орнаменты"...
Интегрированный урок по физике и информатике 6 класс
"Строение вещества"...
Интегрированный урок – презентация по математике в 5 классе коррекционной школы-интерната 8 вида по теме "Сложение и вычитание в пределах 1000. Река Кубань."
Урок раздела: «Все действия в пределах 1000 (Повторение)», на котором закрепляются умения и навыки в сложении и вычитании чисел, расширяется кругозор и познавательные интересы на основе краевед...
Сценарий интегрированного урока (русский язык и информатика) 5 класс
Интегрированный урок в 5 классе разработан с новыми условиями требований ФГОС (системно-деятельностный подход, формирование УУД)....
Конспект урока по музыке для 1 - 2 классов с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологии. Тема урока: «Музыкальные инструменты. Свирель и рожок».
Конспект урока по музыке для 1-2 классов. "Музыкальные инструменты. Свирель и рожок". Адресован учителям музыки....