ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Математика «Решение заданий повышенной трудности» для учащихся 9 классов (32 часа)
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс)

Потапова Фэимэ Фагимовна

Программа разработана как дополнение к школьной программе по математике 9класса . Актуальность и новизна программы:

Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных математических задач оригинальными нестандартными  способами. Материал программы насыщен  интересными  для данной группы обучающихся заданиями, требующими логических рассуждений и оригинальных решений. На занятиях обучающиеся решают  математические задачи      прикладного  характера (банковские, экономические, бытовые) Программа опробирована в течении 5 лет .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_matematike_9kl_podg._k_gia.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением французского языка

имени Жака-Ива Кусто

Василеостровского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ      Математика

«Решение заданий повышенной трудности»

для учащихся 9 классов

(32 часа)

Составитель:

Потапова Ф.Ф учитель высшей категории.

2019/2020 учебный год

 

 

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей/ распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 №1726-р;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 №41);
  • Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
  • Уставом ГБОУ СОШ №4 Кусто;
  • Положением об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг на базе ГБОУ СОШ №4 Кусто.

Направленность программы –социально педагогическая. 

Математика  в современном обществе занимает ведущее место в развитии науки ,экономики, информатики, физики, химии и в других отраслях современного общества.

Алгебра и геометрия являются одними из опорных предметов основной школы: они обеспечивают изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физики, химии и информатики. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебры и геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Дополнительная  общеобразовательная  обшеразвивающая  программа  социально-педагогической направленности  для учащихся 9класс «Для тех,кому трудно»(решение усложненных задач по математике) поддерживает изучение основного курса математики 7- 9 классов и способствует как  лучшему усвоению базового курса алгебры и геометрии, так и их углубленному ее  изучению .

 Данная программа  по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание как учащихся, которым трудно даётся математика так  и  учащихся, которые хотели бы расширить свои знания  и умения при решении более сложных заданий по отдельным темам и разделам  алгебры и геометрии.

Надо отметить, что навыки в умении решать нестандартные задания по алгебре и геометрии  необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзаменов и повысить интерес к изучению математических дисциплин.

 Материал программы будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к  дисциплинам естественно-научного цикла.

. Актуальность и новизна программы:

Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных математических задач оригинальными нестандартными  способами. Материал программы насыщен  интересными  для данной группы обучающихся заданиями, требующими логических рассуждений и оригинальных решений. На занятиях обучающиеся решают  математические задачи      прикладного  характера (банковские, экономические, бытовые)

 Адресат программы

  • Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа социально-педагогической  направленности по математика«Для тех ,кому трудно» рассчитана на учащихся 9 классов.
  • Количество обучающихся в группе  не более 15 человек.
  • Учебная нагрузка предполагает занятия 1 раз в неделю по астрономическому часу , соответствует возрасту (15 лет) и учитывает психологические и возрастные особенности  обучающихся.
  • На занятие отводится 1 час в неделю, продолжительность занятия 60 минут.

   Количество:

  • часов для изучения программы  – 32
  • учебных месяцев – 8

Цели программы:

- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса алгебры и геометрии, придающие ему необходимую целостность;

- показать  нестандартные приёмы решения задач;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы и выбора будущей профессии,

- формировать качества мышления, необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи программы:

- научить учащихся решать задания, из перечня задач входящих в экзаменационные варианты повышенной сложности ОГЭ

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

- приобрести определённую математическую культуру;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Условия реализации программы:

  • материально-техническое и дидактическое обеспечения;
  • хорошо освещенный и просторный кабинет;
  • оборудование(компьютер, документ камера, проектор, экран);
  • наглядные пособия;
  • дидактические материалы;
  •  сборники вариантов ОГЭ-2019-2020
  • необходимый контингент учащихся;
  • соответствующее требованиям расписание занятии.

Психолого- педагогические условия:

  • умелое использование педагогом наиболее эффективных форм при подаче сложного математического материала
  • творческое отношение к образовательному процессу
  • оценивание деятельности и качества обучения
  • создание каждому обучающемуся комфортной эмоциональной среды-«ситуации успеха»,атмосферы доверия и поддержки
  • сотрудничество педагога, обучающихся и родителей.

Планируемые результаты

Дополнительная  общеобразовательная  обшеразвивающая программа по математике  для учащихся 9класс «Для тех, кому трудно» с решением усложненных задач по математике дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

Личностные образовательные результаты :

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность ответственного отношения к учению;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • интеграция личности учащихся в мировую культуру;

  • сформированность целостного мировоззрения,  соответсвующего современному развитию науки и общества
  • сформированность коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве
  • умение ясно и чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи
  • критичность мышления, умение отличать гипотезу от факта
  • инициативность, находчивость
  • умение контролировать свои результаты и процесс обучения.
  • Решать задачи нестандартными способами .

     Метапредметные:

  • умение планировать шаги решения, выбирать рациональный путь
  • навыки самоконтроля
  • навыки самооценки
  • умение строить логические умозаключения
  • умение применять знако - символьную систему, создавать математические модели реальных процессов в том числе экономических
  • умение организовать сотрудничество при совместной деятельности
  • умение находить различные источники информации, принимать нестандартные решения решение, выдвигать гипотезы
  • умение использовать чертежи, схемы, таблицы для представления информации и аргументации

    Предметные:

  • умение работать с математическим текстом
  • умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений повышенной сложности
  • умение пользоваться математическими формулами для решения сложных заданий
  • умение решать уравнения повышенной сложности
  • овладение системой функциональных понятий и строить графики повышенной сложности
  • овладение способами представления статистической информации
  • умение применять изученное для решения  нестандартных заданий повышенной сложности
  • умение решать задачи повышенной сложности с физическим и экономическим содержанием.

В результате изучения дополнительной  общеобразовательной  обшеразвивающей программы социально-педагогической направленности по мтематике  для учащихся 9класс «Для тех, кому трудно»

 ученик должен

Уметь:

              составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач пов.         сложности; осуществлять  преобразования в выражениях повышенной сложности

  • выполнять  действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений повышенной сложности;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и  системы повышенной сложности;
  • решать текстовые задачи повышенной сложности алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии при решении задач с экономическим содержанием;
  • определять свойства функции в том числе «кусочных» по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств повышенной сложности;
  • описывать свойства изученных функций, строить графики повышенной сложности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры, в том числе нестандартных;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании сложных нестандартных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
  • решение задач с экономическим содержанием.

При изучении данной программы  в 9классе ученик получит дополнительную возможность  для успешной сдачи экзамена и выбора дальнейшего  продолжения образования на базовом или  углублённом уровнях в 10-11 классах

Контроль изучения

Самостоятельные работы с последующей выборочной проверкой, тесты (в том числе аналогичные ОГЭ).

Проверочные работы проводятся по окончании изучения каждой темы без оценки.

Тесты и самостоятельные работы проводятся в течение изучения темы для контроля усвоения всех основных понятий и отработки решения различных типов заданий.

 После каждой проверочной работы учитель и обучающиеся совместно анализируют математические  ошибки и способы их исправления, «круглый стол»- обсуждение проблем.

  Оценочные и методические материалы

  • Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М. Просвещение. 2018.
  • Открытый банк заданий для подготовки ОГЭ и ЕГЭ, ФИПИ (http://mathege.ru, http://mathgia.ru);
  • Сайт учителя математики Ким Н. А. (uztest.ru)                                                                                            Типовые тестовые задания Математика ОГЭ под редакцией И.В.Ященко
  • Б.Г.Зив,В.А.Гольдич «Дидактические материалы алгебра» 9 класс
  • Л.Д.Лаппо,М.А.Попов математика «Эксперт в ОГЭ»

                                                                                                                         

                                                                                                                                Приложение 1

Учебный план

                       Раздел

       Кол-во часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Выражения и их преобразование

( сложные случаи)

    2

    1

     1

Вводный контроль

2.

Преобразование выражений, содержащих степени.

 (тест №1)

     1

     1

Тест№1

3.

Уравнения разных степеней

( сложные случаи)

    2

     1

      1

Текущий контроль

4.

Решение систем уравнений повышенной сложности

     3

     1

     2

Пров. работа

5.

Решение дробных неравенств,  системы неравенств (сложные случаи).

    3

    1

     2

Текущий контроль

6.

Уравнения и неравенства разных степеней. Метод интервалов

( сложные случаи)

   3

    1

     2

Пров. работа

7.

Функции. О.О.Ф. и О.О.В.( особые случаи)

    1

     1

Текущий контроль

8.

Построение графиков с модулями . Сложные случаи. Кусочные функции и их графики

    2

     1

      1

Пров. работа

9.

Решение текстовых задач повышенной сложности.

   2

   

      2

Пров. работа

10.

Решение задач по геометрии повышенной сложности.

   2

     2

Пров. работа

11.

Решение задач с экономическим содержанием с использованием  формул геометрической прогрессии. (тест №2)

   3

    1

     2

тест №2

12.

Вероятность и статистика(задачи пов. сложности)

   2

    1

     1

Текущий контроль

13.

Тренировочные варианты экзаменационной работы из сайтов ОГЭ

   2

     2

Пров. работа

14.

Решение уравнений и неравенств, содержащих модули.

   4

   1

     3

Пров. работа

15.

Обобщающий урок. Тест№3

   1

   

     1

Тест№3

                                               ИТОГО

32

     10

     22

                                                                                                                             

                                                                                                                           

                                                                                                                             Приложение2    

Календарный учебный график:

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

       1год

01.10.2019г

25.05.2020

       32

      32

 1 раз в неделю

         по1 астрономическому        часу

                     

                       

                        Тематическое планирование  

        дополнительной  общеобразовательной обшеразвивающей программы социально-педагогической направленности  

                                   для учащихся 9-ых классов

                                                 математика

                                          «Для тех, кому трудно»

                           

№ пп

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемая дата проведения

1

Выражения и их преобразование

( сложные случаи)

2

01.10

08.10

2

Преобразование выражений, содержащих степени.

 (тест №1)

1

15.10

3

Уравнения разных степеней

( сложные случаи)

2

22.10

05.11

4

Решение систем уравнений повышенной сложности

3

12.11

19.11

26.11

5

Решение дробных неравенств,  системы неравенств (сложные случаи).

3

03.12

10.12

17.12

6

Уравнения и неравенства разных степеней. Метод интервалов

( сложные случаи)

2

24.12

27.12

7

Функции. О.О.Ф. и О.О.В.( особые случаи)

1

14.01

8

Построение графиков с модулями . Сложные случаи. Кусочные функции и их графики

2

21.01

24.01

9

Решение текстовых задач повышенной сложности.

2

04.02

11.02

10

Решение задач по геометрии повышенной сложности.

2

18.02

25.02

11

Решение задач с экономическим содержанием с использованием  формул геометрической прогрессии. (тест №2)

3

03.03

10.03

17.03

12

Вероятность и статистика(задачи пов. сложности)

2

24.03

07.04

13

Тренировочные варианты экзаменационной работы из сайтов ОГЭ

2

14.04

21.04

14

Решение уравнений и неравенств, содержащих модули.

4

28.04

05.05

12.05

19.05

15

Обобщающий урок. Тест№3

23.05

Итого:

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

Решение задач повышенной трудности в 9 классе

ПРОГРАММАпо спецкурсу по выборуна 2010-2011 учебный год ...

Элективный курс по математике "Решение задач повышенной трудности" для 9 класса

Элективный курс «Решение задач повышенной трудности» по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен основным понятиям  современной математики – функциональной зависимости, уравнения...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Решение задач повышенной трудности как способ активизации познавательной деятельности учащихся 5 класса

Для  активизации познавательной деятельности учащихся V класса можно применять  знакомство с занимательными и нестандартными задачами и их решением,  сначала в порядке самостоятельной р...