ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Математика «Решение заданий повышенной трудности» для учащихся 9 классов (32 часа)
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс)
Программа разработана как дополнение к школьной программе по математике 9класса . Актуальность и новизна программы:
Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных математических задач оригинальными нестандартными способами. Материал программы насыщен интересными для данной группы обучающихся заданиями, требующими логических рассуждений и оригинальных решений. На занятиях обучающиеся решают математические задачи прикладного характера (банковские, экономические, бытовые) Программа опробирована в течении 5 лет .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_po_matematike_9kl_podg._k_gia.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением французского языка
имени Жака-Ива Кусто
Василеостровского района Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Математика
«Решение заданий повышенной трудности»
для учащихся 9 классов
(32 часа)
Составитель:
Потапова Ф.Ф учитель высшей категории.
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей/ распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 №1726-р;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 №41);
- Распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 №617-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Уставом ГБОУ СОШ №4 Кусто;
- Положением об организации деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг на базе ГБОУ СОШ №4 Кусто.
Направленность программы –социально педагогическая.
Математика в современном обществе занимает ведущее место в развитии науки ,экономики, информатики, физики, химии и в других отраслях современного общества.
Алгебра и геометрия являются одними из опорных предметов основной школы: они обеспечивают изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физики, химии и информатики. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебры и геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Дополнительная общеобразовательная обшеразвивающая программа социально-педагогической направленности для учащихся 9класс «Для тех,кому трудно»(решение усложненных задач по математике) поддерживает изучение основного курса математики 7- 9 классов и способствует как лучшему усвоению базового курса алгебры и геометрии, так и их углубленному ее изучению .
Данная программа по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание как учащихся, которым трудно даётся математика так и учащихся, которые хотели бы расширить свои знания и умения при решении более сложных заданий по отдельным темам и разделам алгебры и геометрии.
Надо отметить, что навыки в умении решать нестандартные задания по алгебре и геометрии необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзаменов и повысить интерес к изучению математических дисциплин.
Материал программы будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к дисциплинам естественно-научного цикла.
. Актуальность и новизна программы:
Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения сложных математических задач оригинальными нестандартными способами. Материал программы насыщен интересными для данной группы обучающихся заданиями, требующими логических рассуждений и оригинальных решений. На занятиях обучающиеся решают математические задачи прикладного характера (банковские, экономические, бытовые)
Адресат программы
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по математика«Для тех ,кому трудно» рассчитана на учащихся 9 классов.
- Количество обучающихся в группе не более 15 человек.
- Учебная нагрузка предполагает занятия 1 раз в неделю по астрономическому часу , соответствует возрасту (15 лет) и учитывает психологические и возрастные особенности обучающихся.
- На занятие отводится 1 час в неделю, продолжительность занятия 60 минут.
Количество:
- часов для изучения программы – 32
- учебных месяцев – 8
Цели программы:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса алгебры и геометрии, придающие ему необходимую целостность;
- показать нестандартные приёмы решения задач;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы и выбора будущей профессии,
- формировать качества мышления, необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи программы:
- научить учащихся решать задания, из перечня задач входящих в экзаменационные варианты повышенной сложности ОГЭ
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
- приобрести определённую математическую культуру;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Условия реализации программы:
- материально-техническое и дидактическое обеспечения;
- хорошо освещенный и просторный кабинет;
- оборудование(компьютер, документ камера, проектор, экран);
- наглядные пособия;
- дидактические материалы;
- сборники вариантов ОГЭ-2019-2020
- необходимый контингент учащихся;
- соответствующее требованиям расписание занятии.
Психолого- педагогические условия:
- умелое использование педагогом наиболее эффективных форм при подаче сложного математического материала
- творческое отношение к образовательному процессу
- оценивание деятельности и качества обучения
- создание каждому обучающемуся комфортной эмоциональной среды-«ситуации успеха»,атмосферы доверия и поддержки
- сотрудничество педагога, обучающихся и родителей.
Планируемые результаты
Дополнительная общеобразовательная обшеразвивающая программа по математике для учащихся 9класс «Для тех, кому трудно» с решением усложненных задач по математике дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
Личностные образовательные результаты :
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность ответственного отношения к учению;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- интеграция личности учащихся в мировую культуру;
- сформированность целостного мировоззрения, соответсвующего современному развитию науки и общества
- сформированность коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве
- умение ясно и чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи
- критичность мышления, умение отличать гипотезу от факта
- инициативность, находчивость
- умение контролировать свои результаты и процесс обучения.
- Решать задачи нестандартными способами .
Метапредметные:
- умение планировать шаги решения, выбирать рациональный путь
- навыки самоконтроля
- навыки самооценки
- умение строить логические умозаключения
- умение применять знако - символьную систему, создавать математические модели реальных процессов в том числе экономических
- умение организовать сотрудничество при совместной деятельности
- умение находить различные источники информации, принимать нестандартные решения решение, выдвигать гипотезы
- умение использовать чертежи, схемы, таблицы для представления информации и аргументации
Предметные:
- умение работать с математическим текстом
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений повышенной сложности
- умение пользоваться математическими формулами для решения сложных заданий
- умение решать уравнения повышенной сложности
- овладение системой функциональных понятий и строить графики повышенной сложности
- овладение способами представления статистической информации
- умение применять изученное для решения нестандартных заданий повышенной сложности
- умение решать задачи повышенной сложности с физическим и экономическим содержанием.
В результате изучения дополнительной общеобразовательной обшеразвивающей программы социально-педагогической направленности по мтематике для учащихся 9класс «Для тех, кому трудно»
ученик должен
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач пов. сложности; осуществлять преобразования в выражениях повышенной сложности
- выполнять действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений повышенной сложности;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и системы повышенной сложности;
- решать текстовые задачи повышенной сложности алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии при решении задач с экономическим содержанием;
- определять свойства функции в том числе «кусочных» по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств повышенной сложности;
- описывать свойства изученных функций, строить графики повышенной сложности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры, в том числе нестандартных;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании сложных нестандартных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
- решение задач с экономическим содержанием.
При изучении данной программы в 9классе ученик получит дополнительную возможность для успешной сдачи экзамена и выбора дальнейшего продолжения образования на базовом или углублённом уровнях в 10-11 классах
Контроль изучения
Самостоятельные работы с последующей выборочной проверкой, тесты (в том числе аналогичные ОГЭ).
Проверочные работы проводятся по окончании изучения каждой темы без оценки.
Тесты и самостоятельные работы проводятся в течение изучения темы для контроля усвоения всех основных понятий и отработки решения различных типов заданий.
После каждой проверочной работы учитель и обучающиеся совместно анализируют математические ошибки и способы их исправления, «круглый стол»- обсуждение проблем.
Оценочные и методические материалы
- Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М. Просвещение. 2018.
- Открытый банк заданий для подготовки ОГЭ и ЕГЭ, ФИПИ (http://mathege.ru, http://mathgia.ru);
- Сайт учителя математики Ким Н. А. (uztest.ru) Типовые тестовые задания Математика ОГЭ под редакцией И.В.Ященко
- Б.Г.Зив,В.А.Гольдич «Дидактические материалы алгебра» 9 класс
- Л.Д.Лаппо,М.А.Попов математика «Эксперт в ОГЭ»
Приложение 1
Учебный план
№ | Раздел | Кол-во часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Выражения и их преобразование ( сложные случаи) | 2 | 1 | 1 | Вводный контроль |
2. | Преобразование выражений, содержащих степени. (тест №1) | 1 | 1 | Тест№1 | |
3. | Уравнения разных степеней ( сложные случаи) | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль |
4. | Решение систем уравнений повышенной сложности | 3 | 1 | 2 | Пров. работа |
5. | Решение дробных неравенств, системы неравенств (сложные случаи). | 3 | 1 | 2 | Текущий контроль |
6. | Уравнения и неравенства разных степеней. Метод интервалов ( сложные случаи) | 3 | 1 | 2 | Пров. работа |
7. | Функции. О.О.Ф. и О.О.В.( особые случаи) | 1 | 1 | Текущий контроль | |
8. | Построение графиков с модулями . Сложные случаи. Кусочные функции и их графики | 2 | 1 | 1 | Пров. работа |
9. | Решение текстовых задач повышенной сложности. | 2 |
| 2 | Пров. работа |
10. | Решение задач по геометрии повышенной сложности. | 2 | 2 | Пров. работа | |
11. | Решение задач с экономическим содержанием с использованием формул геометрической прогрессии. (тест №2) | 3 | 1 | 2 | тест №2 |
12. | Вероятность и статистика(задачи пов. сложности) | 2 | 1 | 1 | Текущий контроль |
13. | Тренировочные варианты экзаменационной работы из сайтов ОГЭ | 2 | 2 | Пров. работа | |
14. | Решение уравнений и неравенств, содержащих модули. | 4 | 1 | 3 | Пров. работа |
15. | Обобщающий урок. Тест№3 | 1 |
| 1 | Тест№3 |
ИТОГО | 32 | 10 | 22 |
Приложение2
Календарный учебный график:
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1год | 01.10.2019г | 25.05.2020 | 32 | 32 | 1 раз в неделю по1 астрономическому часу |
Тематическое планирование
дополнительной общеобразовательной обшеразвивающей программы социально-педагогической направленности
для учащихся 9-ых классов
математика
«Для тех, кому трудно»
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемая дата проведения |
1 | Выражения и их преобразование ( сложные случаи) | 2 | 01.10 08.10 |
2 | Преобразование выражений, содержащих степени. (тест №1) | 1 | 15.10 |
3 | Уравнения разных степеней ( сложные случаи) | 2 | 22.10 05.11 |
4 | Решение систем уравнений повышенной сложности | 3 | 12.11 19.11 26.11 |
5 | Решение дробных неравенств, системы неравенств (сложные случаи). | 3 | 03.12 10.12 17.12 |
6 | Уравнения и неравенства разных степеней. Метод интервалов ( сложные случаи) | 2 | 24.12 27.12 |
7 | Функции. О.О.Ф. и О.О.В.( особые случаи) | 1 | 14.01 |
8 | Построение графиков с модулями . Сложные случаи. Кусочные функции и их графики | 2 | 21.01 24.01 |
9 | Решение текстовых задач повышенной сложности. | 2 | 04.02 11.02 |
10 | Решение задач по геометрии повышенной сложности. | 2 | 18.02 25.02 |
11 | Решение задач с экономическим содержанием с использованием формул геометрической прогрессии. (тест №2) | 3 | 03.03 10.03 17.03 |
12 | Вероятность и статистика(задачи пов. сложности) | 2 | 24.03 07.04 |
13 | Тренировочные варианты экзаменационной работы из сайтов ОГЭ | 2 | 14.04 21.04 |
14 | Решение уравнений и неравенств, содержащих модули. | 4 | 28.04 05.05 12.05 19.05 |
15 | Обобщающий урок. Тест№3 | 1ч | 23.05 |
Итого: | 32 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
Решение задач повышенной трудности в 9 классе
ПРОГРАММАпо спецкурсу по выборуна 2010-2011 учебный год ...
Элективный курс по математике "Решение задач повышенной трудности" для 9 класса
Элективный курс «Решение задач повышенной трудности» по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен основным понятиям современной математики – функциональной зависимости, уравнения...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...
Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)
Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Решение задач повышенной трудности как способ активизации познавательной деятельности учащихся 5 класса
Для активизации познавательной деятельности учащихся V класса можно применять знакомство с занимательными и нестандартными задачами и их решением, сначала в порядке самостоятельной р...