программа дополнительного образования "Решение задач повышенной сложности.По материалам ЗФТШ МФТИ".
рабочая программа по физике (9 класс)
Программа предназначена для одаренных детей возраста15-16 лет. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_progr.dop_.docx | 59.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 144
РАССМОТРЕНА Методическим советом МАОУ гимназии №144 Протокол № 1от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНА Педагогическим советом МАОУ гимназия № 144 Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Решение задач повышенной сложности по физике
(по материалам ЗФТШ МФТИ)»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год (31час)
Составитель: Быдзина О.В.
учитель физики
Екатеринбург
2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа «Решение задач повышенной сложности по физике (по материалам ЗФТШ МФТИ) »
(далее - программа) разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от г.с изменениями и дополнениями.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N706 г. Москва;
- Письмо Минобрнауки РФ от N06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» //Российская газета. №
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ #1075;. № Пр-827).
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. №И).
- Приказ Минобрнауки России от № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»(Зарегистрировано в Минюсте России №48226);
- Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от № 02-01-82/10468
- Устав МОАУ гимназии № 144;
- Положение об оказании платных образовательных услуг.
Актуальность программы базируется на анализе запросов родителей (законных представителей) обучающихся, современных требований модернизации образования в физико - технической области, социальном заказе общества и потенциале гимназии.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно- технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Решение физических задач - один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно - технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы
Программа вводит подростков 15-16 лет в ситуацию творческого подхода в решении физических задач, обеспечивая развитие интеллектуальных способностей. Актуальность определяется и особенностями детской психики. Учет особенностей возраста - отправная точка для конструирования курса «Решение задач повышенной сложности по физике (по материалам ЗФТШ МФТИ)».
Новизна программы заключена в том, что при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии: групповая работа, использование ИКТ и проч. Так же программа предполагает выйти за рамки школьного курса физики.
Педагогическая целесообразность программы:
- учет возрастных особенностей подростков 15-16 лет;
- обеспечение заинтересованности ребенка в образовательной деятельности, как в части ее содержания, так и в части формы. Использование таких технологий, как ИКТ;
- программа практико – ориентирована (применение теоретических знаний для решения качественных и количественных задач);
- формирование интереса к предмету;
- проявление уважения и внимания к ребёнку, его деятельности, результатам его деятельности;
- забота о комфорте и сбережении здоровья ребёнка в процессе обучения.
Цель программы - обеспечение условий развития творческих способностей; углубление полученных в основном курсе знаний и умений; формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи:
- Учебные - пробудить интерес к предмету; познакомить детей с различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- Развивающие - способствовать развитию мышления воспитанников, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
- Образовательные - сформировать представления о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования;
- Воспитательные - способствовать воспитанию положительных нравственных качеств личности (пониманию и терпимости по отношению к другим, ответственного отношения к учебе и порученному делу).
Направленность программы: естественнонаучная.
Программа ориентирована на коммуникативный исследовательский подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной деятельности воспитанников и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи) → четкое формулирование физической части проблемы (задачи) → выдвижение гипотез → разработка моделей (физических, математических) → прогнозирование результатов развития во времени экспериментально наблюдаемых явлений → проверка и корректировка гипотез → нахождение решений → проверка и анализ решений → предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.
По уровню содержания: базового уровня.
Программа направлена на освоение различных методов решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений; способствует развитию мышления воспитанников, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки; способствует интеллектуальному развитию воспитанников, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Возраст детей и сроки реализации программы.
Программа предназначена для учащихся 15 - 16 лет; рассчитана 32 часа, один раз в неделю (с сентября по май включительно). Длительность одного занятия – 45минут.
Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая,
в микрогруппах, в парах.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;
- приобретение опыта применения научных методов познания;
- осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определить цель,
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели и оценивать собственные возможности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
- умение использовать речевые средства с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;
- умение самостоятельно добывать и применять знания, в том числе используя ИКТ;
Личностные результаты:
- принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- осознанное, уважительное отношение к другому человеку;
- освоение и соблюдение социальных норм и правил поведения.
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов тестирования, выполнения обучающимися диагностических заданий, активности обучающихся на занятиях и т.п.
- педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы :
- составление карт оценки результатов освоения программы;
- создание портфолио обучающихся.
Способы определения результативности:
- Проведение тестирования, контрольных работ;
- Проведение творческих отчетных занятий группы .
УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема модуля | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Векторы в физике | 1 | 3 | 4 | Тестирование |
2 | Кинематика | 2 | 4 | 6 | Самостоятельная работа |
3 | Динамика | 2 | 5 | 7 | Самостоятельная работа |
4 | Статика. Равновесие твердых тел и жидкостей | 2 | 3 | 5 | Самостоятельная работа |
5 | Работа. Энергия | 1 | 3 | 4 | Самостоятельная работа |
6 | Движение материальной точки по окружности | 1 | 3 | 4 | Тестирование |
7 | Заключительное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Наблюдение |
Итого: | 9,5 | 21,5 | 31 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
- Векторы в физике (вводное задание) – 4 часа
Начальные сведения о механическом движении, его различные виды. Скалярные и векторные физические величины. Определение вектора. Сложение векторов, проекция вектора на выбранное направление. Скалярное произведение векторов. Разложение вектора на составляющие. Основные тригонометрические функции и формулы. Скорость и сила - векторные величины. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. (Лукьянов А.А.)
- Кинематика – 6 часов
Основные понятия. Материальная точка. Абсолютно твёрдое тело. Системы отсчёта. Способы описания движения материальной точки в пространстве (векторный способ, координатный и траекторный). Траектория, путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное прямолинейное движение. Правило сложения скоростей. Неравномерное прямолинейное движение. Равнопеременное движение. Движение тела под действием силы тяжести. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
(Нусратуллин А. 3.)
- Динамика – 7 часов
Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Принцип независимости действия сил (принцип суперпозиции). Импульс тела. Импульс силы. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Сухое трение. Трение покоя. Трение скольжения. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. (Курносов В.М.)
- Статика. Равновесие твёрдых тел и жидкостей – 5 часов
Сила. Эквивалентность сил. Равнодействующая. Сложение и разложение сил. Момент силы. Условия равновесия твердых тел. Центр масс, центр тяжести. Применение законов равновесия. Гидростатика(равновесие жидкостей). Давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. (Чивилев В. И.)
- Работа. Энергия – 4 часа
Механическая работа. Мощность силы. Средняя мощность. Мгновенная мощность. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Потенциальная энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Механическая энергия. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
(Лукьянов А.А.)
- Движение материальной точки по окружности – 4 часа
Линейная и угловая скорости. Равномерное движение. Период и частота вращения. Ускорение при равномерном движении точки по окружности. Неравномерное движение по окружности. Применение законов Ньютона и законов сохранения для описания движения материальной точки по окружности. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.
(Плис В. И.)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Месяц | День недели | Время проведен | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 09 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Начальные сведения о механическом движении, его различные виды. Скалярные и векторные физические величины | Кабинет физики | Наблюдение |
2. | 09 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Определение вектора. Сложение векторов, проекция вектора на выбранное направление. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
3. | 09 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Скалярное произведение векторов. Разложение вектора на составляющие. Основные тригонометрические функции и формулы. | Кабинет физики | Наблюдение |
4. | 10 | ср | 45 мин. | Индивидуальная | 1 | Скорость и сила - векторные величины. Примеры решения задач. Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. | Кабинет физики | Самостоятельная работа |
5. | 10 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Основные понятия. Материальная точка. Абсолютно твёрдое тело. Системы отсчёта. Способы описания движения материальной точки в пространстве (векторный способ, координатный и траекторный). | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
6. | 10 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Траектория, путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Равномерное прямолинейное движение. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
7. | 10 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Правило сложения скоростей. Неравномерное прямолинейное движение. | Кабинет физики | Наблюдение |
8. | 11 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Равнопеременное движение. | Кабинет физики | Наблюдение |
9. | 11 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Движение тела под действием силы тяжести. Примеры решения задач. | Кабинет физики | Наблюдение |
10 | 11 | ср | 45 мин. | Индивидуальная | 1 | Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. | Кабинет физики | Самостоятельная работа |
11 | 11 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | Взаимодействие тел. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчёта. Сила. Масса. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
№ | Месяц | День недели | Время проведен | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
12 | 12 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Второй закон Ньютона. Принцип независимости действия сил (принцип суперпозиции). Третий закон Ныотона. | Кабинет физики | Наблюдение, тестирование |
13 | 12 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. | Кабинет физики | Наблюдение |
14 | 12 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Деформация. Сила упругости. Закон Гука. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
15 | 12 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Сила трения. Трение покоя. Трение скольжения. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
16 | 01 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Импульс тела. Импульс силы. Примеры решения задач. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
17 | 01 | ср | 45 мин. | Индивидуальная | 1 | Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. | Кабинет физики | Самостоятельная работа |
18 | 01 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Сила. Эквивалентность сил. Равнодействующая. Сложение и разложение сил. Момент силы. Условия равновесия твердых тел. | Кабинет физики | Наблюдение |
19 | 02 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Центр масс, центр тяжести. Применение законов равновесия. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
20 | 02 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Гидростатика(равновесие жидкостей). Давление. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. | Кабинет физики | Наблюдение |
21 | 02 | Индивидуальная Групповая | Примеры решения задач. | Кабинет физики | Наблюдение | |||
22 | 03 | ср | 45 мин. | Индивидуальная | 1 | Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. | Кабинет физики | Самостоятельная работа |
23 | 03 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Механическая работа. Мощность силы. Средняя мощность. Мгновенная мощность. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. | Кабинет физики | Наблюдение |
24 | 03 | ср | 45 мин. | Индивидуальная | 1 | Потенциальная энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Механическая энергия. | Кабинет физики | Самостоятельная работа |
№ | Месяц | День недели | Время проведен | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
25 | 04 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии. Примеры решения задач. | Кабинет физики | Наблюдение, тестирование |
26 | 04 | ср | 45 мин. | Индивидуальная | 1 | Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. | Кабинет физики | Самостоятельная работа |
27 | 04 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Линейная и угловая скорости. Равномерное движение. Период и частота вращения. Ускорение при равномерном движении точки по окружности. | Кабинет физики | Наблюдение |
28 | 04 | ср | 45 мин. | Индивидуальная | 1 | Неравномерное движение по окружности. Применение законов Ньютона и законов сохранения для описания движения материальной точки по окружности. | Кабинет физики | Самостоятельная работа |
29 | 05 | ср | 45 мин. | Индивидуальная Групповая | 1 | Примеры решения задач. | Кабинет физики | Наблюдение тестирование |
30 | 05 | Индивидуальная | 1 | Контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. | Самостоятельная работа | |||
31 | 05 | ср | 45 мин. | Групповая | 1 | Заключительное занятие | Кабинет физики | Наблюдение |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Для реализации программы используется дополнительный ресурс: программа заочной физико-технической школы МФТИ; компьютерная программа «Наглядная физика»; коллекция для интерактивной доски «Смарт».
Материально - техническое оснащение занятий:
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики.
Основные формы проведения занятий:
- лекции и семинары;
- практикум по решению задач;
- проведение демонстрационных и фронтальных экспериментов;
- проведение интерактивных игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
- Задания ЗФТШ МФТИ;
- Бендриков Г. А., Буховцев Б. Б., Керженцев В. В., Мякишев Г. Я. Задачи по физике для поступающих в вузы. – М.: Наука, 2007.
- Турчина Н.В., Рудакова Л.И. «3800 задач по физике для школьников и поступающих в вузы». - М.: Дрофа, 2000;
- Шевцов В.П. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 9-11 классах» – Волгоград: Учитель, 2005.
- Шевцов В.П. «Задачи и вопросы по физике». - Ростов на Д.: Феникс, 2007;
- Интернет - сайт ЗФТШ МФТИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....
Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»
Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов. Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...
Дополнительная образовательная программа "Решение задач повышенной сложности по физике"
Программа рассчитана на учащихся, увлеченных физикой и готовящихся поступать в технические ВУЗы. Представлены цели, задачи программы, описаны формы работы с учениками и ожидаемые результаты. представл...
Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.
Предлагаемый элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, с...
Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"
Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...
Программа элективного курса "Задачи повышенной сложности", 9 класс
Программа курса «Задачи повышенной сложности» предполагает изучение таких вопросов, таких задач, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее...
Программа курса "Решение задач повышенной сложности"
Выполнение тестов и задач по информатике требует от учащихся проявления самостоятельности в повторении изученного материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность ...