Решение задач повышенной трудности в 9 классе
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

 

ПРОГРАММА

по спецкурсу по выбору

на 2010-2011 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy_makarova.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -


ГОУ СОШ №408 ВАО г. Москвы













ПРОГРАММА



по спецкурсу по выбору



на 2010-2011 учебный год













РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ



ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ



В 9 КЛАССЕ









































Учитель математики ГОУ СОШ №408 Макарова С.С.



-  -

Пояснительная записка.

Данный спецкурс «Решение задач повышенной трудности в 9 классе»   поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Предполагаемый курс освещает намеченные, но не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Введение в программу курса темы «Проценты» обусловлено тем, что изучением данной темы мы занимаемся непродолжительное время на первом этапе основной школы, когда учащиеся, в силу возрастных особенностей, еще не могут получать полноценное представление о процентах, об их роли в повседневной жизни. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предполагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.

Курс «Квадратный трехчлен и его приложения» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзаменов, а также для успешных выступлений на математических олимпиадах.

Материал по теме «Модуль» содержит «нестандартные» методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль, такие как:

  • преобразование выражений, содержащих модуль;
  • решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;
  • построение графиков элементарных функций, содержащих модуль.

Навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Тематическое планирование спецкурса разработано применительно к учебнику алгебры (авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.), учитывая подготовленность класса, интересы учащихся, необходимость в изучении тем для дальнейшей сдачи экзамена в 9 и 11 классах.

Цели:

  • восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
  • показать нестандартные приемы решения задач;
  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • показать нестандартные приемы решения задач на основе свойств  квадратного трехчлена;
  • формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
  • помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в преобразовании выражений, решении уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Задачи:

  • научить учащихся решать задачи на проценты, на основе свойств квадратного трехчлена более высокой, по сравнению с обязательным уровнем, сложности;
  • привить учащимся основы экономической грамотности;
  • научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
  • заложить учащимся грамотное понимание основ высшей математики;
  • приобрести определенную математическую культуру.

Требования к учащимся:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задания;
  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий

Программа.

Уроки

Название темы

1-3

Проценты. Основные задачи на проценты.

4-6

Процентные расчеты в жизненных ситуациях.

7-10

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.

11-13

Квадратный трехчлен.

14-17

Исследование корней квадратного трехчлена.

18-21

Решение разнообразных (дополнительных) задач по всему курсу.

Заключительное занятие.

22-23

Модуль. Общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль.

24-28

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

29-32

Графики функций, содержащих модуль.

33-34

Модуль в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Контрольная работа:

  1. Имеются два слитка сплава серебра и олова. Первый слиток содержит 360 г серебра и 40 г олова, а второй слиток – 450 г серебра и 150 г олова. От каждого слитка взяли по куску, сплавили их и получили 200 г сплава, в котором оказалось 81%серебра. Определите массу (в граммах) куска, взятого от второго слитка.

  1. Решите уравнение:

(x-1)4-5(x²-1)²+4(x+1)4=0

  1. Решите неравенство:

x³+x²-x-1>0.

  1. Постройте график функции:

y=|x²-2x|

  1. Решите неравенство:

√-x²+2|x|+3≥0

Литература.

1. . В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова. «Математика. 8-9 классы. Сборник элективных курсов»

2. М.Л.Галицкий, А.М.Голбдман, Л.И.Звавич. «Сборник задач по алгебре. 8-9 классы»

3. Г.С.Сурвилло. «Дидактические материалы по алгебре для школ с углубленным изучением математики в 8 классе»

4. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. «Дидактические материалы по алгебре для школ с углубленным изучением математики в 9 классе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"

Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...

кружок по математике "Практикум по решению математических задач повышенной трудности" 9 класс

Данная программа предназначена для работы с обучающимися 9 класса. Имеет основную цель - подготовка к успешной сдачи экзамена в формате ГИА "сильных" учеников. Рассчитан на 34 часа в год....

Элективный курс по математике "Решение задач повышенной трудности" для 9 класса

Элективный курс «Решение задач повышенной трудности» по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящен основным понятиям  современной математики – функциональной зависимости, уравнения...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (10 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека.Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики ...

Программа элективного курса по математике "Решение задач повышенной трудности" (11 класс)

Математика в настоящее время проникает во все сферы деятельности человека. Математическими методами исследования должны владеть специалисты в области физики, химии, биологии, геологии, экономики и др....

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"

Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика  решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в  неделю...