Решение задач повышенной трудности как способ активизации познавательной деятельности учащихся 5 класса
учебно-методический материал по математике (5 класс) на тему
Для активизации познавательной деятельности учащихся V класса можно применять знакомство с занимательными и нестандартными задачами и их решением, сначала в порядке самостоятельной работы на уроке, затем в порядке коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resh_zadach_povysh_trudnosti_v_5_kl.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение задач повышенной трудности как способ активизации познавательной деятельности учащихся 5 класса
При изучении математики школьники часто сталкиваются с решением занимательных задач, с нестандартными и проблемными математическими ситуациями, требующими от них определенной гибкости мышления, достаточно развитой культуры коллективного умственного труда. Поэтому для активизации познавательной деятельности учащихся V класса можно применять знакомство с занимательными и нестандартными задачами и их решением, сначала в порядке самостоятельной работы на уроке, затем в порядке коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов. Эти задачи относятся к разделу «Задачи повышенной трудности». Среди них много задач, с которыми пятиклассники сталкивались ранее, но теперь они представлены в нестандартной, проблемной форме. Такие задачи формируют у детей гибкость мышления, активизируют их познавательную деятельность, тем самым повышают интерес к предмету «математика». Рассмотрим некоторые из таких задач.
Задача №1: «Напишите десятизначное число, в котором все цифры различны».
Учащиеся сталкиваются с проблемой, пока для них незнакомой и трудноразрешимой. Но можно предварительно рассмотреть сходные задачи: 1) написать наибольшее десятизначное число, записанное разными цифрами; 2) написать наибольшее одиннадцатизначное число, записанное разными цифрами. Или предложить учащимся ответить на аналогичный дополнительный вопрос: «Догадайтесь, почему в условии задачи говорится именно о десятизначном числе, а, к примеру, не о девятизначном или одиннадцатизначном числе». После этого они смогут сами легко решить указанные выше сходные задачи.
Но если даже сильные учащиеся не смогут правильно и быстро найти необходимый ответ, то учитель снова может предложить наводящий пример: Сравнить такое число с наибольшим числом: 9999999999.
После наводящих вопросов учащиеся смогут самостоятельно сделать вывод: «Одиннадцатизначного числа, записанного разными цифрами, не существует. А десятизначное существует, например: 9876543210.
Задача №2: «Расставьте в записи 7х9+12:3-2 скобки так, чтобы значение этого выражения было равно: а) 23; б) 75» - ее также можно и нужно включить в состав задач, формирующих логику мышления.
Если задание вызовет у пятиклассников затруднение при решении, то ее также можно представить в виде рассмотрения решений более легких заданий.
Задача №3: «Сколькими способами можно представить число 50 в виде суммы двух четных чисел? Представления, отличающиеся порядком слагаемых, считать совпадающими». Задача повышенной трудности также может быть рассмотрена на уроке (при изучении тем «Сложение» и «Нахождение неизвестного слагаемого»).
Можно упростить первоначально условие задачи, дав его в форме математического диктанта: «Напишите 2 произвольных четных числа, сумма которых равна 50». А уже после этого предоставить возможность детям найти ее решение самостоятельно, с последующим объяснением.
Задача №4: «В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый из них сыграл друг с другом по одной партии. Сколько партий они сыграли?»
Для наглядности изобразим каждого шахматиста в виде точки. Соединим каждую из семи точек дугами, любая из которых может считаться графическим изображением шахматной партии между каждой парой участников. Из одной точки выходит 6 дуг. При 7 игроках каждый играющий должен играть 6 партий с 6 оставшимися партнерами. Всего дуг 7х6=42. Но партий вдвое меньше. Формула решения: 7х6:2=21 (партия).
Также можно рассмотреть задачи «на переливание». Именно такие задачи несут в себе познавательный потенциал и способствуют зарождению и развитию у учащихся познавательного интереса к изучению математики. Рассмотрим одну из таких задач.
Задача №5: «В первый сосуд входит 8 л , во второй – 5 л , а в третий - 3 л воды. Первый сосуд наполнен водой, а остальные пусты. Как с помощью этих сосудов отмерить 1 л воды? Как отмерить 4 л воды?»
Данная задача имеет практическое значение.
При разборе этой задачи на уроке в V классе целесообразно сначала изменить основной вопрос задачи: «Можно ли с помощью этих сосудов отмерить какое-нибудь произвольное количество воды в виде целого числа (в литрах)?»
Составим табличку данных и используем ее в процессе решения.
1 сосуд (8 л.) | 8 | 3 | 3 | 6 | 6 | 1 | 1 |
2 сосуд (5 л.) | 0 | 5 | 2 | 2 | 0 | 5 | 2 |
3 сосуд (3 л.) | 0 | 0 | 3 | 0 | 2 | 2 | 3 |
Сколько воды в них? | На I этапе | На II этапе | На III этапе | На IV этапе | На V этапе | На VI этапе | На VII этапе |
Существуют задачи, которые можно объединить под условным названием «Задачи на сообразительность, на внимание». Развивающий потенциал таких задач велик.
Задачи повышенной трудности можно отнести к учебным занимательным задачам и включить в качестве составной органической части в изучение определенной темы, так как их решение способствует активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в V классе, формирует гибкость мышления и готовит их к активной познавательной деятельности в последующих классах (что особенно важно при изучении систематических курсов алгебры и геометрии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями,...
Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"
Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
Статья....
Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся с использованием интернет-энциклопедии "Britannica"
научно-практическая статья...
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся
Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает со...
Обобщающее повторение геометрии 7-11, как способ активизации познавательной деятельности учащихся.
Данный материал можно использовать при итоговом повторении темы " Вписанные и описанные многоугольники" в 9 и 11 классах.Презентация содержит задачи на готовых чертежах.На уроках повторения можн...