Урок алгебры в 9 классе
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Применение арифметической прогрессии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока алгебры "Применение арифметической прогрессии" | 48.53 КБ |
презентация к уроку | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Задачи на применение арифметической прогрессии
I. Цель урока: формирование умений решать задачи с применением арифметической прогрессии
II. Задачи урока:
Образовательные: сформировать навыки решения типовых задач (нахождение n – го члена, разности арифметической прогрессии, задавать арифметическую прогрессию)
Развивающие:
- Активизировать познавательную деятельность через решение проблемной ситуации, через решение задач;
- Развивать навыки сравнения, анализа.
- Развивать коммуникативные способности детей, развивать математическую речь.
- Формировать у учащихся навыки первичного самоконтроля.
- Использование метапредметных связей через исторический экскурс, “литературную” задачу, задачу со здоровьесберегающим элементом.
Воспитательные:
- Учить учащихся целеполаганию.
- Воспитывать культуру математического мышления
- Развитие ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, самоорганизации, самообразования)
Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:
- личностных:
- уверенно и грамотно выражать свои мысли на математическом языке и языке формул;
- не боятся ошибок, развивать умение отстаивать свое мнение.
- метапредметных:
освоение способов деятельности:
- познавательной
- структурирование объекта познания;
- сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким признакам;
- коммуникативной
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- проведение информационно-смыслового анализа текста;
- рефлексивной
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- оценивание своих учебных достижений.
III. Урок систематизации и закреплении знаний.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности; сообщение темы, цели и задач урока
Эпиграфом нашего урока будут слова известного польского педагога Яна Амоса Каменского….
Считай несчастным тот день или тот час,в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию” Я.А.Каменский
И я очень надеюсь, что сегодняшний день будет счастливым для каждого из вас и вы откроете для себя новые страницы такого замечательного предмета, как математика.
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звёзд и вся Земля.
Но человечество зовёт.
Известный лозунг:
“Прогресс – движение вперёд”.
С латинского языка слово “прогресс” буквально и означает “движение вперёд”. Скажите, а какие однокоренные слова со словом “прогресс” вы знаете? (прогрессивный, прогрессирующий, прогрессия). Хорошо!
Запишите, пожалуйста, тему урока...
Какая же будет цель нашего сегодняшнего урока?
Цель: изучить арифметическую прогрессию
Какие задачи надо поставить перед собой, чтобы эту цель достичь?
Задачи: научиться решать задачи по данной теме (может быть вариант: мы должны разобраться, какими свойствами обладают её члены; может быть почему её так назвали и др.)
3. Актуализация знаний:
Числовые последовательности, обладающие каким свойством, называются арифметическими прогрессиями?
Тест по теме « Арифметическая прогрессия» (работа в парах)
1.Арифметичекая прогрессия – это числовая последовательность, в которой каждый член начиная со второго, равен предыдущему
Выберите правильный ответ
а) сложенному с одним и тем же числом
б) умноженному на одно и то же число
в) разделенному на одно и то же число
г) возведенному в квадрат
2. Чтобы найти разность арифметической прогрессии , надо:
Выберите правильный ответ
а) из первого члена вычесть второй
б) второй член разделить на первый
в) первый член умножить на второй
г) из последующего члена вычесть предыдущий
3. Укажите формулу n – го члена арифметической прогрессии:
а) an = a1 ∙ d (n-1) б) an = a1+ d (n-1) в) an = a1: d (n-1) г) an = d + a1 (n-1)
4. Первый член арифметической прогрессии а₁; а₂; 4; 8;… равен
а) 1 б) 12 в) -4 г) -1
5. Найдите разность арифметической прогрессии , если а₃ = 4, а₄ = 8
а) -4 б) 0,5 в) 6 г) 4
6. Найдите четвертый член арифметической прогрессии , если а₁ = 10; d = - 0,1
а) 97 б) 9,7 в) -97 г) – 9,7
Проверка теста: 1 правильный ответ -1 балл.
1.(а)
2.(г )
3.(б)
4.(в)
5.(г)
6.(б)
Теперь выясним, почему арифметическую прогрессию именно так назвали. Рассмотрим последовательность чисел: 3; 7; 11; 15; 19; 23;…
Проверим, будет ли она являться арифметической прогрессией? (да, к предыдущему члену + 4) Чему равна разность этой арифметической прогрессии? (4)
Задание по рядам:
1 ряд: найдите среднее арифметическое первого и третьего членов; (7)
2 ряд: найдите среднее арифметическое второго и четвёртого членов; (11)
3 ряд: найдите среднее арифметическое четвёртого и шестого членов. (19)
Посмотрите внимательно на эту прогрессию, какую закономерность можно заметить? Попробуйте сформулировать это свойство…(Каждый член арифметической прогрессии, начиная со второго, равен среднему арифметическому между предыдущим и последующим членами) Именно поэтому такую прогрессию и назвали арифметической, а сформулированное свойство – характеристическим свойством арифметической прогрессии.
На доске: а2 = ; а3 = ; а5 =
- характеристическое свойство.
Откуда возникли и пришли в нашу жизнь арифметические прогрессии? Числовые последовательности и в частности, арифметические прогрессии, настолько уникальны, что интересовали людей с древних времён. Об этом свидетельствует огромное количество задач, дошедших до наших дней. Перед вами часть папируса Ахмеса (записан около 1650 г. до н.э.); это первый источник древности, в котором записаны задачи на арифметические прогрессии. Они имеют прикладной характер и связаны с практикой строительства, размежеванием земельных наделов и т.п.
4. Формирование умений и навыков (закрепление материала + изучение через проблемную ситуацию)
Это в древности, а сейчас 21 век. Рассмотрим ситуацию, с которой каждый из вас через несколько месяцев столкнется: это сдача экзаменов. Решим следующую задачу:
“Подготовку к экзамену советуют начинать с 15 минут. В каждый следующий день время подготовки увеличивают на 9 минут. Сколько минут вы будете заниматься в указанном режиме на 4 день, на 8 день, на 16 день?”
На доске:
Дано: (an) – ариф. прогрессия а1 = 15; d = 9
Найти: а4 – ? а8 – ? а16 – ?
“Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий”.
На доске: аn = а1 + d •(n – 1) – формула n-го члена арифм. прогрессии
Вернёмся к нашей задаче. Так сколько же минут вы будете заниматься на 4 – ой день?
а4 = а1 + 3* d = 15 + 3 * 9 = 42 минуты
На 8 – ой день а8 = а1 + 7* d = 15 + 7 * 9 = 78 минут
На 16 день а16 = а1 + 15* d = 15 + 15 * 9 = 150 минут. Переведём это в часы и минуты.
150 минут = 2 ч 30 минут!
Ответ:
- на 4 день – 42 минуты;
- на 8 день – 1ч 18 минут;
- на 16 день – 2 ч 30 минут.
Ребята, оказывается, столько заниматься без перерыва на отдых очень вредно! По медицинским показаниям максимальная продолжительность подготовки, не влияющая на здоровье подростков, составляет 1 час 45 минут!
Выясним, на какой день мы достигнем этого предела! И рассмотрим теперь следующую задачу:
“Подготовку к экзамену советуют начинать с 15 минут. В каждый следующий день время подготовки увеличивают на 9 минут. Сколько дней следует готовиться в указанном режиме, чтобы достичь максимальной продолжительности подготовки, не влияющей на здоровье подростка, 1 час 45 минут?”
15 – 16 лет: 1 ч 45 мин (медицинская норма)
а1 = 15; d = 9 1 ч 45 мин. = 105 мин.
аn = 105 аn = а1 + (n – 1) * 9 n = 11
Ответ: 11 дней.
Физкультминутка: – Напугала я вас немного экзаменами? Всё будет хорошо и у вас всё получится! Теперь немного отдохнём, выпрямим спину, потянулись, закроем глаза и нарисуем мысленно 8, теперь повернули её на 900 вправо и нарисовали знак бесконечности…Открыли глаза. Продолжаем работу.
Арифметические прогрессии окружают нас повсюду, их можно встретить в самой неожиданной форме. Например, арифметические прогрессии есть в... литературе.
Выделим слоги и расставим ударения…
Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стиха.
Ямб – стихотворный размер с ударением на чётных слогах. Например, “Мой дядя самых честных правил…”, ударение ставится на 2; 4; 6 ...слоги.
Хорей– стихотворный размер с ударением на нечётных слогах. Например, “Буря мглою небо кроет…”, ударение ставится на 1; 3; 5 ...слоги.
Налицо две яркие арифметические прогрессии.
Прогрессии в жизни и быту .
Задача. При хранении бревен строевого леса их укладывают как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке, если в ее основании положено 12 бревен?
Простой способ: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=(1+12)+(2+11)+(3+10)+(4+9)+(5+8)+(6+7)=13*6=78 (бревен)
– Проверим усвоение изученного материала на тесте…
5. Тест (закрепление через самостоятельную работу обучающего характера)
Тест “Проверь свои знания” (распечатки на два варианта)
I вариант
1. Найди арифметическую прогрессию
А) 2; 4; 7; 11; 16;… Б) 2; 4; 6; 8; 10;… В) -1; 1; -1; 1; -1;…
2. Дана арифметическая прогрессия -2; 3; 8; 13;… Следующее будет число
А) 18; Б) -18; В) -13.
3. Тело в первую секунду движения прошло 7 м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние тело прошло за восьмую секунду?
А) 21 м; Б) 28м; В) 14 м.
II вариант
1. Найди арифметическую прогрессию
А) -1; 3; 7; 11; 15;… Б) 1; 4; 9; 16; 25… В) 1; 3; 1; 3; 1;…
2. Дана арифметическая прогрессия 6; 3; 0; -3;… Следующее будет число
А) -3; Б) -9; В) -6.
3. В первый день после нарушения автомобилистом правил дорожного движения штраф составляет 150 рублей, а в каждый последующий день штраф увеличивается на 10 рублей по сравнению с предыдущим. Какой штраф придётся заплатить автомобилисту на 6 день после нарушения правил?
А) 200 рублей; Б) 230 рублей; В) 250 рублей.
Подведение итогов (самопроверка) Слайд
Одно задание – критический уровень (красные карточки)
Два задания – допустимый уровень (жёлтые карточки)
Три задания – оптимальный уровень (зелёные карточки)
7. Итог урока.
Домашнее задание.
Д.З.: п.7 учебника повторить,
№12 из «Распечатай и реши» 5 задач на нахождение суммы первых n членов арифметической прогрессии
Творческое задание: “Арифметические прогрессии вокруг нас” (задачи, рассказ, эссе, стихотворение, кроссворд и т.д.)
Итак, урок приближается к концу: – Дополните фразы:
Сегодня на уроке я….
– узнал…
– учился…
–…
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Я желаю, чтобы арифметические прогрессии и вообще математика вели по жизни вас только вперёд! Я благодарю всех за работу! Мне было приятно с вами общаться! Досвидания! См. Приложение 2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест по теме « Арифметическая прогрессия» (работа в парах) 1.(а) 2.(г ) 3.(б) 4.(в) 5.(г) 6.(б)
Задача 3 Фигура составляется из квадратов так, как показано на рисунке. В каждой следующей строке на 6 квадратов больше, чем в предыдущей. Сколько квадратов в 53-й строке?
4 . При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке. Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?
Задачи из КИМов ОГЭ В первом ряду кинозала 50 мест, а в каждом следующем на 1 больше, чем в предыдущем. Сколько мест в седьмом ряду? В первом ряду кинозала 13 мест, а в каждом следующем на 2 больше, чем в предыдущем. Сколько мест в шестом ряду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Определение арифметической прогрессии.
Цели: 1. Образовательная: -ознакомить учащихся с понятием арифметической прогрессии, ее элементами и свойствами, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления членов арифметической пр...
Урок алгебры 9 класс Тема урока: Квадратные уравнения и решение их по формуле.
Цели: 1. Образовательная: -систематизировать знания учащихся по теме уравнения (квадратные уравнения) и методах их решения;- повторить основные способы решения уравнений.2. Воспитательная: -...
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....
Разработки к урокам. Технологическая карта урок алгебры 7 класс "Сумма и разность кубов"
Технологическая карта к уроку алгебры 7 класс " Сумма и разность кубов"...