Некоторые аспекты преподавания математики в общеобразовательных классах
статья по алгебре
Из опыта работы учителя математики и информатики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты преподавания математики
в общеобразовательных классах
Тимофеева Е.Р.,
учитель математики и информатики
МАОУ СОШ №4, г. Покачи, ХМАО-Югра
Основная задача, которая ставится перед современными учениками – научиться мыслить и овладеть фундаментальными знаниями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, мыслить. Нахожу выход из создавшегося положения, обратившись к методическим приемам пошагового формирования мыслительных операций в сочетании с активными и интерактивными формами обучения, позволяющим научить каждого ученика самостоятельно приобретать знания и успешно применять их на практике.
Такая организация процесса обучения даёт возможность учителю видеть достижения обучающихся, и, что очень важно, практически на каждом уроке в серьёзную работу включать всех учащихся, создавать «ситуации успеха», повышать интерес к предмету, а такой подход к обучению является составным элементом новой концепции математического образования.
Необходимо отметить, что при такой организации образовательного процесса резко меняется роль учителя: он перестаёт быть центральной фигурой, он только регулирует образовательный процесс и занимается его общей организацией, то есть готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Охарактеризую основные ключевые элементы, определяющие смысловую направленность моего педагогического опыта.
Суть разработанных и используемых мною методических приемов заключается в пошаговой организации процесса обучения:
1 шаг – ученик должен знать, КАК выполнить упражнение (ориентировка в новом материале: объяснение учителя, работа с учебником, обсуждение всех возникающих проблем);
2 шаг – учащиеся должны разобраться в том, ЧТО делать (выполнение упражнений под контролем: запись алгоритма, воспроизведение опорного сигнала, индивидуальная работа учителя с учащимися по необходимости, работа учеников-консультантов);
3 шаг – снятие контроля, то есть действия учащихся самостоятельно, в умственном плане в зоне своего ближайшего развития (работа проводится в зависимости от дидактической цели в группах разного состава; определяется объем самостоятельной работы и четкий алгоритм её выполнения; задача этого этапа работы – каждый ученик в ходе выполнения упражнений выступает и в роли обучаемого и в роли учителя, обосновывая каждый свой шаг теоретическими выкладками);
4 шаг – качественная оценка и коррекция (в результате проведенных проверочных работ проводится коррекция наиболее типичных ошибок, индивидуальных ошибок, работа в группах по выполнению коррекционных заданий, работа учителя с учеником, ученика – консультанта с учеником).
Временные рамки каждого шага зависят от объёма изучаемого материала и способов его подачи (темой, тематическим блоком и т.п.); от количества часов, отведенных на изучение данной темы рабочей программой курса; от уровня подготовки класса и его возрастных особенностей. С учетом этих условий в 5-6 классах чаще используются активные формы обучения (устный счет, математические разминки, игры, соревнования); в 7-8 классах активные и интерактивные формы обучения выступают практически на паритетных основаниях, в 9-11 классах значительно преобладают интерактивные формы обучения, прежде всего – групповая работа.
Очень важно правильно сформировать группы. Их состав должен определяться дидактическими, психологическими и управленческими целями учителя и зависит от результата контроля. Чаще всего это группы по 4-5 человек из учащихся разных способностей. Это в первую очередь позволяет «подтянуть» учеников, имеющих проблемы в изучении той или иной темы. Каждая группа существует ровно столько времени, сколько ей отводится для решения предложенной задачи. Группа получает задачу на строго определенное время и по истечению этого времени отчитывается о результатах работы. При этом не всегда важно, решена ли задача. Сам процесс важнее результата. Представитель группы для отчета назначается в момент отчета, оценка выставляется по итогам отчета (одинаковая для всех членов группы или с учетом мнения группы, выше или ниже за определенные заслуги: активность, оригинальность предложенного решения, вариативность способов решений одного и того же задания и т.п.). Подход к оценке может быть и другим: за правильные ответы группы получают баллы. Оценкой «награждается» группа, набравшая наибольшее количество баллов. Можно предложить задания для работы в группах составлять самим учащимся из ошибок, допущенных ими. Установка: найдите все ошибки, исправьте их, укажите свойства, правила, формулы и т.п., неверно использованные в работе. Группа, не заметившая ошибок, получает «штрафные» баллы. На обобщающих уроках по определенным темам практикую формирование групп, в состав которых входят наиболее подготовленные обучающиеся. Им отводится не только роль консультантов, но и решение заданий высокого уровня сложности, выполнение работ с элементами проблемной, поисковой, частично-поисковой, исследовательской деятельности. Так на уроках алгебры в 7 классе такой группе на обобщающих занятиях по теме «Формулы сокращенного умножения» было предложено найти формулы, которые можно применять для возведения двучлена в степень, большую 3-х, а на уроках геометрии в 11 классе по теме «Движения» получить полное представление о гомотетии и т.п.
Задания для практических занятий по каждой теме делю на три блока:
1 блок – обязательный уровень (одношаговые задачи),
2 блок – продвинутый уровень (задания, требующие нескольких операций),
3 блок – высокий уровень (нестандартные задания, задания поискового, исследовательского характера, требующие дополнительной учебной подготовки, которую обучаемые могут получить вне урока, используя дополнительную литературу, Интернет).
Оценивание провожу только по результатам выполнения работ проверочного и контролирующего характера (тесты, самостоятельные работы различных видов в зависимости от преследуемых целей, тематические и рубежные контрольные работы и т. п.). Работу учащихся на доске не оцениваю, так как в основном это совместная работа всех участников процесса: ученика (двух учеников при работе в парах), учащихся класса, учителя (форма: учебный диалог). Работая на доске, ученик решает свои проблемы в понимании этой темы, отрабатывает грамотную математическую запись, понятийный аппарат.
Такой подход к работе на доске создает благоприятные психологические условия: ребята уверены, что их работа не будет «караться» плохой оценкой, а они сумеют разобраться во всех проблематичных для себя вопросах темы с помощью одноклассников и учителя; благодаря желанию получить доброжелательную и действенную помощь значительно повышается активность обучаемых.
И только за исключительный ответ или оригинальное решение задания на доске выставляется высокая оценка, создаётся публичная «ситуация успеха».
Использование этой методики позволяет создать условия для осознания каждым учеником, в том числе и более подготовленным, необходимости владения приёмами решения заданий обязательного уровня, как условия успешного овладения приёмами решения задач уровня продвинутого, таким образом реализуются цели обучения:
- практическая направленность обучения;
- готовность к продолжению образования;
- социализация обучающихся.
Реализуемые задачи:
- успешное получение и переработка знаний;
- отработка коммуникативных компетенций обучающихся;
- получение дополнительной информации из источников разного уровня учащимися самостоятельно.
К методам обучения отношу те, которые способствуют вовлечению всех обучаемых в активный процесс получения и переработки знаний: работу в группах, парах, «Мозговой штурм», общественный смотр знаний, математический брейн – ринг, урок-соревнование, урок-игру «Найди ошибку», ролевые игры. На занятиях использую разноуровневые карточки-задания, Интернет ресурсы, ЦОРы, компьютер, мультимедийное оборудование.
Возможность углубления в учебный материал во внеурочное время и привитие интереса к предмету реализую с помощью разработанных и введенных в практику работы факультативных, элективных курсов: «Все о функциях» - 8 класс, «Уравнения и неравенства с параметрами», «Эффективные приемы решения уравнений и неравенств с модулями» - 9 класс, «Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике» - 9, 11 классы; организуя участие своих учеников в соревнованиях, математических неделях, чемпионатах, олимпиадах; проводя на школьном уровне такие внеклассные мероприятия, как «Математический брейн - ринг» (7 классы), игра «Математик – бизнесмен» - 8, 9 классы, «Математический КВН» - 7, 10 классы, причем участниками были семиклассники, а организовали и провели игру десятиклассники.
Продуктивность такой методики в создании условий для обучения учащихся в зоне его развития и психологической комфортности перед любыми формами проверки знаний; результативность – в создании «ситуации успеха»: замечено, что учащиеся, которые слабо усваивали математику, попадая в новые условия, в которых необходимо было самостоятельно действовать, мыслить, искать, начинали успешно овладевать математическими законами, правилами, теоремами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/25/picture-97420.jpg)
Статья: Некоторые аспекты преподавания курса "Элементы физики" в коррекционной школе VIII вида"
В данной статье рассматриваются аспекты и целесообразность введения факультатива "Элементы физики" в программу обучения специальной (коррекционной) школы 8 вида, учитывая те условия, в которых ж...
Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения
Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается в оказании помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-257998-1555239782.jpg)
Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе классического танца.
В данном докладе расскрываются проблемы хореографического аккомпанемента, основные задачи концертмейстера на уроке классического танца....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-633919-1432105437.jpg)
Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.
Раскрыты особенности преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-172317-1357761152.jpg)
Статья: "Методические аспекты преподавания математики в период перехода на стандарты второго поколения по стохастической линии".
Методические рекомендации по изучению основ комбинаторики, теории вероятностей, статистикиЦелесообразно проводить исследовательскую работу. Это позволит показать учащимся роль индукции, наблюдения, эк...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/29/picture-1149207-1724906394.png)
статья "Гуманитарные аспекты преподавания математики"
Как заинтересовать детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения ...
Русский родной язык: некоторые аспекты преподавания
Презентация к выступлению на ГМО учителей русского языка и литературы...