Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.
статья по биологии на тему
Раскрыты особенности преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyapedagogika.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.
Чердонова Вероника Александровна, кандидат биологических наук, учитель биологии ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида
Аннотация. Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6-9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения в рабочей программе педагогов часов для проведения лабораторных и практических работ, экскурсий в природу, экскурсий в музеи природы.
Ключевые слова: природоведение, коррекционные классы, экскурсии в природу, практические работы, школы III и IV вида.
В ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида обучается 101 учащийся, среди них с сочетанными диагнозами ( III и IV вид с F 70, F 83)- порядка 26% детей.
Детям с первичными и вторичными нарушениями в развитии III и IV вида с F 70 осуществляется преподавание предмета «Природоведение» в специальных коррекционных классах (с 6 по 9 класс) по авторским рабочим программам, сочетающих в себе решение не только общеобразовательных и воспитательных задач, но и коррекционный компонент- предупреждение и исправление первичных и вторичных нарушений в развитии у обучающихся с нарушениями зрения; развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся в обществе. Учитываются также и индивидуальные аспекты обучения учеников - диагноз, сохранность умственной деятельности, наличие познавательных интересов, сформированность учебной мотивации и др.
Природоведение (естествознание) как учебный предмет в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ №62 III и IV вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).
В соответствии с образовательными программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III, IV, VII, VIII видов, разрабатываемых на базе основных общеобразовательных программ, основными задачами преподавания природоведения в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида являются:
- Донесение до учащихся знаний об элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
- Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
- Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
- Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;
- Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Преподавание предмета «Природоведение» в данных классах осложняется слабовидением и слепотой учащихся. Нарушение зрения у учащихся затрудняет процесс знакомства с природой, порождает трудности при изучении природоведения [1,с.15].
При проблемах со зрением, слепой или слабовидящий ребенок при восприятии предметов или явлений внешнего мира использует сохранные виды чувствительности: осязание, слух, остаточное зрение, обоняние, суставно-мышечное чувство.
Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе [2,с.7].
Для формировании правильного представления о природных объектах и явлениях в программу введены дополнительные часы для проведения лабораторных и практических работ, экскурсий во все времена года, с выездом в места с естественными биогеоценозами и экосистемами, а также запланированы походы учащихся в местный музей Природы, где дети могут тактильно ощутить представителей флоры и фауны Бурятии.
Проведение экскурсий в природу трудно переоценить для учащихся III-IV вида. На уроках-экскурсиях мы выявляем причинно-следственные связи по всем пройденным разделам курса «Природоведение» (в зависимости от класса): отдельные виды флоры и фауны; многообразие тел, веществ и явлений природы; строение живой клетки (на примере разрушения оболочки клеток под влиянием низких температур осенью-увядание растительности, разрушение хлорофилла, появление ксантофилла и др.); среды обитания организмов (на примере дождевого червя и среды его обитания);экосистемы леса, степи и гор; изменения в природе, вызванные деятельностью человека (антропогенное влияние на окружающую среду и ее загрязнение-мусором, пожарами, рубками леса и перевыпасом скота); важнейшие экологические проблемы Бурятии и пути их решения (задымленность, загазованность, сточные воды и очистные сооружения, усыхание леса в результате многочисленных пожаров, нерегулируемая рубка леса и ее последствия- эрозии почвы, опустынивание и др.); основные характеристики погоды.
При проведении экскурсий в этнографический музей и музей природы Республики Бурятии происходит активное распознавание биологических объектов по характерным, доступным для сохранной чувствительности признакам. Экспозиции музея природы насчитывают более 2000 экспонатов, многие из которых для наших учеников открыты к тактильной демонстрации. Экспозиции знакомят с особенностями природы Бурятии, раскрывают проблемы взаимодействия человека и природы. В живом уголке этнографического музея содержатся типичные представители животного
мира Забайкалья – медведь, волк, олень, косуля, сарлык, верблюд. .
В ходе экскурсий дети развивают наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.
Перед проведением экскурсий учащимся предлагаются для просмотра тематические мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы с целью систематизации и обобщения знаний о природе.
Проведение практических работ с учащимися коррекционных классов позволяет получить новые знания о живой и неживой природе гораздо быстрее, увлекательнее и легче. Дети, с помощью практических работ, быстро запоминают новый материал, с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, что существенно экономит время на этапе объяснения нового материала и на последующем уроке во время повторения материала. Как показал опыт, учащиеся с успехом применяют полученные во время практической работы знания и в ходе контрольно-измерительных работ. Так, проведенная в 6 коррекционном классе контрольная работа по теме «Вода» была выполнена блестяще: учащиеся все справились с заданиями, что говорит о необходимости дальнейшего широкого применения практических работ в курсе «Природоведение» для 6-9 коррекционных классов.
Таким образом, преподавание на высоком уровне курса «Природоведение» в коррекционных классах школы III-IV вида невозможно без увеличения числа экскурсий и практических работ в рабочей программе. Это,в целом, социализирует и адаптирует детей в обществе; дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление, речь и зрительный анализатор.
Литература:
- Куколевская, Г. И. Рекомендации учителю по методике организации и проведения уроков природоведения/Г. И Куколевская. - М: Дрофа, 2006.
- Тупоногов Б.К. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися. Учебно-методическое пособие, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида
Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономически...
Рабочая программа по предмету "Элементы физики и химии" для учащихся 10-11 классов ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида
Программа "Элементы физики и химии" предназначена для обучения учащихся 10-11 классов с углублённой трудовой подготовкой к овладению обучающимися физическими знаниями по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В КЕМЕРОВСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ I И II ВИДОВ (5 КЛАСС)
Рабочая учебная программа по предмету «Природоведение» в 5 классе составлена с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с нарушениями ...
Урок развития речи в 1 классе МСКОУ СКОШ № 5 VIII вида на тему "Птицы зимой"
Урок развития речи был проведён на городском семинаре-практикуме учителей начальных классов. Это система занимательных речевых упражнений, направленная на закрепление учебного материала по по данной т...
Отчет ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида об участии во всероссийском конкурсе "Лучший по профессии"
Отчет ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида об участии во всероссийском конкурсе "Лучший по профессии" среди обучающихся старших классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида с 5 по 9 октября...
Статья Организация трудового обучения в ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида как условие успеха жизненного самоопределения учащегося.
Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 14 марта, 2014 г....
Рабочая программа ГКОУ СКОШИ № 2 VIII вида "Профильный труд"
рабодая программа разработана для обучающихся с ТНМР...