статья "Гуманитарные аспекты преподавания математики"
статья
Как заинтересовать детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний? Как сгладить эту грань между математическими и гуманитарными науками?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanitarnye_aspekty_prepodavaniya_matematiki.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманитарные аспекты преподавания математики.
Существует известная история о том, что когда царь обратился к математику с желанием изучить геометрию, ученый на возмущение царя о необходимости особого способа обучения знатной особы ответил: «Нет царского пути в геометрии»
Трудно не согласиться с древним педагогом. Ни в какой науке, пожалуй, нет царского пути. Однако есть такие разные дети, с разными способностями, склонностями и предпочтениями…
Я работаю в гуманитарно-художественном центре. И вот эта составляющая в названии привлекает в нашу школу, как правило, либо детей с ярко выраженными гуманитарными способностями, либо имеющих трудности, большие пробелы даже в базовых математических понятиях (чего греха таить с выставленными «2» и рекомендациями пойти в коррекционную школу), а так же детей с ограниченными возможностями.
К великому сожалению, у гуманитарно ориентированных людей математика нередко вызывает отторжение, а то и отвращение, многие относятся к математике как к ненужному для их будущей профессиональной деятельности и потому второстепенному предмету.
В исследовании Е.Е. Хвостенко дается сравнительная характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся гуманитарных и математических классов. Автор указывает на то, что:
- У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических классов – абстрактно – логическое;
- в гуманитарных классах внимание может быть устойчивым не более 12 минут. В математических классах этот показатель колеблется от 20 до 25 минут;
- У гуманитариев наибольшим интересом пользуются вопросы по истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал. Математики предпочитают решение нестандартных задач, исследовательские проблемы;
- Из форм работы на уроке гуманитарии предпочитают объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры. Математики – решение нестандартных, проблемных, исследовательских задач;
- Из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные. Математики предпочитают действовать совершенно индивидуально;
- У гуманитариев богаче воображение, чем у математиков, сильнее проявляются эмоции.
Конечно, математика не должна быть падчерицей среди других дисциплин в гуманитарной школе. Но преподавать ее надобно именно в гуманитарном плане, ставя во главу угла ее общечеловеческий характер
Как заинтересовать детей нашим предметом? Как помочь увидеть изящество и красоту ее стройных формул? Как создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний? Как сгладить эту грань между математическими и гуманитарными науками? Ведь математика тоже, в сущности, гуманитарная наука, поскольку представляет собой некоторый язык, имеющий свою лексику и свою грамматику.
Говоря о содержании любого курса математики, независимо от особенностей школы, можно выделить три основных аспекта: логический, «образный» и технический.
Для гуманитарной школы наиболее важен первый из них. Формирование понятия, строить классификации, искусство анализировать, классифицировать, ставить гипотезы, пользоваться аналогиями.
Но математика не только школа логического мышления; это еще и источник образов. Ее "образный" аспект, безусловно, очень важен для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика функции, зная ее свойства - все это способствует развитию воображения и эстетического чувства.
Технический (вычислительный) аспект математики в гуманитарной школе не играет первостепенной роли, но ее выпускнику, как всякому современному человеку, придется время от времени производить разнообразные вычислительные операции.
И, разумеется, гуманитарное "преподавание" математики немыслимо без изучения ее истории.
Большую роль здесь играют различные типы уроков: уроки-диалоги, уроки-поиски, урок-суд, урок-аукцион, урок-сказка, урок-лекция, урок-семинар, урок- конференция и другие.
Ниже приведены примеры заданий и приемов, применение которых обеспечивает развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся.
Креативные методы:
1)интуитивные методы: метод придумывания, метод «Если бы…»( например, что будет если все объемные геометрические фигуры станут плоскими и наоборот)
метод образной картины :посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри «Я – сфера»
метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей). Например, изобразить объем пустоты, высоту линии .
2) алгоритмические методы: метод синектики ( Синектика — предназначена для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче.), «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений); структурно – логические схемы (Слс), которые даются учащимся при изучении нового материала, перед зачетами и экзаменами, с целью формирования системных знаний.
3) эвристические методы: метод слепого поиска ( угадывание метода решения уравнения, не видя его с помощью серии вопросов), лабиринтная модель.
Хочу напомнить слова Чарлза Дарвина: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования». Хотелось бы подчеркнуть, что кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал творческих домашних заданий и исследовательских работ
Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются диалектическим условием и средством изучения цельности мира( таблица с темами исслед.работ, которые вырастают в проекты, декада математики, НПК)
Физкульминутка
«Умей творить из самых малых крох, иначе для чего же ты кудесник?» (К.Бальмонт) Хочется надеется, что опыт педагогов, собранный по крупицам, поможет учителям математики по-иному взглянуть на свой предмет и почувствовать себя на уроке (хотя бы немного) волшебником.
Успехов вам и вдохновения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты воспитания учащихся в процессе преподавания математики
Статья содержит некоторые предложения из опыта моей работы учителем математики в сельской школе. Некоторые мои находки, позволяющие привлечь учащихся к самому трудному для них предмету....
Возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для реализации культуроведческого аспекта преподавания филологических дисциплин
О культурологическом аспекте преподавания школьных филологических дисциплин говорят давно. Возникновение этой проблемы связано прежде всего с обучением русскому языку. У родного язык...
Культурологические аспекты в преподавании математики
Статья о значимости культурологических аспектах в преподавании математики...
Статья: "Методические аспекты преподавания математики в период перехода на стандарты второго поколения по стохастической линии".
Методические рекомендации по изучению основ комбинаторики, теории вероятностей, статистикиЦелесообразно проводить исследовательскую работу. Это позволит показать учащимся роль индукции, наблюдения, эк...
Современные подходы и актуальные проблемы преподавания математики в аспекте подготовки к ЕГЭ
АнаАнализ результатов образования, включая анализ результатов ЕГЭ последних лет, показывает, что в преподавании математики накопился ряд противоречий между интересами различных групп выпувыпускников, ...
Современные подходы и актуальные проблемы преподавания математики в аспекте подготовки к ЕГЭ.
Анализ результатов образования, включая анализ результатов ЕГЭ последних лет, показывает, что в преподавании математики накопился ряд противоречий между интересами различных групп выпускников, родител...
Некоторые аспекты преподавания математики в общеобразовательных классах
Из опыта работы учителя математики и информатики...