Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения
статья по истории (11 класс) по теме
Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается в оказании помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кащенко В.А.,
учитель истории
Некоторые аспекты преподавания и воспитания школьников в условиях исправительного учреждения.
Важнейшая цель преподавания в школе считается - развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности в моем понятии - это прежде всего формирование творческого мышления, а так же способность правильно анализировать прошлое и настоящее, делать правильные выводы из прочитанного и услышанного на уроке.
Невольно возникает вопрос, каким образом достичь желаемого результата? Чему учить? И как учить?
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. (А.С.Макаренко.)
Но под силу ли это образовательной школе и учителю, работающему в местах лишения свободы?
Общеобразовательные школы при исправительных колониях составляют специфическое звено системы вечернего образования.
Задача педагога, работающего в исправительном учреждении, заключается в оказании помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне.
В процессе учебы у осужденных формируется чувство ответственности,
поскольку положительные результаты в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в коллективе, способствуют самоутверждению.
Чему учить?
Иной раз, готовясь к урокам, обнаруживаешь, что в событиях, излагаемых на страницах учебника, очень много информации, примеров насилия и крови, пусть даже исторически оправданных. Мне кажется, что понимание ценностей человеческой жизни, уважение к окружающему миру прививается и воспитывается не только через эпизоды военных баталий и статистику кровопролитных сражений, а больше через идею созидания к труду, открытиям в области науки, культуры, что само по себе оказывает воспитательное воздействие на осужденного.
Практика современной жизни показывает, что проблема воспитания наших учащихся стоит очень остро, так как большая часть из них впоследствии опять оказывается в исправительных учреждениях. Конечно, основной причиной этого является социальные проблемы, но что может им противопоставить человек, который часть своей жизни провел в изоляции от общества. На мой взгляд, помочь разобраться в приоритетах настоящего времени основная задача учителя нашей школы.
Как учить?
Главными задачами моей деятельности является воспитание и привитие у учащихся положительного отношения к учебе, стремление постоянно повышать свой общеобразовательный уровень. В связи с этим стараюсь использовать на уроках истории различные технологии обучения современной педагогики. Предпочтение отдаю личностно–ориентированной , проблемной и проектной технологии обучения, которые на мой взгляд считаю наиболее приемлемыми.
Большой интерес у учащихся школы вызывает процесс работы над различными проектами, где есть огромное поле деятельности и возможность самостоятельной работы, где можно использовать ИКТ, а самое главное - есть возможность показать наглядно плод своего труда окружающим.
В разработке проектов принимает участи и тесно сотрудничает весь коллектив школы. Традиционным стало проведение внеклассных мероприятий, таких как утренники, викторины, литературные чтения, литературно- исторические вечера, посвященные незабываемым событиям в истории русского народа. В стенах шкалы выпускается православный журнал «Просвет»,
пользующийся особым вниманием среди всех осужденных в учреждении , на страницах которого можно узнать об истории православия.
Воспользовавшись участием в подготовке внеклассных мероприятий, педагоги в своей воспитательной деятельности делают акцент на улучшение воспитательного процесса, используя принципы не подавляющие личность, а дающие возможность показать себя с лучшей стороны. При этом решается задача сплочения школьного коллектива и тесного сотрудничества. Где еще лучше можно развить и воспитать личность как не в коллективном труде, где все на первый взгляд равны и занимаются одним делом плечом к плечу на полном доверии.
При работе с классом на уроке, или выступая в роли классного руководителя, всплывают проблемы, с которыми приходится сталкиваться систематически, они часто субъективны и очень сильно влияют на результаты труда. Учащиеся, приходящие к нам в школу, имеют порой значительный перерыв в учебе, различный уровень подготовки. Часть из них граждане союзных республик бывшего СССР, у которых есть проблемы со знанием русского языка. Как правило, это учащиеся, которые ранее не блистали хорошими результатами в учебе и дисциплине, при этом многие из них хотят устранить существующие пробелы с целью в дальнейшем начать жить иначе.
Важная задача в повседневной работе учителя дать возможность ученикам вновь поверить в свои силы и возможности. Как помочь им в этом? Для этого необходимо первоначально создать благоприятную среду для их деятельности, т.е. постараться выровнять их уровень знаний.
Из своего опыта, хочу сказать, эту проблему можно решить через систематический контроль знаний, получаемый учащимися , т.е. решение контрольных заданий и карточек, которые стимулируют повышение интереса к изучению нового материала. Хороший результат так же дает использование разнообразных тестов, размещенных учителем на компьютере.
Нельзя упускать из виду вопрос втягивания в процесс обучения тех учащихся, которые прибывают в класс после начала учебного периода. Закрепление наиболее подготовленных учеников за слабыми, дает в дальнейшем свои результаты. Только совместная деятельность приведет к положительной динамике.
Содержание школьного исторического образования сегодня определяется новыми подходами в науке и в методологии обучения. При этом я считаю нужно сохранять все лучшее, способствующее развитию активной гражданской позиции человека, формированию у него высокой нравственности и морали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Некоторые аспекты преподавания курса "Элементы физики" в коррекционной школе VIII вида"
В данной статье рассматриваются аспекты и целесообразность введения факультатива "Элементы физики" в программу обучения специальной (коррекционной) школы 8 вида, учитывая те условия, в которых ж...
Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы
Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...
Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии.
Раскрыты особенности преподавания предмета «Природоведение» в 6-9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии....
Преподавание истории и обществознания в условиях пенитенциарного учреждения
Внедрение новых технологий обучения, повышения уровня познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях пенитенциарной системы обучения...
Некоторые аспекты преподавания математики в общеобразовательных классах
Из опыта работы учителя математики и информатики...
Некоторые аспекты в проблеме воспитания пианистов – исполнителей.
Рассматриваемые в работе вопросы представляют собой важнейшие направления развития музыканта любого профиля. В данном случае их разбор происходит в контексте обучения пианиста и опирается на обширный ...
Русский родной язык: некоторые аспекты преподавания
Презентация к выступлению на ГМО учителей русского языка и литературы...