Использование производной для решения уравнений и неравенств
методическая разработка по алгебре (11 класс)
При решении уравнения или неравенства часто бывает полезно доказать возрастание (убывание) на некотором промежутке функций, в него входящих. При этом часто пользуются производными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proizvodnoy_dlya_resheniya_uravneniy_i_neravenstv.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование производной для решения
уравнений и неравенств
Сатцаева Н.Е. МБОУ лицей г. Владикавказ
При решении уравнения или неравенства часто бывает полезно доказать возрастание (убывание) на некотором промежутке функций, в него входящих. При этом часто пользуются производными.
Пример 1.
Решим уравнение
. (1)
Решение.
Рассмотрим функцию . Область существования этой функции есть промежуток . Функция f(x) имеет внутри промежутка Х положительную производную .
Следовательно, функция f(x) возрастает на промежутке Х, и так как она непрерывна на этом промежутке, то каждое свое значение она принимает ровно в одной точке. А это означает, что уравнение (1) имеет не более одного корня. Легко видеть, что число удовлетворяет уравнению (1). Следовательно, уравнение (1) имеет единственный корень .
Ответ: -1.
Пример 2.
Решим неравенство
(2)
Решение.
Рассмотрим функцию f(x)= . Поскольку эта функция на интервале X= имеет производную , которая положительна на этом интервале, то функция f(x) возрастает на интервале Х. Так как функция f непрерывна на интервале Х, то каждое свое значение она принимает ровно в одной точке. Следовательно, уравнение f(x)=0 может иметь не более одного корня. Легко видеть, что число является корнем уравнения f(x)=0. Поскольку функция f(x) непрерывна и возрастает на интервале Х, то f(x)<0 при x<0 и f(x)>0 при x>0. Поэтому решениями неравенства (2) являются все х из промежутка .
Ответ: .
Пример 3.
Выяснить, сколько действительных корней имеет уравнение:
. (1)
Решение.
Рассмотрим функцию . Она на интервале имеет производную .
Производная обращается в нуль точках: и . Так как для любого х из интервалов и , то на каждом из промежутков и функция возрастает. Так как для любого х из промежутка , то на промежутке функция убывает.
Так как , , , и функция непрерывна на каждом из интервалов , и , то на каждом из них есть единственная точка, в которой эта функция обращается в нуль. Следовательно, функция имеет три нуля, т.е. уравнение (1) имеет три действительных корня.
Ответ: три действительных корня.
Пример 4.
Решить уравнение:
(1)
Решение.
Обе части уравнения (1) определены на отрезке . Рассмотрим функцию
.
Эта функция на интервале имеет производную
,
которая обращается в ноль в единственной точке .Так как функция непрерывна на отрезке , то она достигает на этом отрезке наибольшего и наименьшего значений. Они находятся среди чисел , , .
Так как , то наибольшее значение 2 на отрезке функция достигает в единственной точке . Следовательно, уравнение (1) имеет единственный корень .
Ответ: 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по алгебре в 10 классе "Решение уравнений с использованием производной".
Данный урок (2ч.) это подготовка к ЕГЭ. Рассматриваются некоторые виды уравнений и приемы их решений. Но для начала надо составить уравнение, предварительно взяв производную от функций.Урок состоит из...
Урок алгебры в 11 классе "Использование производной для исследования функций и построения графиков
Урок алгебры в 11 классе "Использование производной для исследования функций и построения графиков."...
Разработка урока на тему "Использование производной для нахождения оптимального решения в прикладных задачах (Задачи на максимум и минимум)" по алгере 10-11 кл. с презентацией.
Урок посвящён теме использования производной для нахождения оптимального (наилучшего) решения в прикладных задачах (текстовых, геометрических, химических, решении уравнений), данный матери...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) "Исследование алгебраических функций без использования производной. (9 класс)
Данный элективный курс поможет молодым специалистам и не только молодым. в подборке элективных курсов....
Использование метода интервалов при решении неравенств
Выработать умение решать рациональные неравенства методом интервалов...
Методическая разработка учебного занятия по теме «Использование производной в прикладных задачах», 2020 г
Цель учебного занятияпоказать важность значения производной в исследовании процессов окружающего мираЗадачи Образовательныеспособствовать развитию у обучающихся исследовательских навыков, умению ...
Использование производной для решения прикладных задач
Задачи "Использование производной для решения прикладных задач"...