Технологическая карта урока "Решение задач с помощью уравнений" 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Алгебра , 7 класс. | ||
Учитель | Образцова Лариса Николаевна | ||
УМК | Алгебра 7 кл., Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. | ||
Тема урока | Решение задач с помощью уравнений | ||
Место и роль урока в изучаемой теме | Заключительный урок по теме «Решение задач с помощью уравнений». Расширить знания, полученные на уроках. Формировать умения решения текстовых задач с помощью уравнений. | ||
Тип урока | Урок - путешествие. | ||
Цель урока | Закрепление знаний и умений при решении текстовых задач. Повторить изученный материал, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | ||
Задачи урока | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
1. Повторить и закрепить правила решения уравнений. 2. Повторить и закрепить алгоритм решения задач с помощью уравнений. 3. Формирование умения составления математической модели при решении текстовых задач. 4. Рассмотреть решение старинных задач с помощью уравнений. | 1. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Развивать навыки самообразования, самоорганизации, стремление к расширению математических знаний. 3. Способствовать возможности успешного продолжения образования. | 1. Способствовать воспитанию и формированию самостоятельной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные отношения). 2. Способствовать формированию стремления в необходимости расширения знаний и умений, получаемых на уроках математики, способности к преодолению трудностей. 3. Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. 4. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, аккуратности, формированию усидчивости и внимательности при выполнении самостоятельной работы, формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля. | |
Формы работы на уроке | Фронтальная, индивидуальная, в парах. | ||
Применяемые оборудование и инструментарий (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т.п.) | Мультимедийный проектор, раздаточный материал - программа урока. |
Этапы урока
Этапы урока | Формируемые умения и навыки | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Организационный момент (2 мин.) | Формируются умения: - систематизировать информацию; - планировать собственную деятельность. | Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по странам, решая старинные задачи разных народов. Решать задачи мы будем с помощью уравнений. Сообщает эпиграф к уроку для мотивации деятельности обучающихся. «Я бы почувствовал настоящее У.У. Сойер. (Уолтер Варвик Сойер 1911-2008 гг., декан математического университетского колледжа Золотой берег, Гана) Какие цели мы поставим на этом уроке? Подводит обучающихся к формулировке целей урока. | Ставят цель: 1. Продолжить формирование навыков решения задач с помощью уравнений. 2. Развитие логики и сообразительности. 3.Ознакомление с историческим материалом. |
2. Математическая разминка | Формируются умения: - устного счета (повторение правил решения уравнений); - проверки решения уравнений и нахождения ошибок; - умение комментировать свой ответ. | Вспомним свойства, которые применяются при решении уравнений. Проводит математическую разминку
Учитель контролирует деятельность обучающихся. | Выполняют математическую разминку. Отрабатывают навыки устного счета – при решении уравнений, Комментируют свои ответы. Повторяют правила решения уравнений. |
3. Актуализация знаний (Задача 1) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Задача 2) (10 мин) | Формируются умения: - осуществлять самоконтроль учебной деятельности. определять содержание своей учебной деятельности; - самостоятельно работать; - быть корректным к мнению других; - быть сдержанным и поступать обдуманно. | Путешествие в древнюю Грецию. Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Много греческих математиков внесли свой вклад в развитие науки, одним из них был Диофант. Он первым перешел к алгебраическим уравнениям. Жил в 3 веке до нашей эры. История сохранила нам мало фактов биографии Диофанта. Все, что про него было известно, взято из Палатинской (Греческой) антологии, где содержится эпиграмма-задача: Задача 1. Прах Диофанта гробница покоит: дивись ей – и камень Мудрым искусством его скажет усопшего век. Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком, И половину шестой он встретил с пушком на щеках. Только минула седьмая, с подругою он обручился. С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец. Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил, Отнят он был у отца ранней могилой своей. Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе. Тут и увидел предел жизни печальной своей. Сколько лет прожил Диофант?
Ответ: 84 года. Другой древнегреческий математик, философ Пифагор жил около 580 –500 лет до нашей эры. Всему миру известны теорема Пифагора, с которой мы познакомимся на уроках геометрии и таблица Пифагора (таблица умножения). Им был основал пифагорейский союз. В школе процветала мистика чисел: «число есть сущность всех вещей». Предлагаю решить следующую задачу. Задача 2. Однажды спросили у Пифагора, сколько у него учеников. «…отвечал Пифагор: – Половина моих учеников изучает прекрасную математику. Четверть исследует тайны вечной природы. Седьмая часть, молча, упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь еще к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины». Ответ: 28 учеников. Хочется привести несколько высказываний Пифагора философа. * Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления. * Шутку, как и соль, нужно употреблять с умеренностью. * Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать. * Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. | Учащиеся выполняют задание: Решение задачи 1 фронтально. Решение задачи 2 в парах с самопроверкой по эталону. Читают философские высказывания Пифагора, обдумывают и осмысляют. |
4. Физкультминутка. (2 мин) | Формируются умения: - снятия напряжения во время занятия. | Снимем напряжение и проведем физкультминутку, после чего продолжим наше путешествие по Европе: Отвели свой взгляд направо. Отвели свой взгляд налево. Оглядели потолок. Посмотрели все вперед. Раз – согнуться - разогнуться. Два – согнуться - подтянуться. Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. Пять и шесть и тихо сесть. | Принимают участие в физкультминутке. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 1. (10 мин) | Формируются умения: - решения - сравнивать и анализировать решения; - приобретают опыт | Путешествие в Европу. В Европе центрами просвещения сначала были монастыри, а позднее университеты. Общим языком ученых становится латынь. На смену математики постоянных величин приходит период переменных величин. Научная деятельность крупнейших математиков сосредоточилась в академиях Берлина и Парижа. Решите старинные задачи: - путешествие в Германию (Вариант 1, Задача 3); - путешествие во Францию (Вариант 2, Задача 4). Для тех, кто решает быстро дополнительно путешествие в Индию. Где математика зародилась примерно пять тысяч лет назад. Индийские ученые изобрели способ записи и чтения чисел – которыми теперь пользуется весь мир. Если задачи покажутся сложными, работайте с заданиями 6, 7 (уравнения переписывать в тетрадь). Задача 3. В-1. Немецкая задача. Сын спросил отца, сколько ему лет. Тот ответил так: «Если прибавить к моим годам их половину, затем их четверть и еще один год, то получится 134 года». Сколько лет отцу. (Ответ 76 лет) Задача 4. В-2. Задача Этьена Безу. (Французский математик 18 века). По контракту работникам причитается по 48 франков за каждый отработанный день, а за каждый неотработанный день с них взыскивается по 12 франков. Через 30 дней выяснилось, что работникам ничего не причитается. Сколько дней они отработали в течение этих 30 дней? (Ответ: 6 дней) Задача 5. Дополнительная задача. Индийская задача Сриддхары. Есть кадамба* цветок. На один липесток Пчелок пятая часть опустилась. Рядом тут же росла вся в цвету сименгда*, И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди, трижды их ты сложи, на кутай* этих пчел посади, Лишь одна не нашла себе место нигде, Все летала то взад, то вперед. И везде ароматом цветов наслаждалась. Назови теперь мне посчитавши в уме, Сколько пчелок всего здесь собралось? *названия цветов. (Ответ: 15 пчел) Задача 6.
б). 182 + х = 300 х = 300 - 182 х = 128 – неверно в). 215 + х = 15 х = 215 – 15 х = 200 – неверно г). у – 47 = 47 у = 47 + 47 у =94 – верно Задача 7. Восстановите записи:
| Выполняют задания по вариантам, при этом могут выбрать более легкое задание или дополнительное задание с оригинальным текстом. Сравнивают свои решения с эталоном на слайде |
6. Защита творческих заданий | Формируются умения: - решения задач с помощью уравнений, правильного выбора переменной величины; - планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами; - умение комментировать свой ответ. | Творческие задания (домашняя подготовка) Вернемся домой в Россию. Сейчас послушаем решение старинных русских задач из сборника Леонтия Филипповича Магницкого, которые подготовили ваши одноклассники. | Слушают, конспектируют, задают вопросы докладчику. |
8. Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Домашнее задание: | - умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, умение комментировать свой ответ; - формируются умение контроля и самоконтроля, умение анализировать свою работу, ставить новые цели при обучении предмета. | Подводит итог урока, задает вопросы: 1. Достигнуты ли цели урока? 2. Где могут пригодиться знания и умения по данной теме? 3. Какие были затруднения? 4. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? ДЗ № | Ф Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. Подводят итог – выполнена ли цель урока или нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики (ФГОС) в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнения»
В материале представлена технологическая карта урока в 5 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений". Конспект составлен с учетом требований ФГОС ООО....
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок систематизации и обобщения знаний и умений....
Технологическая карта урока "Задачи на движение по реке" , 5 класс
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения. Урок сопровождается презентаций. Благодаря интер...
Технологическая карта урока по информатике и 7 классе "Решение задач с помощью кругов Эйлера"
Технологическая карта урокаФИО учителя: Дзлиева Залина ХасанбековнаМесто работы: МБОУ СОШ №1 с.ОктябрьскоеДолжность: учитель информатикиПредмет: информатикаТема: «Решение задач с помощью кругов Эйлера...
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме "Решение задач на проценты" ( в соответствии с ФГОС). Технология проблемного обучения. Игровая технология.
Урок по математике в 5классе по ФГОС....
технологическая карта урока математики в 5 коррекционном классе по теме "Задачи на движение"
Дана технологическая карта урока в классе коррекции (зпр,7 вид) и ресурсы к уроку...
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...