Доклад на тему "Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике по разделу "Тригонометрические уравнения" "
статья по алгебре (11 класс) на тему
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
учительница математики МБОУ Шеминская СОШ Дзун-Хемчикский район
Ховалыг Херелмаа Дээк-Могеевна
Доклад на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике по разделу «Тригонометрические уравнения» »
Цель данной работы состоит в том, чтобы учить учащихся решить тригонометрические уравнения без затруднений и ошибок во время сдачи ЕГЭ по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
учительница математики МБОУ Шеминская СОШ Дзун-Хемчикский район
Ховалыг Херелмаа Дээк-Могеевна
Доклад на тему «Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике по разделу «Тригонометрические уравнения» »
Цель данной работы состоит в том, чтобы учить учащихся решить тригонометрические уравнения без затруднений и ошибок во время сдачи ЕГЭ по математике.
Тригонометрия занимает значительное место в школьном курсе математики, поэтому в заданиях ЕГЭ по математике за курс средней школы обязательным компонентом являются задания по тригонометрии.
Анализ результатов ЕГЭ показывает, что у школьников вызывают затруднения задания по тригонометрии, связанные прежде всего с обилием формул преобразований и с отбором корней тригонометрического уравнения на заданном промежутке. В школьном курсе алгебры и начал анализа в учебниках для общеобразовательных школах по теме «Тригонометрические уравнения» можно выделить следующие виды тригонометрических уравнений:
1. Уравнения, в процессе решения которых используются свойства тригонометрических функций;
2. Простейшие тригонометрические уравнения и сводящиеся к ним;
3. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим относительно тригонометрической функции;
4. Однородные тригонометрические уравнения и поэтому перед учителем математики при изучении тригонометрических уравнений стоит задача обобщения и систематизации знаний учащихся.
Подготовка учащихся к ЕГЭ по математике в части 2 №13 задание.
На сегодняшний день, бесспорно, ЕГЭ является одной из эффективных форм контроля знаний учащихся по математике. От уровня подготовки к ЕГЭ в большей степени зависит и успешная сдача экзамена. Поэтому необходима целенаправленная систематическая работа учителя математики по подготовке школьников к ЕГЭ.
В работе рассматривается вопрос о подготовке к ЕГЭ по математике части 2 №13 задание, (профильный уровень), связанный с решением тригонометрических уравнений и такая работа включает в себя следующие виды:
І. Повторение теоретического материала, связанного с темой «Тригонометрические уравнения»:
- определения и основные свойства тригонометрических функций;
- графики тригонометрических функций;
- понятия арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса числа;
- основные типы тригонометрических уравнений;
- способы решения различных типов тригонометрических уравнений;
- отбор корней тригонометрических уравнений.
ІІ. Разработка дидактических материалов, связанных с выполнениям №13 задания части 2 на ЕГЭ:
- самостоятельные работы;
- математические диктанты;
- контрольные работы;
- индивидуальные работы.
ІІІ. Использование различных форм контроля знаний учащихся:
- онлайн-тестирование.
ІV. Использование различных форм уроков:
- урок-лекция;
- урок по решению задач;
- комбинированные уроки;
- уроки-тренинги.
V. Консультации;
- индивидуальные;
- групповые;
- для всего класса.
VІ. Самостоятельное изучение материала учащимися дома.
VІІ. Проведение пробного экзамена.
Методика решения задач ЕГЭ части 2 №13 задание.
Решение тригонометрического уравнения в части 2 №13 задание (профильный уровень) состоит из двух этапов:
1) Решить уравнение
2) Отобрать корни, принадлежащие указанному отрезку.
Обычно первый этап предполагает использование того или иного метода решения тригонометрического уравнения. Поэтому учителю необходимо провести систематизацию методов решения тригонометрических уравнений: метод замены переменной; метод введения вспомогательного аргумента и т.д. Существуют несколько способов отбора корней тригонометрического уравнения:
1) метод подбора значений для nN в записи общего решения;
2) метод использования двойных неравенств;
3) метод использования единичной окружности.
Большинство учащихся пользуется чаще всего первым и вторым
методами, игнорируя или не зная третий метод.
Как показывает анализ решения учащимися №13 задания, как правило, многие справляются с решением уравнений, сводящихся к квадратным и к простейшим. Затруднения начинаются на втором этапе, когда нужно отобрать корни, принадлежащие указанному промежутку.
Методические рекомендации для учащихся и учителей.
В процессе подготовки к ЕГЭ по математике необходимо:
- Разнообразить форму представления уравнений (неравенств), не ограничиваясь типичным видом. Уделять внимание анализу уравнения (неравенства), выдвижению идеи решения. В первую очередь необходимо ответить на вопрос: есть ли ограничения на переменную, входящую в уравнение (неравенство)? Если есть, то, как учитывать при отборе корней (решений). Прослеживать через устные комментарии все этапы алгоритма решения. Отвечать только на вопрос задачи.
- Необходима специальная подготовка дидактических материалов разнообразного характера по теме «Свойства функции». В частности, необходимо отрабатывать алгоритм решения задач на наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке и решения задач на применение производной при исследовании свойств функций.
- Для задач по стереометрии необходимо по каждой теме выделить ключевые задачи с подробным обоснованием каждого шага решения на основании изученных в школе теорем и свойств
- Планиметрия изучается только 3 года в основной школе. В учебниках по геометрии в 10 и 11 классах нет материала по планиметрии, соответственно, задач по ней. Учителю необходимо в старшей школе по каждой теме планиметрии составить справочник и выделить ключевые задачи с подробным обоснованием каждого шага решения. Регулярно включать задачи по планиметрии в качестве повторения с обязательными комментариями решения. Обратить внимание на анализ возможных вариантов решения задачи.
- Готовить к экзамену по математике с ориентацией на школьную программу, а не только на варианты к ЕГЭ.
- В программе школьного курса математики элементы теории вероятности и статистики охватывают широкий круг вопросов с 5 класса в разных учебниках. Их изучение должно носить системный характер и в 10 и 11 классах.
- Вернуться к теории решения текстовых задач на более высоком уровне в рамках повторения пройденного материала.
Содержание доклада «Тригонометрические уравнения» позволяет проводить систематизацию знаний учащихся по данной теме, основываясь на приеме классификацию тригонометрических уравнений. Это является одним из аспектов подготовки школьников к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
Список использованной литературы
- Беденко Н.К. Систематизация знаний учащихся при заключительном повторении.- М.: Просвещение,2000.
- Беккер М.Б. Тригонометрические уравнения. – Таллин: Валтус,2000.
- Демин В.Н. Принципы диалектики и систематизации научного знания.-
- Ждан А.Н. Систематизация // Педагогическая энциклопедия.-
- Методика преподавания математики в средней школе: Общ. методика: Учебн.пособие для студентов пед. ин-тов / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А Столяр.-М.:Просвещение, 2005.
- Методика преподавания математики в средней школе: Част. методики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Я.Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Мишин.-М.: Просвещение, 2007.
- Методические рекомендации для студентов-заочников по решению математических задач. Тригонометрия. Составители: Кириченко Т.Ф., Кара-Сал Н.М. - Ленинград, ЛГПИ им. А.И. Герцена,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по математике по теме: «Уравнения с параметрами» для учащихся 9 класса.
Программа составлена для учащихся 9 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7, 8 классах велось преподавание по общеобразовательной программе. Занятие организуются с испол...
Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения математики"
В докладе дается представление о развитии творческих способностей и решении нестандартных задач....
Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ по математике"
Изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась форм...
Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ по математике"
Изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась форм...
Доклад "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения математике"
В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников математике на различных ступенях математического образован...
Доклад « Подготовка учащихся к ВПР по математике»
В чем заключается подготовка к ВПР. Правильно, - это и работа с родителями, со слабыми детьми, как мы говорим « группой риска», с мотивированными детьми и одаренными, взаимосвя...
ДОКЛАД на педагогическом совете Тема: «Актуальные аспекты подготовки учащихся к ОГЭ по математике».
ОГЭ - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Цель, которую ставит перед собой каждый учитель, это подго...