Доклад « Подготовка учащихся к ВПР по математике»
статья (5, 6, 7, 8 класс)

Виктория Славовна Басаева

В чем заключается подготовка  к ВПР. Правильно, - это и работа с родителями, со слабыми детьми, как мы говорим « группой риска», с мотивированными детьми и  одаренными, взаимосвязь с администрацией и методическая поддержка, а подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ в чем заключается??? Не в этих же ли  направлениях???

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Подготовка учащихся к ВПР по математике»

Учитель математики Басаева В.С.,МБОУ СОШ пос.В.Фиагдон

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации с 2015 года проводит Всероссийские проверочные работы.
Главная цель организации и проведения Всероссийских проверочных работ: оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, совершенствование преподавания учебных предметов в школах и развитие муниципальных систем образования.
Отличительными особенностями Всероссийских проверочных работ является единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Тексты Всероссийских проверочных работ разрабатываются федеральным оператором в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных образовательных программ. Проверочные работы по формату приближены к традиционным контрольным работам без тестовой части. Педагогическим коллективам рекомендовано 
не использовать результаты Всероссийских проверочных работ при выставлении годовых и итоговых отметок обучающимся, но они могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей.
Проведение Всероссийских проверочных работ позволит осуществлять мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
«Специально готовиться к Всероссийским проверочным работам не нужно, нужно просто учиться.» А.А. Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) утвердила график проведения мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 202 году. Приказ от 16.08.2021 №1139.Участие в ВПР по математике учащихся 4-8 классов обязательно. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.

В чем заключается подготовка  к ВПР. Правильно, - это и работа с родителями, со слабыми детьми, как мы говорим « группой риска», с мотивированными детьми и  одаренными, взаимосвязь с администрацией и методическая поддержка, а подготовка к  ОГЭ и ЕГЭ в чем заключается??? Не в этих же ли  направлениях???

Проведение в конце учебного года Всероссийских проверочных работ даёт возможность учителю, родителям, да и самим ученикам проанализировать результат обученности в течение учебного года, выявить пробелы, над которыми стоит поработать, а это значит, что к государственной итоговой аттестации ребёнок готовится на протяжении всех лет обучения, а не только в 9 классе. Поэтому в 9 классе учитель спокойно работает с классом, предполагается, что ученики психологически готовы к аттестации, что материал, который им предлагается на ОГЭ достаточно отработан, не будет у них паники, что я что-то пропустил.

В отличие от других оценочных процедур (ЕГЭ, ГИА и пр.), проверку ВПР осуществляет сама школа: дети написали, учителя собрали, сели и внутри своего коллектива обсудили все ошибки, успехи, пробелы. Это важная часть системной работы учителей.

Затем результаты в виде баллов "поднимаются" на все уровни ‒ муниципальный, региональный, федеральный. Результаты анализируются.

А сама подготовка к ВПР не должна вызывать стрессовую ситуацию, не надо ученикам часто напоминать об этом, а не навязчиво включать в урок, в домашние задания, в самостоятельные работы, упражнения из сборников, рекомендуемые ФИОКО, сделать акцент на те упражнения, которые в предыдущие годы вызывали трудности, на характерные ошибки, вскрыть пробелы у учащихся, тогда ученик спокойно и без нервов придёт на  ВПР  и успешно её напишет.

Сборники, издаваемые разным издательствами,  составлены в соответствии со спецификацией и демонстрационной версией, а также с учётом опыта проведения ВПР в предыдущие годы. Сборники содержат определённое количество вариантов, которые можно использовать для подготовки дома, часть для тренировочных работ, часть для диагностических работ. С другой стороны различная вариация упражнений и методических методов позволяет лучше выявить пробелы и проблемы математической подготовки обучающихся по сравнению с вариантами ВПР.

В своей работе использую  тематические материалы сборников, где можно отработать отдельно каждую тему. Считаю необходимым уделять значительное внимание задачам практико-ориентированной направленности и задачам на развитие пространственного мышления школьников.

Часть заданий из ВПР  включаю в устную работу для тренировки вычислительных навыков. Некоторые задачи разбираем на уроке, рассмотрев различные подходы к её решению. Придерживаясь золотого правила математики: «Лучше решить одну несколькими способами, чем несколько одним». Это позволяет ученику выбрать для себя подходящий способ решения, и они уже сами без напоминания стараются найти и другие методы в решении определённого упражнения.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что систематическая, ненавязчивая работа,  мотивирующая на успех поможет ребятам успешно написать работу, а сборники полезны школьникам, родителям, учителям как при подготовке к ВПР, так и в повседневном учебном процессе.

Алгоритм подготовки к ВПР

1.Выписать перечень планируемых результатов по математике из ОП

2.Подобрать несколько заданий для проверки уровня усвоения математики

3.Провести повторение по разделам учебной предметной программы

4.Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы

5.Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся

6. Больше уделять внимания  на осмысленное чтение текста, так как причинами ошибок часто является неправильное выявление сути задания или же простое недочитывание большого  текста.

7. Учить самоконтролю

Элементы содержания

класс

5                  

6

7

8

Числа и вычисления

+

+

+

+

Алгебраические выражения

+

+

Уравнения и неравенства

+

+

+

+

Статистика и теория вероятностей

+

+

+

+

Координаты на прямой и плоскости

+

+

Геометрия

+

+

Текстовые задачи

+

+

+

Функции

+

+

Измерения и вычисления

+

+

+

Элементы содержания, проверяемые заданиями ВПР (на примере 7 класса)

Проверяемые элементы содержания

номер задания ВПР

номер задания ОГЭ

номер задания ЕГЭ(Б)

номер задания ЕГЭ(П)

1

Числа и вычисления

1,2,5,12

1-8

1,2,7,19

4,15,18

2

Алгебраические выражения

10,11

1-5,8,12,20-22

4,18

3

Уравнения

9

1-5,9,13,20-22

8,9

1,7,8,9,12,14,17

4

Функции

8,15

1-5,11,21,22

14

9,17,18

5

Координаты на прямой

12

1-5,7,13,21,22

17

6,9

6

Геометрия

10,13,14

1-5,15-19,23-25

5,10,13,15,16

3,5,13,16

7

Текстовые задачи

6,10,16

1-5

20

8,15

8

Статистика и теория вероятностей

3,7,

1-5,10

4,11,12

2,10

9

Измерения и вычисления

4,10,15

В заданиях 1, 2 проверяется владение понятиями «отрицательное число», «обыкновенная дробь», «десятичная дробь» и вычислительными навыками.

 В задании 3 проверяется умение извлекать информацию, представленную в таблицах или на графиках.

В задании 4 проверяется владение основными единицами измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.

Заданием 5 проверяется умение решать текстовые задачи на проценты.

Задание 6 направлено на проверку умений решать несложные логические задачи, а также находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.

 В задании 7 проверяются умения извлекать информацию, представленную на диаграммах, а также выполнять оценки, прикидки.

 В задании 8 проверяется владение понятиями «функция», «график функции», «способы задания функции».

В задании 9 проверяется умение решать линейные уравнения, а также системы линейных уравнений.

Задание 10 направлено на проверку умения извлекать из текста необходимую информацию, делать оценки, прикидки при практических расчётах.

В задании 11 проверяется умение выполнять преобразования буквенных выражений с использованием формул сокращённого умножения.

В задании 12 проверяется умение сравнивать обыкновенные дроби, десятичные дроби и смешанные числа.

Задания 13 и 14 проверяют умение оперировать свойствами геометрических фигур, применять геометрические факты для решения задач.

 В задании 15 проверяется умение представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Задание 16 направлено на проверку умения решать текстовые задачи на производительность, покупки, движение. ВПР.

             Перед учителем стоит задача: как помочь слабым учащимся преодолеть минимальный порог( получить «3») - это 7 баллов для 5 и 7 классов, 6 баллов для 6 классов.

         Для этого учителю можно рекомендовать предварительно ознакомиться и проанализировать информацию, касающуюся сложности каждого задания, оцениваемой в баллах, а также временными затратами, необходимыми для выполнения каждого задания работы. В первую очередь следует ориентировать слабых учащихся делать достаточно шаблонные задания, фактически не требующие творческого подхода. Это задания вычислительного плана, задания, связанные с умениями изображать геометрические фигуры, а также задания, проверяющие умения работать с таблицами, диаграммами, графиками, описывающими реальные зависимости: 

В КИМах для 7 класса (7 – min балл)– задания №1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 9, 13.

Также учитель должен организовать работу на уроках так, чтобы подготовить учащихся к написанию ВПР как психологически, так и предметно. Для этого на каждом уроке следует рассматривать задания, близкие по структуре к заданиям ВПР. То есть учитель должен создать банк заданий для подготовки к ВПР.

 Для составления подобного банка заданий учителя могут использовать образовательный портал «РЕШУ ВПР»:

https://math7-vpr.sdamgia.ru/ для подготовки 7 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ по математике"

Изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась форм...

Доклад "Подготовка учащихся к ОГЭ по математике"

Изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но в рамках реализации ФГОС изменилась форм...

Доклад .Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию.

Доклад "Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию"...

Доклад Подготовка учащихся к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества. «Труд и творчество»

Доклад Подготовка учащихся к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества. «Труд и творчество»...

ДОКЛАД на педагогическом совете Тема: «Актуальные аспекты подготовки учащихся к ОГЭ по  математике».     

ОГЭ - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного  общего образования.  Цель, которую ставит  перед  собой каждый учитель,  это подго...