Доклад "Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения математики"
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
В докладе дается представление о развитии творческих способностей и решении нестандартных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад учителя математики МБОУ СОШ№148 г.о. Самара Герасимовой Ирины Александровны
«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения математики»
Известный математик и педагог А.Я. Хинчин писал: «Перед учителем математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников сос со стихийной неизбежностью возникающее представление о «сухости», формальном характере, оторванности от жизни и практики его науки».
Одним из способов решения этой проблемы являются использование нестандартных и занимательных задач на уроках математики.
Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. В ходе работы над задачами формируется творческое мышление.
Что же нужно, чтобы научиться решать задачи? Прислушаемся к советам известного современного педагога-математика Д.Пойа.
«Если вы хотите научиться плавать, - пишет он,- то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».
Не секрет, что многие ученики средней школы не способны к длительной умственной деятельности и не владеют ее различными формами. Из процесса решения задачи у них выпадает этап поиска решения. Практически все время от прочтения условия до получения ответа уходит на реализацию стандартной схемы, на вычисления, объяснения и оформление. Редко можно встретить школьника, который способен быстро привести пример задачи, над которой он долго думал (час или более), прежде чем сумел ее решить.
Каждая задача имеет идейную и техническую сложность (или трудность). Идейная часть решения дает ответы на вопрос, как решать задачу. Техническая часть представляет собой реализацию найденной цели. Есть задачи, в которых главное – найти идею решения, а техническая часть по существу отсутствует. Таковы, например, многие олимпиадные задачи.
К математическим олимпиадам нужно готовить ребят заранее и систематически. Необходимо, как можно чаще, в план урока включать и можно не стандартные задачи, и по ходу ведения урока задавать ребятам нестандартные вопросы, которые заставляют учащихся творчески мыслить.
Желательно, чтобы нестандартные задачи были связанные с изучением материала. Их условия целесообразно формулировать коротко, просто и сопровождать красочными иллюстрациями, которые вызывают положительные эмоции у учащихся, и экономит время на уяснение данных.
Такие задачи можно давать где-то за 10-15 минут до конца урока. Благодаря своей оригинальности такие задачи сами по себе вызывают интерес, можно использовать и такую форму работы, как соревнования учащихся, которые повышают интерес учащихся.
Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения или обхода препятствия,- это процесс достижения цели, которая первоначально не кажется сразу достигнутой. Решение задач является специфической особенностью интеллекта, а интеллект – это особый дар человека; поэтому решение задач может рассматриваться как одно из самых характерных проявлений человеческой деятельности.
Цель учащихся в том, чтобы разобраться в характере этой деятельности, найти средства для развития соответствующих способностей учащихся, в конечном счете, научить их лучше решать задачи.
Главное в решении задачи – это желание, стремление решать ее.
Учитель может направлять деятельность учащихся при решении задачи. Для этого он может использовать вопросы. Каждый вопрос, будучи задан в надлежащее время, и в надлежащем месте, может стимулировать правильный ответ, верную идею, хорошее направленное движение мысли, которые могут продвинуть вперед решения. Вопрос может сыграть роль стимулятора, ускоряющего желаемую реакцию.
Учитель предлагает своему классу задачу; учащиеся должны разобраться в ней самостоятельно, а затем обсудить ее всем классом. Эта ситуация требует обдуманного подхода. Если учитель слегка пассивен, то не будет должного продвижения вперед, но если учитель будет слишком активен, ему грозит опасность придушить инициативу учащихся.
Каким образом учитель может избежать здесь острых углов? В каких пределах он должен оказывать помощь своим учащимся? Бывают случаи, когда учитель, задав несколько вопросов, вынужден повторять их несколько раз до тех пор, пока ему не удастся заставить учащихся включиться в работу. Голос учителя должен превратиться для учащихся в его внутренний голос.
Приведем высказывание из книги Лейбница:
«Человеческий разум, подобен шкатулке: думая, вы раскачиваете эту шкатулку, пока из нее что-нибудь не выпадет. Таким образом, нет сомнения в том, что результат размышления в какой-то степени зависит от случая. Я бы добавил, что человеческий разум еще больше походит на сито: когда вы думаете, вы раскачиваете сито, пока сквозь него не посыплются мелкие частицы. По мере того как они проходят, ваше настороженное внимание подхватывает те из них, которые кажутся относящимися к делу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров
"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " - утверждал Л.Н.Толстой. ...
«Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения биографии А.С.Пушкина»
Работа посвящена развитию творческих способностей учащихся при изучении биографических сведений...
Развитие творческих способностей детей в процессе изучения культуры и традиций народа.
В статье анализируются способы развития творческих способностей, приводятся приемы анализа и сравнения культуры и традиций народов....
"Поисково-исследовательская деятельность как средство развития мыслительных способностей учащихся в процессе изучения биологии"
Обобщение педагогического опыта работы учителя....
«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению
laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...