Задачи на максимум и минимум
проект по алгебре (11 класс) на тему
Цель:
1. Рассмотреть примеры решения задач на максимум и минимум, сводящиеся к отысканию наибольшего (наименьшего) значения функции, заданной на отрезке или интервале.
2. Показывая новый способ решения задач с помощью производной, показать, что не надо упускать возможность применить более простые способы решения, основанные на отыскание экстремума квадратичной функции, на использование неравенства и других идей.
3. Сформировать положительную мотивацию к урокам математики, развивать грамотную математическую речь
4. Развивать исследовательские умения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Ноговицына Ольга Святославна учитель математики МБОУ СОШ ДС №15 муниципального образования городской округ Симферополь
Класс: 11
Предмет: алгебра и начала математического анализа
Тема урока: «Задачи на максимум и минимум»
Учебник: Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни / [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]
Триединая дидактическая цель:
1. Обучающая. Овладение системой знаний и умений:
- Знания. Ученик должен знать определение максимума и минимума функции на отрезке, точек максимума и минимума, второй производной, алгоритм решения задач на максимум и минимум.
- Понимания. Ученик должен понимать достаточный признак возрастания и убывания функции, признак максимума и минимума функции; значение идей, методов и результатов математического анализа для построения моделей реальных ситуаций.
- Применение Ученик должен уметь решать задачи на нахождение наибольшего значения функции на промежутке.
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач на наибольшее и наименьшее значение с применением аппарата математического анализа.
2. Интеллектуальное развитие. Создать условия для развития логического мышления, алгоритмической культуры, развития математического мышления и интуиции.
3. Воспитание. Способствовать воспитанию средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Формирование общеучебных умений и навыков. Создать условия для совершенствования опыта: поисковой деятельности, работы с текстом, планирования и осуществления алгоритмической деятельности; построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач; проверки и оценки своей работы, соотнесения их с поставленной задачей.
Тип урока Комбинированный.
Организационная форма
Основные методы: методы организации учебно-познавательной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый), методы стимулирования и мотивации (создание ситуации успеха, опора на жизненный опыт, выполнение творческих заданий).
Основные формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуализированная, групповая.
Оборудование: мультимедийная установка и презентация к уроку, листы на печатной основе для каждого ученика.
Планирование структуры и содержания учебного занятия:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
16.11.2016 2 1. Изменение силы тока I в зависимости от времени t задано уравнением ( I – в амперах, t – в секундах). Найдите скорость изменения силы тока в момент времени t = 10 сек. 2. Известно, что тело массой m=5 кг движется прямолинейно по закону (S – путь в метрах, t – время в секундах). Найдите кинетическую энергию тела через 2 сек после начала движения. Ответ: v(t) = 4t – 5 (A / c), v(10) = 35 (A / c) 2
16.11.2016 3 x 0 y 1 1 -1 2 По характеру изменения графика функции укажите, на каких промежутках производная положительна, на каких отрицательна. Каждая из функций определена на R Ответ: на на
16.11.2016 4 x 0 y 1 -1 2 По характеру изменения графика функции укажите, на каких промежутках производная положительна, на каких отрицательна. Каждая из функций определена на R Ответ: на 1
16.11.2016 5 x 0 y 1 -1 2 По характеру изменения графика функции укажите, на каких промежутках производная положительна, на каких отрицательна. Каждая из функций определена на R Ответ: на 1
16.11.2016 6 x 0 y 1 -1 2 На рисунке изображен график дифференцируемой функции y = h(x). Определите знак производной функции на промежутках -2 3 -5 5 1
Дан график производной одной из перечисленных функций. Определите какой? 16.11.2016 7 x 0 y 1 -1 2 1 2 3 4 5 Верно Подумай Подумай Подумай Подумай 1
Дан график производной одной из перечисленных функций. Определите какой? 16.11.2016 8 x 0 y 1 -1 2 1 2 3 4 5 Верно Подумай Подумай Подумай Подумай 1
Дан график производной одной из перечисленных функций. Определите какой? 16.11.2016 9 x 0 y 1 -1 2 1 2 3 4 5 Подумай Подумай Подумай Верно Подумай 1
Дан график производной одной из перечисленных функций. Определите какой? 16.11.2016 10 x 0 y 1 -1 2 1 2 3 4 5 Подумай Подумай Подумай Подумай Верно 1
Дан график производной одной из перечисленных функций. Определите какой? 16.11.2016 11 x 0 y 1 -1 2 1 2 3 4 5 Подумай Подумай Подумай Подумай Верно 1
16.11.2016 12 Функция f(x) задана на [a; b] . Определите max и min функции , и точки локального экстремума на [a; b] . х у 0 а b х 1 х 2 х 3 х 4
16.11.2016 13 Л.Н.Толстой «Много ли человеку земли надо?» …Крестьянин Пахом очень мечтал о собственной земле и собрал он наконец, желанную сумму, предстал перед требованием старшины: «Сколько за день земли обойдешь, вся твоя будет за 1000 р. Но если к заходу солнца не возвратишься на место, с которого вышел, пропали твои деньги». Выбежал утром Пахом, прибежал на место и упал без чувств, обежав четырехугольник периметром 40 км.
16.11.2016 14 А В С D 2 13 10 15 P = AB + BC + CD + DA P = 2 + 13 + 10 + 15 = 40 ( км) Наибольшую ли площадь при данном периметре получил Пахом?
16.11.2016 15 Начертите четырехугольник с периметром 40 км и наибольшей площадью 1 ряд 2 ряд 3 ряд
16.11.2016 16 Составить таблицу для вычисления площадей прямоугольников с различными длинами Периметр P 40 40 40 40 40 40 Стороны а b Площадь S 1 19 19 100 2 18 36 5 15 75 6 14 84 8 12 96 10 10 Вывод. Из всех прямоугольников данного периметра наибольшую площадь имеет квадрат. Пахом, например, мог бы пройти всего 36 км ( P = 9*4=36 км) и иметь участок площадью S = 9*9 =81( кв.км)
09.04.2018 17 Схема исследования на наибольшее и наименьшее значения функции 1. Ввести переменную х , от значения которой зависит та величина, которая согласно условию задачи принимает наибольшее (наименьшее) значение; 2. Определить границы изменения переменной х – промежуток Х ; 3. Выразить через х величину, которая согласно условию задачи принимает наибольшее (наименьшее) значение (получить функцию f(x) ) ; 4. Рассмотреть функцию f(x) , заданную на Х , найти ее критические точки, точки локального максимума (минимума); 5. Объяснить, почему в точке локального максимума (минимума) функция принимает наибольшее (наименьшее) значение; 6. Интерпретировать результаты исследования функции f(x ) с точки зрения решаемой задачи.
16.11.2016 18 В круг радиуса а вписать прямоугольник наибольшей площади. А В С D x O a a РЕШЕНИЕ 1. , 2. 3. 4.
16.11.2016 19 продолжение 5. где 6. х 0 + - Ответ:
16.11.2016 20 А В С D х 20 - х Наибольшую ли площадь при данном периметре (40 км) получил Пахом? на интервале (0; 20) функция имеет единственную критическую точку х=10
16.11.2016 21 Если бы Пахом при Р=40 км, пробежал бы по периметру квадрата, то площадь была бы больше и равна 100 кв.км продолжение х 0 10 20 + -
16.11.2016 22 Задача 5.100 В некотором царстве, в некотором государстве подорожала жесть, идущая на изготовление консервных банок. Экономный хозяин фабрики рыбных консервов хочет выпускать свою продукцию в банках цилиндрической формы объемом V с наименьшими возможными затратами жести. Вычислите диаметр основания и высоту такой банки. Решение х 1 . x > 0, 2. 3.
16.11.2016 23 продолжение на интервале (0; +∞) на интервале (0; +∞) функция имеет единственную критическую точку х 1 х 1 0 - + min
16.11.2016 24 продолжение Ответ:
09.04.2018 25 Д/З : п.5.9 – выучить; выучить алгоритм решить №№5.94*, 5.95 + творческое задание (необязательное) Придумать прикладную задачу по пройденной теме. 1 группа в химии 2 группа в физике, 3 группа в медицине и биологии Какова схема исследования на наибольшее и наименьшее значение функции? Имеет ли изученная тема практическую значимость?
Продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке я познакомился… Сегодня на уроке я повторил… Сегодня на уроке я закрепил… 09.04.2018 http://aida.ucoz.ru 26
09.04.2018 27 http://images.yandex.ru/search?p=3&ed=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%83%20%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%D0%9B.%D0%9D.&spsite=hiero.ru&img_url=en.hiero.ru%2Fpict%2F766%2F2137861.jpg&rpt=simage (сколько земли 1) http :// images . yandex . ru / search ? p =8& ed =1& text =% D 1%81% D 0% BA % D 0% BE % D 0% BB % D 1%8 C % D 0% BA % D 0% BE %20% D 0% B 7% D 0% B 5% D 0% BC % D 0% BB % D 0% B 8%20% D 0% BD % D 0% B 0% D 0% B 4% D 0% BE %20% D 1%87% D 0% B 5% D 0% BB % D 0% BE % D 0% B 2% D 0% B 5% D 0% BA % D 1%83%20% D 0% A 2% D 0% BE % D 0% BB % D 1%81% D 1%82% D 0% BE % D 0% B 9%20% D 0%9 B .% D 0%9 D .& spsite = feb - web . ru & img _ url = feb - web . ru %2 Ffeb %2 Ftolstoy %2 Fpictures %2 FLEB -338. jpg & rpt = simage (сколько земли 2) Список использованных ресурсов и литературы Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Янунина М.С. Устные упражнения по алгебре и началам анализа. – М.Просвещение, 1989 г. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа: учеб. для 11 кл . общеобразоват . учреждений: базовый и профил . уровни. – М.:Просвещение , 2008. Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа. Дидактический материал. 11 кл .. – М.:Просвещение , 2009. Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра и начала анализа. 11 кл.Книга для учителя. – М.:Просвещение , 2009. Толстой Л.Н. Много ли человеку земли надо. Презентация – шаблон Microsoft Office PowerPoint 97-2003 , автор Александрова З.В. ( Aida_Alex ) http:aida.ucoz.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: "Критические точки функции, ее максимумы и минимумы".
В системе упражнений, предлагаемой по данной теме, основное внимание уделяется закреплению умения определять точки максимума (минимума) и знания достаточных условий точек экстремума, что способствует ...
Сценарий урока по теме "Задачи на максимум-минимум, реашаемые методами элементарной алгебры" для 9 класса
Предлагается сценарий занятия по теме "Задачи на максимум-минимум, решаемые методами элементарной алгебры", реализуемый в 9 классе по курсу предпрофильной подготовки "Уравнения и неравенства с парамет...
Разработка урока на тему "Использование производной для нахождения оптимального решения в прикладных задачах (Задачи на максимум и минимум)" по алгере 10-11 кл. с презентацией.
Урок посвящён теме использования производной для нахождения оптимального (наилучшего) решения в прикладных задачах (текстовых, геометрических, химических, решении уравнений), данный матери...
Урок в 11 классе по теме "Точки максимума и минимума"
Конеспект урока изучения новой темы. Презентация....
Урок в 11 классе "Максимум и минимум функции."
Конспект урока можно использовать при подготовке к урокам...
Семинар по теме "Задачи на максимум и минимум"
Цель семинара: Рассмотреть решение задач на максимум и минимум практического содержания, углубить знания учащихся по этой теме. Развивать познавательный интерес к предмету математики. Воспитывать чувс...
Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления»
Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления» проводится в 11 классе в рамках темы "Математичес...