Сценарий урока по теме "Задачи на максимум-минимум, реашаемые методами элементарной алгебры" для 9 класса
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме
Предлагается сценарий занятия по теме "Задачи на максимум-минимум, решаемые методами элементарной алгебры", реализуемый в 9 классе по курсу предпрофильной подготовки "Уравнения и неравенства с параметрами". Дается подробное описание всех этапов урока, критерии для оценки успешности обучающихся и условия реализации сценария.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_uroka_v_9_klasse____chernyshev_krasnyy_sulin.docx | 340.59 КБ |
Предварительный просмотр:
VI Региональный Фестиваль-конкурс «Учитель профильной школы»
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОМУ КУРСУ
«УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ»
в 9 классе
Направление работы | Основная школа. Предпрофильная подготовка . |
Название (тема) работы | Задачи на максимум-минимум с параметрами. |
Аннотация | Предмет: математика; курс предпрофильной подготовки «Уравнения и неравенства с параметрами»; содержание курса и предлагаемого занятия превосходит требования ФГОС. Отличительной особенностью занятия по курсу предпрофильной подготовки является:
Цель: создать условия для оценки готовности обучающихся решать задачи на максимум-минимум методами элементарной алгебры. Задачи :
Результаты:
В содержании урока не делается различий между наибольшим-наименьшим значением функции и максимумом-минимумом функции (это материал 10-11 класса). Настоящий сценарий апробирован в 2009-2012гг. (3 года) учителями математики МБОУ СОШ №3 г.Красный Сулин в процессе преподавания курса предпрофильной подготовки «Уравнения и неравенства с параметрами» в 9 классе. Условия реализации сценария приведены в приложении № 1. Информация о результатах успешности обучающихся на уроке 14.03.2012г. приведена в приложении № 3. |
Автор | Чернышев Эдуард Николаевич |
Контактная информация об авторе | город Красный Сулин тел. 8(86367)52337; 89508548772. МБОУ СОШ № 3, учитель математики |
Адрес для обратной связи | 8 (86367)52337 346353, Ростовская область, город Красный Сулин, ул. Больничная, дом 4 «б», кв. 15. 346352, Ростовская область, город Красный Сулин, ул. Вербенская, дом 60. |
Задачи на максимум-минимум, решаемые методами элементарной алгебры, занимают все более значимое место в наборе средств организации предпрофильной подготовки, профильных проб и в содержании государственной (итоговой) аттестации по программам основного общего образования.
Решение задач на максимум-минимум требует от обучающихся овладения ключевыми и предметными математическими компетенциями, навыками интеграции математических методов и графической интерпретации математических закономерностей, умений сопоставлять объекты и делать обобщенные выводы.
Описание этапов занятия :
0 этап (3-4 минуты) |
Устный счет
6.Чему равно наибольшее значение функции при отрицательном (положительном, неотрицательном, отрицательном, неположительном) значении аргументов (по рис. 17,18)**? 7.Назовите для каждой функции, график которой изображен на рис. 17, 18:
*) Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие /Под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова.-Ростов-на-Дону:Легион-М, 2011. С.200. **) Демина Т.Ю. Исследование функции на монотонность. Экстремумы функции//Математика в школе, 2009, №9. С.10. |
1 этап (5-6 минут) Форма работы : индивидуальное выполнение заданий с обсуждением и анализом результатов. | Выбери верные утверждения
|
3 этап (5-6 минут) Выполнение обучающимися (по группам) микропроекта «Идеальное решение». Микропроекты обсуждаются и оцениваются группами. | Задача. (См. Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю., Евич Л.Н., Ольховая Л.С. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова.-Ростов н/Д:Легион-М, 2011. С.265). При каком положительном значении функция имеет наименьшее значение, равное ? Решение. (Варианты решений предлагаются группами) Возможный вариант решения:
Ответ. 1. Показатели для оценивания :
|
4 этап (10-15 минут) Всем группам предлагается для решения одна и та же задача. Ее решение (микропроект) выполняет на доске один из учеников. Первым получает это право представитель той группы, которая первой выскажет «стартовую» идею. Как только ученик начинает затрудняться и не может рассуждать, и не «срабатывает» первая и единственная подсказка учителя, то право выхода к доске переходит к другой группе. | Задача. (см. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк.-М.:Просвещение, 1989. С.123). Найти все значения параметра , для которых наименьшее значение функции меньше Решение. Данная функция имеет вид Две ветви графика имеют общую точку (точку склеивания) с абсциссой а. Наименьшее значение эта функция принимает : при (что соответствует вершине первой параболы) или при (что соответствует вершине второй параболы) или при (если вершины парабол совпадают). Т.о., условию задачи те и только те значения параметра а, для которых выполняется хотя бы одно из неравенств: Ответ. Вопросы и задания обучающимся по условию задачи :
Оценка работы каждого ученика в составе группы :
|
6 этап (10-12 минут) Обучающиеся выполняют индивидуальные задания | Индивидуальные задания для обучающихся: (выдаются на карточках или, при возможности, рассылаются на РМУ):
*) Алгебра : сб. задания для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./[Л.В.Кузнецова, С.Б.Суровцева, Е.А.Бунимович и др.].-М.:Просвещение, 2007. С.128. **) Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова.-Ростов н/д:Легион-М, 2011. С.266. ***) Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл. сред. шк.-М.:Просвещение, 1989. С.135. ****) Указание. Найдем, при каких р система уравнений имеет решение. Умножим первое уравнение на 3, а второе- на . Складывая, получим однородное уравнение , в котором, по крайней мере, одно из неизвестных не равно нулю. Разделим последнее уравнение на х2 или на у2. Получим квадратное уравнение, дискриминант которого в обоих случаях будет равен Условие его неотрицательности даст нам . |
6 этап (2-3 минуты) Формирование проблемной области. | Выберите из нижеприведенного списка (выводится на экран) задания, в решении которых вы хотели бы разобраться.
|
7 этап (1-2 минуты) Определение уровня успешности | Лист самооценки успешности :
Критерии итоговой оценки уровня успешности :
|
Приложение № 1
Условия реализации сценария:
- Обучающиеся активно участвуют в предпрофильной подготовке в части изучения соответствующих естественно-математических курсов .
- Контингент обучающихся неоднороден по уровню математической подготовки.
- Обучающиеся имеют навыки работы в составе группы.
- В учебном кабинете имеется компьютер и оверхед-проектор (документ-камера).
- Выполнение обучающимися домашнего задания к уроку.
Приложение № 2
Домашнее задание к уроку*
Выбери верный ответ из трех предложенных:
№ | Задание, вопрос, утверждение | Варианты ответов. | Вариант верного ответа | ||
А | В | С | |||
1 | На каких рисунках наименьшее значение функции отрицательно : | На рис. 1 | На рис. 2 | На рис. 3 | С |
2 | На каких рисунках наибольшее значение функция достигает при отрицательных значениях аргумента : | На рис. 1 и рис 2 | Таких рисунков нет | На рис. 3 | В |
3 | На каком рисунке корни уравнения больше числа А : | На рис. 3 | На рис. 2 | На рис. 1 | А |
4 | На каком рисунке число А лежит между корнями уравнения : | На рис. 3 | Таких рисунков нет | На рис. 2 | В |
5 | На каком рисунке выполняются условия А<0 и : | На рис. 1 | На рис. 2 | На рис. 3 | С |
6 | На каком рисунке выполняются условия А>0 и : | На рис. 1 | На рис. 2 | На рис. 3 | B |
7 | На каком рисунке выполняются условия А>0, и : | На рис. 1 и рис. 3 | На рис. 2 | На рис. 2 и рис. 3 | В |
8 | Если дано уравнение вида , где a, - переменные величины. Если при решении уравнения переменную считать постоянной, то это уравнение… | является уравнением с постоянной | имеет два действительных корня | является уравнением с параметром | С |
9 | Решить уравнение с переменной и параметром - значит на множестве действительных чисел… | решить семейство уравнений, получаемых из данного при всех допустимых значениях переменной | решить семейство уравнений, получаемых из данного при всех допустимых значениях параметра | решить семейство уравнений, получаемых из данного при всех допустимых значениях параметра и переменной x | B |
10 | Если дано уравнение вида , где a, - переменные величины. Если при решении уравнения переменную считать постоянной, то … | называется параметром | называется корнем | называется именем корня | А |
11 | Пусть ( - корни, квадратного трехчлена , , . Oба корня меньше числа А тогда и только тогда, когда… | или | или | или | A |
12 | Пусть ( - корни, квадратного трехчлена , , . Oба корня лежат по разные стороны от числа А тогда и только тогда, когда… | или | или | или | C |
13 | Пусть ( - корни, квадратного трехчлена , , . Oба корня больше числа А тогда и только тогда, когда… | или | или | или | B |
14 | Пусть ( - корни, квадратного трехчлена , , . Oба корня лежат между числами А и В тогда и только тогда, когда… | или | или | или | A |
15 | Пусть ( - корни, квадратного трехчлена , , . Oба корня лежат по разные стороны отрезка тогда и только тогда, когда… | или | или | или | С |
*) При подготовке домашнего задания использованы материалы книги : Лысенко Ф.Ф., Кулабухов С.Ю., Евич Л.Н., Ольховая Л.С. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/Под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова.-Ростов н/Д:Легион-М, 2011. С.259-261.
Критерии успешности при выполнении домашнего задания :
Кол-во верных ответов | 0-5 | 6-10 | 11-15 |
При абсолютно самостоятельном выполнении | 3 балла | 4 балла | 6 баллов |
При использовании помощи других учеников или учителя в выполнении 3-5 заданий | 2 балла | 3 балла | 4 балла |
Другие случаи | 1 балл | 1 балл | 2 балла |
Приложение № 3
Успешность обучающихся (урок проведен 14 марта 2012года в группе предпрофильной подготовки)
Лист самооценки успешности :
№ | ВИД РАБОТЫ | Границы оценки | Самооценка обучающихся | ||||||||||||
Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик 3 | Ученик 4 | Ученик 5 | Ученик 6 | Ученик 7 | Ученик 8 | Ученик 9 | Ученик 10 | Ученик 11 | Ученик 12 | Ученик 13 | |||
1 | Домашнее задание к уроку. | 0-6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
2 | Участие в устном счете. | 0-2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
3 | Выбор верного утверждения. | 0-5 | 3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | «Сделать подробным» решение. | 0-10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 9 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 |
5 | Создание «идеального решения» в составе группы. | 0-5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 1 | 0 |
6 | Выход к доске для решения задачи или выдвижение идеи решения. | 0-10 | 10 | 4 | 10 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | Индивидуальное решение задания. | 0-4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
8 | Дополнительные баллы за активность, оформление, помощь одноклассникам и т.п. | 0-8 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 5 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого баллов | 0-50 | 48 | 38 | 48 | 36 | 33 | 21 | 17 | 15 | 13 | 12 | 5 | 5 | 4 | |
Уровни успешности | Очень высокий | Высокий | средний | низкий | Очень низкий | ||||||||||
Рекомендовано изучение математики на профильном уровне | Рекомендовано продолжить накапливать оценки успешности | Рекомендовано заниматься дополнительно (консультации, кружки, участие в конкурсах и др.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» курса "Основы проектирования" в 10 классе
Сценарий урока «Способы первичной обработки текста» разработан в рамках курса «Основы проектирования» в 10 классе, является первым уроком темы «Источники информации и способы работы с ними», направ...
Сценарий урока-праздника "Как у нас было на Волге" в 3 классе
Сценарий урока-праздника адресован руководителям фольклорных коллективов и учителям музыки общеобразовательных школ. Здесь выделена главная задача: развитие творческих способностей детей через ф...
Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса
Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса...
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.
Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....
Презентация урока на тему "Биология - наука о жизни. Методы исследования" (9 класс)
В презентации отражены основные понятия, касаемые науки биологи и биологических дисциплин, значения науки биологии для человека и природы. Выделены основные методы исследования, применяемые в биологии...