Урок в 11 классе "Максимум и минимум функции."
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Конспект урока можно использовать при подготовке к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 876 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Максимум и минимум функции.
Цели: изучить понятие максимума и минимума функции;
Составить алгоритм нахождения максимального и минимального значения функции.
Мотивация: на успешность подготовки к ЕГЭ по математике.
Ход урока.
- Организационный момент.
Русский математик XIX века Чебышев говорил , что « особенную важность имеют методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды.»
- Подготовка к изучению новой темы.
- При исследовании поведения функции вблизи точки удобно пользоваться понятием окрестности.
Окрестностью точки а называется любой интервал , содержащий эту точку.
Определение. Точка х0 называется точкой максимума функции f(х), если существует такая окрестность точки х, что для всех х≠х0 из этой окрестности выполняется неравенство f(x)
Определение. Точка х0 называется точкой минимума функции f(х), если существует такая окрестность точки х, что для всех х≠х0 из этой окрестности выполняется неравенство f(x)> f(x0).
-7-
Изучая график можно прийти к выводу, что наиболее «заметными» точками области определения являются какие точки Х, в которых возрастание функции сменяется убыванием (х=-6; х=2; х=7), или, наоборот убывание сменяется возрастанием (х=-7,5; х=-1,5; х=4). Эти точки называются соответственно точками максимума хmax=-6 хmax=2 хmax=7 и минимума хmin=-7,5; хmin=2; хmin=7.
Точку отрезка [а;в], в которой функция достигает наибольшего значения на отрезке называют точкой максимума на отрезке.
Значение функции в этой точке и есть максимум функции на отрезке.
Точку отрезка [а;в], в которой функция достигает наименьшего значения на отрезке называют точкой минимума на отрезке.
Значение функции в этой точке и есть минимум функции на отрезке.
Названия и обозначения максимума и минимума происходит от латинских слов maximum ( наибольшее) minimum ( наименьшее).
- На рисунке изображён график непрерывной функции на отрезке [а;в]
2,5 – точка максимума на отрезке [-3;5] .
0– точка минимума на отрезке [-3;5] .
Для точек максимума и минимума принято общее название . Их называют точками экстремума: хmax и хmin.
Значения функции в этих точках называют соответственно максимума и минимума функции уmax, ymin.
- Пусть надо найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [а;в] и имеющей производную на интервале (а,в). Важную роль при нахождении наибольшего и наименьшего значения функции , при построении графика играют критические точки.
Определение. Внутренние точки области определения , в которых производная равна нулю или не существуют называются критическими точками.
- Найти критические точки функции
№5.6 а), в), №5.7 а),в).
№5.6 а) у= 2х3-3х2 [-3;3] .
у ʹ=6х2-6х у ʹ=0 х= 0, х=1- критические точки
в) у=3х4+х3+7 [-3;2]
у ʹ=12х3+3х2 у ʹ=0 х=0, х=-1 –критические точки
№5.7 а) у= [-1;1]
у ʹ= у ʹ=0 х=0 производная не существует, следовательно
х=0 критическая точка
6) В ЕГЭ В11 нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.
Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции
- Найти критические точки функции на интервале (а,в);
- Вычислить значения функции в найденных точках, принадлежащих интервалу (а,в);
- Вычислить значения функции на концах отрезка, т.е. в точках х=а, х=в;
- Среди всех вычисленных значений функции выбрать наибольшее и наименьшее.
Замечания.
- Если функция у=f(x) на [а;в], имеет точку максимума (минимума), то в этой точке функция принимает наибольшее или наименьшее значение.
- Если функция у=f(x) на [а;в] не имеет критических точек, то это означает, что на нем функция монотонно возрастает или убывает. Следовательно, свое наибольшее значение функция принимает на одном конце отрезка, а наименьшее на другом.
- Найти наибольшее и наименьшее значение функции f(x)=3х2+4х3+1 на отрезке [-2;1] . (Решает учитель)
fʹʹ(x)=(3х2+4х3+1) ʹ=6х+12х2. Для любого хЄR найдем производную f(x)
fʹʹ(x)=0
6х+12х2=0
Х( 6+12х)=0
Х=0 или 6+12х=0
Х= -
Х=0 и х= - критические точки, принадлежат заданному отрезку.
0Є[-2;1], - Є[-2;1],
Найдем значения функции в заданных точках.
f(0)=1
f(- =1,25
f(-2)=-11
f(1)=8 сравнив значения функций, выбираем наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.
max f(x)= f(1) =8
min f(x)= f(-2)=-11
Ответ : 8,11.
- Работа с классом.( Ученики под руководством учителя решают примеры.)
А) Найдите наибольшее значение функции у=2,7е3х-х-4 на отрезке [1;3]
Решение : Найдем производную функции для любого хЄR
У'=8,1х е3х-х-4(2-х).
Тогда у'=0 в точках х=0, х=2, из которых только точка х=2 принадлежит отрезку [1;3]. Следовательно , на этом отрезке функция имеет единственную критическую точку х=2.
Сравнив три числа у(1) =≈0,37 у(2)= 2,7 у(3) ≈0,05 найдем максимум у=2,7
Б) найдите наименьшее значение функции у=3cosх-5х++9 на отрезке [0].
Решение. Найдем производную функции для любого хЄR
У'=-3sinх -5 тогда У'=0 -3sinх -5=0 уравнение не имеет решений, следовательно критических точек нет и наименьшее значение
функция принимает на одном из своих концов . Найдем значение функции на концах отрезка.
У[0]=
У(0)=12. Следовательно, наименьшее значение равно 12.
В) Найдите наименьшее значение функции у= 4х-ln|х+8|4 на отрезке [0].
У'=4- производная не существует х=-8 , но х=-8 не принадлежит данному промежутку.
Х=-9, х=-7 критические точки х=-9 не принадлежит данному промежутку.
У(-7)= -28 У(-7,5)=30- ln0,54 у(0)= - ln84
Наименьшее значение равно-28
Г) № 5.10 а) в) ( для тех кто работает быстро, за каждый верно выполненный пример ученик получает +, три + «5» в журнал)
№5.11 а)в)
Домашнее задание 5.6 б), г), №5.7 б),г). № 5.10 б) г) №5.11 б)г)
Найти наибольшее значение функции у= 12 cosх+6х-2+6 на отрезке [0;].
Тема урока: Максимум и минимум функции.
Цели: закрепить навык нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке путем решения разнообразных задач.
Ход урока.
- Проверка домашнего задания.
- №5.6 б) f(х) =5х3-15х на отрезке [-2;2]
f' (х) =15х2 -15 f(х) =0 х=1 х=-1 критические точки
г) у=х4-4х2 на отрезке [-4;4]
у'=4х3 -8х у'=0 х1=0 х2= х=- критические точки
№ 5.7 б) у= на отрезке
У'= у'=0 х=0 производная не существует, следовательно, х=0 критическая точка
г) у= 2 -х на промежутке (0; 2]
У'= у'=0 х=0 производная не существует, следовательно
Х=0 критическая точка.
№ 5.8 б) у=ех-хе на отрезке [-2;2]
У'= ех-х у'=0 ех-е=0
Х=1
г) у= cos2х +х на отрезке [- π; π]
у'= -2sin 2х+1 у'=0 -2sin 2х+1=0
х= (-1)к +к, кЄZ
х= ; π ; Є [- π; π]
№ 5.10 б) у= х3+ 3х на отрезке [-1;2]
У'= 3х2+3 у=0 3х2+3=0
Критических точек нет , значит функция достигает свое наибольшее и наименьшее значение на концах отрезка.
У(-1)=-4
У(2)=14 Г) у= х3- 3х на отрезке [-1;2]
У'=3х2-3 у=0 3х2-3=0
Х=-1 х=1 -1;1 Є [-1;2]
У(-1)=0 у(3)=18 у(1)=-2 у(-2)=-2
Наибольшее значение 18, наименьшее значение -2.
№ 5.11 б) наибольшее значение 3, наименьшее значение -3.
- (Два ученика на обратной стороне доски)
Взять производные функций
Cos3х, ех, (х-14)ех-13, ln(2х+3), tg2х
Класс делает в тетрадях и потом проверяем.
- Повторение.
- Верно ли , что если функция у= f(x) непрерывна на отрезке[а;в] , то существуют точки этого отрезка, в которых функция принимает свое наибольшее и наименьшее значение. (да)
- Какую точку отрезка [а;в] называют точкой максимума и минимума функции у= f(x); точкой минимума функции у= f(x).
- Как называются значения функции в этих точках?
- Какие точки отрезка [а;в] называются критическими точками функции? Как найти эти точки?
- Как найти максимум и минимум функции на отрезке?
Работа по графику .
Указать точки максимума и минимума функции.
Назвать максимум и минимум функции на отрезке.
Работа с классом.
- Найдите наибольшее значение функции у=-х2 +10х на отрезке [0;7].
( У(0)=0, у(7)=21, у(15)=25)
- Найдите наименьшее значение функции у=(х-21)ех-20 на отрезке
[19;21].
У(19)= у(20)=-1 у(21)=0
- Найдите наибольшее значение функции у= 7 cosх+7х-на отрезке [0;].
- У() =16 у(0)= 7- +9 у(=
- Аналогично определяется максимум и минимум функции на интервале и полуинтервале.
-14-
Хmax=-5,5 ymin=4
Хmin- нет, т.к. х=3 не входит в (-5,5;3)
Работа с классом. ( у доски работает ученик)
Найти наибольшее значение функции у= -2х2 на промежутке (-2;2).
Решение.
У`= х3-4х у=0 х=0 х=2 х=-2 критические точки , но х=2 и х=-2 не входят в данный промежуток.
Найдем значение функции у(0)=0, а у= (х2-8) 0 при каждом х, таком , что 0х|, то на интервале (-2;2) функция имеет максимум в точке х=0. На интервале (-2;2) функция не имеет минимума, так как у= -2х2 -4при каждом х, таком, что |х|2 и -2 не принадлежат (-2;2), следовательно у=0 максимум функции.
Обучающая самостоятельная работа.
- найдите наибольшее значение функции у=(х-8)ех-7 на отрезке [6;8].
- найдите наибольшее значение функции у=7х-6sinх+8 на отрезке [].
3) найти наименьшее значение функции у=х2-3х+lnх+3 на отрезке [;]
На задания даётся 15 минут. С помощью проектора ученики проверяют решение.
Решение.
- у=(х-8)ех-7 на отрезке[6;8].
у'=ех-7(х-7) у'=0 х=7 критическая точка
у(6)= у(7)=-1 у(8)=0
наибольшее значение функции равно 0
- у=7х-6sinх+8 на отрезке [].
у'=7- 6cosх у'=0 6cosх=7 х= критических точек нет
у(-=14 у(0)=8
наибольшее значение функции равно 8
3) у=х2-3х+lnх+3 на отрезке [;] ОДЗ: х
у'=2х-3+ у'=0 2х2-3х+1=0
х=1 х= не принадлежит [;]
у(1)=1 у()= ln+3 у()= ln +3
наименьшее значение функции равно1.
Домашнее задание: рассмотреть из открытого банка заданий - 5 функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по математике "дробно-линейная функция и её график", урок с ЦОР.
Урок изучения нового материала по теме, повторение темы "преобразование графиков" (на презентации, обяснение новой темы с использование ЦОР и презентации "Построение графика дробно-линейной функции"....
Урок на тему: "Критические точки функции, ее максимумы и минимумы".
В системе упражнений, предлагаемой по данной теме, основное внимание уделяется закреплению умения определять точки максимума (минимума) и знания достаточных условий точек экстремума, что способствует ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-138086-1364891586.jpg)
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-205028-1695236024.jpg)
План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"
План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1320708-1615789916.jpg)
Презентация к уроку по алгебре 7 класса "Функция. График функции"
Данная презентация направлена на знакомство обучающихся с понятием функция, график функции, на отработку навыков нахождения области определения и области значения функции....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1033580-1634454715.jpg)
презентация к уроку алгебры 9 по теме "Функция. Область определения и область значения функции"
презентацию можно использовать при объяснении нового материала или при повторении...