Тема урока: «Дробные рациональные уравнения»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Тема урока: «Дробные рациональные уравнения»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Образовательные: дать определение «дробно-рациональные уравнения», показать способы решения таких уравнений.
2. Развивающие: развитие умений и навыков решать примеры с данным типом уравнений, находить корни дробно-рациональных уравнений.
3. Воспитывающие: воспитывать внимание, внимательность, активность, аккуратность; уважительное отношение к матери.
Задачи: заинтересовать учеников предметом, показать важность умения решать разные уравнения и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дробные рациональные уравнения | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 9.
Тема урока: «Дробные рациональные уравнения»
Тип урока: комбинированный.
Цели:
1. Образовательные: дать определение «дробно-рациональные уравнения», показать способы решения таких уравнений.
2. Развивающие: развитие умений и навыков решать примеры с данным типом уравнений, находить корни дробно-рациональных уравнений.
3. Воспитывающие: воспитывать внимание, внимательность, активность, аккуратность; уважительное отношение к матери.
Задачи: заинтересовать учеников предметом, показать важность умения решать разные уравнения и задачи.
Материально- техническое оснащение:
Мультимедиа проектор, экран, презентация к уроку «Дробные рациональные уравнения»
Время: 45 минут
План урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент. (1 мин.) | Приветствует учащихся, проверка их готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
II.Сообщение темы и целей урока. (2 мин) | Сообщает тему и цель урока. | Записывают тему в тетрадь. |
III.Повторение пройденной темы. (2 мин) | Задает вопросы на повторение пройденной темы. | Отвечают на вопросы. |
IV.Изучение нового материала. (15 мин.) | Демонстрирует слайды, сопровождает рассказом. Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника | Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости информацию, устанавливают цели, планируют траекторию работы. Вырабатывают план действий, формируют задачи. Выполняют поиск информации, сбор данных и фактов истории, первично исследуют полученную информацию, решают промежуточные задачи. |
V.Физкультминутка. (1 мин.) | Выполняет физкультминутку | Выполняют физкультминутку |
VI.Закрепление материала. (20 мин.) | Решение задач, предлагает вопросы на закрепление. | Решают задачи в тетрадях, у доски, задают вопросы учителю. |
VIII. Подведение итогов урока.(4мин) | Оценивает работу учащихся. | Говорят о том, чему научились на уроке. Убирают рабочие места. |
ХОД УРОКА
I. Рефлексия начала урока (музыка; презентация о матери).
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение новой темы, цели и задачи:
Учитель: Здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и от всей души улыбнитесь.
Сегодняшний урок я бы хотела начать со слов М. Горького:
Слайд 1
Без солнца не цветут цветы,
без любви нет счастья,
без женщин нет любви,
без матери нет ни поэта, ни героя.
Вся гордость мира – от матерей.
(М. Горький)(
Учитель:
– Что может быть на свете священнее имени матери! …
Человек, еще не сделавший ни одного шага по земле и только – только начинающий «лопотать», неуверенно и старательно складывает по слогам «мама» и, почувствовав свою удачу, смеется, счастливый …
Когда ребенок вскрикнет первый раз
И мать его коснется осторожно,
Ее любовь… О, как она тревожна.
Тревожна каждый день и час.
Ребята, скоро День Матери, поэтому сегодняшний урок я хочу связать с этой темой. Мы с вами на прошлых уроках научились решать, находить корни различных уравнений, сегодня мы продолжим знакомиться с одним из видов уравнений – это дробные рациональные уравнения, выясним важность уравнений, и вспомним, как решать задачи с помощью уравнений. Постараемся не подвести свою маму, решать будем внимательно и не отвлекаясь, готовиться к ГИА. Мать каждого из вас хочет, чтобы её ребёнок был самым лучшим. Итак, сегодня у нас урок изучения новой темы (слайд 2).
III. Повторение пройденной темы.
1. Проверка домашнего задания (слайд 3).
№925(а, б), №935(а, б), №936.
2. Устно повторяем (слайд 3,4,5,6).
Повторим:
- Как называется данное уравнение? Сколько корней имеет данное уравнение?
- Скажите, какой степени это уравнение? Сколько корней имеет данное уравнение?
- Скажите, какой степени это уравнение? Сколько корней имеет данное уравнение?
- Как называется данное уравнение?
IV. Изучение нового материала. (слайд 7).
Учитель : Уравнение y(x) =0 называют дробным рациональным уравнением, если выражение y(x) является дробным ( т.е. содержит деление на выражение с переменными).
Для решения рационального уравнения его необходимо преобразовать в линейное или квадратное уравнение, решить это уравнение и отбросить те корни, которые не входят в ОДЗ (область допустимых значений) исходного рационального уравнения.
Откройте учебник на стр.78 и прочитаем правило. С этой темой вы уже работали в 8 классе.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений: (слайд 8).
- Найти допустимые значения дробей, входящих в уравнение.
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
- Решить получившееся уравнение.
- Исключить корни, не входящие в допустимые значения дробей уравнения (приложение 1)
Учитель: А теперь вместе со мной давайте решим дробно-рациональное уравнение по алгоритму (слайд 9).
VI. Самостоятельная работа (слайд 10).
… Твое письмо. Твои родные строки.
Последний материнский твой наказ:
«Законы жизни мудры и жестоки.
Живи. Трудись. Не порть слезами глаз.
Моя любовь с тобой всегда. Навеки.
Ты жизнь люби. Она ведь хороша.
Людей люби. И помни – в человеке
что главное? Высокая душа».
Давайте и мы с вами постараемся, чтобы у нас была «высокая душа». А для этого надо уважать и любить родителей, конечно, стараться учиться и хорошо сдать гос. экзамены. Займёмся подготовкой к аттестации.
Самостоятельная работа. Самоконтроль – 4 варианта. Проверка вашей честности. Работа выполняется в тетрадях. В ходе выполнения работы учащиеся определяют для себя алгоритм решения дробных рациональных уравнений. На каждой парте – таблица – напоминание «Алгоритм решения дробных рациональных уравнений». Приложение 1.
В а р и а н т 1. | В а р и а н т 2. |
В а р и а н т 3. | В а р и а н т 4. |
О т в е т ы:
I вариант: , (; ).
II вариант: (; )
III вариант: ( )
IV вариант: , (; ).
VII. Физкультминутка (слайд 11).
Учитель: А теперь разминка.
- Повернитесь ко мне. Я проговариваю предложения. Если оно справедливо – вы встаёте, если нет – то остаётесь сидеть.
1) 5х = 7 имеет единственный корень.
2) 0х = 0 не имеет корней.
3) Если Д > 0, то квадратное уравнение имеет два корня.
4) Если Д < 0, то квадратное уравнение имеет 1 корень.
5) Количество корней не больше степени уравнения.
VIII. Закрепление и повторение материала. (слайд 12).
Учитель. Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только мужественными, только сильными, только несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнажить свои слабости и неудачи, признаться в ошибках и потерях, потому что, как бы далеко они не ушли в своем возрасте и развитии, перед нею они и седые – все равно дети. А уж она понимает сердцем, что бедному да обиженному, прежде всего, всех нужнее – мать. Сегодня у всех будут хорошие оценки, поэтому обиженных, я думаю, не будет.
- Решаем задачу № 942 из учебника. (Алгебра – 9 класс/ Ю.Н. Макарычев) (слайд 13).
S | V | t | |
1-я автомашина | 180 км | x-20 км/ч | ч |
2-я автомашина | 180 км | x км/ч | ч |
- Решить пример на доске. (слайд 14).
№289(а)
VII. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились на уроке?
2. Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.
Учитель. Приобретая черты символа и выполняя огромную общественную миссию, мать никогда не теряла привычные человеческие черты, оставаясь радушной хозяйкой и умной собеседницей, старательной работницей и прирожденной песенницей, широкой в застолье и мужественной в горе, открытой в радости и сдержанной в печали, и всегда доброй, понимающей и женственной! Я очень хочу, чтобы мечты ваших родителей осуществились, пусть вы будете достойными людьми (слайд 15).
VIII. Домашнее задание. №943, №940(а, б), №290 (слайд 16).
Приложение 1.
Алгоритм решения дробных рациональных уравнений:
- Найти допустимые значения дробей, входящих в уравнение.
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель.
- Решить получившееся уравнение.
- Исключить корни, не входящие в допустимые значения дробей уравнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Решение дробных рациональных уравнений"
Алгебра возникла в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений. Обычно в задачах требуется найти одну или несколько неизвестных, зная при этом результаты некоторых дей...
Урок по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок изучения нового материала по теме "Решение дробно-рациональных уравнений" в 8 классе по учебнику Ю.Н.Макарычева по ТРКМ...
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме: «Решение дробных рациональных уравнений».
Урок разработан для проведения разноуровневого обобщающего повторенияпо теме: «Решение дробных рациональных уравнений» в 9 классе, после очередной проверочной работы....
урок алгебры в 8 классе на тему "Решение дробно-рациональных уравнений"
Урок-закрепление материала проводится с использованием различных видов работы: в паре, в группе, индивидуально; используются опорные конспекты и схемы....
План -конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно рациональных уравнений содержащих параметры"
План -конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно рациональных уравнений содержащих параметры"...
Урок алгебры в 9 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"
Содержит презентацию и текстовую разработку урока...
Урок-турнир по алгебре в 8 классе Тема: «Решение дробных рациональных уравнений»
Обобщающе-закрепляющий урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». На даном уроке используется игровая технология....