Урок алгебры в 9 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
Содержит презентацию и текстовую разработку урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_drobno-ratsionalnyh_uravneniy.docx | 160.78 КБ |
reshenie_drobno-ratsionalnyh_uravneniy.pptx | 138.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 9 классе
Решение дробно – рациональных уравнений.
Наш девиз:
Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях.
Не рассчитывай на завтра,
Помни: всё в твоих руках.
Цели урока:
- Систематизировать и обобщить знания по теме – решение дробных рациональных уравнений;
- Формировать представления о структуре заданий по теме “Уравнения” в заданиях ОГЭ, а также уровне их сложности;
- Развивать умение пользоваться алгоритмом;
- Развивать у учащихся самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности;
- Воспитание внимания и умения анализировать полученное решение, участвовать в диалоге с учителем.
Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход урока
- Оргмомент.
Сегодня на уроке мне хотелось бы вас пригласить поглубже заглянуть в замечательный мир математики – в мир уравнений, в мир поиска, в мир исследований.
- Проверка домашнего задания.
Но для начала давайте проверим выполнение домашнего задания.
- Самопроверка
Номер задания | № п/п | Уравнение | Ответ | Соот. буква |
В1№6 | 1 | 8+7х=9х+4 | 2 | |
В2№6 | 2 | 1-10х=5х+10 | -0,6 | |
В6№6 | 3 | 4(х-8)=-5 | 6,75 | |
В7№6 | 4 | 4(х+10)=-1 | -10,25 | |
В11№6 | 5 | Х2=5х (меньший корень) | 0 | |
В12№6 | 6 | 2х2=8х (меньший корень) | 0 | |
В13№6 | 7 | -4/3х2+12=0 (меньший корень) | -3 | |
В16№6 | 8 | (-2х+1)(-2х-7)=0 (меньший корень) | -3,5 | |
В17№6 | 9 | (5х-2)(-х+3)=0 (меньший корень) | 0,4 | |
В27№6 | 10 | Х2-7х=8 (больший корень) | 8 | |
В31№6 | 11 | Х2-21=4х(больший корень) | 7 | |
1.6.28 | 12 | 28 | ||
1.6.27 | 13 | 5,5 | ||
1.6.26 | 14 | -18 | ||
№288(в) | 15 | 0 |
Слайд:
Т_ | Э | Е | Л | Р | А | Н | Й | Ш | Ь | Н | Т | Б | Е | Й |
-3 | -3,5 | 0 | -0,6 | 0 | -2 | 0 | 0,4 | 7 | 6,75 | 8 | 28 | -10,25 | 5,5 | -18 |
Кто не допустил ни одной ошибки, у того должно получится имя великого ученого.
Слайд:
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн в своё время заметил: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения для меня важнее, потому что политика — для настоящего, а уравнения — для вечности»
2) Блиц опрос.
- Что такое уравнение? (Равенство, содержащее неизвестное).
- - Что значит решить уравнение? (Значит найти все его корни или доказать, что их нет).
- - А что является корнем уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство).
Слайд:
Выберите число -3; -1; 0; 2; 3 являющееся корнем уравнения
(Ответ: 0; -3.)
- Какие уравнения называют дробно –рациональными уравнениями? (Дробным рациональным уравнением называется уравнение, обе части которого являются рациональными выражениями, причем хотя бы одно из них – дробным выражением)
Слайд:
Определите вид каждого уравнения:
- ;
- ;
- 13х-2х2-11=0;
- 2х+5=3(8-х);
- .
- ;
- ;
- Объясните, как решают дробно-рациональные уравнения? Каков алгоритм решения?
- Находят общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
- Умножают обе части уравнения на этот знаменатель;
- Решают получившееся целое уравнение;
- Исключают из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель дробей.
Слайд:
Решите устно:
а); б) ; в) .
Ответ: а) 5; б) корней нет; в) – 6.
- Формирование умений и навыков.
Слайд: (3 ученика решают у доски)
- Решите уравнение: 1) ; 2) ; 3) .
Ответ:
1) -4;
2)-1;-9;
3)-2.
- Решите задачу: (ОГЭ №22)
Слайды:
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч.
Решение:
Пусть х км/ч собственная скорость теплохода.
| s | v | t |
По течению | 108 | х+3 | 108/(х+3) |
Против течения | 84 | х-3 | 84/(х-3) |
(Заполнить таблицу)
Известно, что на весь путь затратили 8 ч. (Составить уравнение)
x = 0 не удовлетворяет условию задачи или x = 24
Ответ: 24 км/ч.
Слайд:
- ОГЭ №21 в2 ВКР Ответ: 5/6; 2.
(2 группа работает самостоятельно по ИК):
Решите уравнения
- 10х+9=7х;
- 1-5х=-6х+8;
- х2-7х-18=0;
- х2+3х=4;
- .
- Самостоятельная работа. (карточки индивидуальные)
Вариант 1
Ответ:-27; -1. (; ).
Ответ:-0,2. (; ).
Вариант 2
Ответ: ( )
Ответ: 1;-0,5. (; ).
Кто вперед сделал «Найди ошибку»
- Итоги урока:
- Чем занимались на уроке?
- А зачем нужно уметь решать уравнения? (С помощью уравнения можно найти любое неизвестное, решать задачи)
- В ОГЭ уравнения встречаются в какой части и под какими номерами? (Iч-№6; IIч-№21,22)
На столе карточки рефлексивный алгоритм, заполняем
Рефлексивный алгоритм
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел ли ты получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Ты сумел показать свои знания?
Заполните, если да то «+», если нет «-».
Тетради сдаем на проверку. Оценки за урок за сам.работу с учётом выполнения дом.работы.
- Домашнее задание.
- №367(а), 364(б).
- ОГЭ в.3 №21.
- ОГЭ №6
Если останется время Презентация «Устный счет»
Желаю, чтобы ваши возможности пополнялись по мере изучения математики, а на экзамене вы смогли бы подобрать «ключи» к решению любого уравнения.
Спасибо за внимание!
Приложение:
1.
1.Решите уравнение: | 2. Решите уравнение: | 3. Решите уравнение: |
2. Задача
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч. |
3. СР (2группа)
Решите уравнения 10х+9=7х; 1-5х=-6х+8; х2-7х-18=0; х2+3х=4; . | Решите уравнения 10х+9=7х; 1-5х=-6х+8; х2-7х-18=0; х2+3х=4; . | Решите уравнения 10х+9=7х; 1-5х=-6х+8; х2-7х-18=0; х2+3х=4; . | Решите уравнения 10х+9=7х; 1-5х=-6х+8; х2-7х-18=0; х2+3х=4; . | Решите уравнения 10х+9=7х; 1-5х=-6х+8; х2-7х-18=0; х2+3х=4; . |
4.
СР Вариант 1 Решите уравнения: | СР Вариант 2 Решите уравнения: |
СР Вариант 1 Решите уравнения: | СР Вариант 2 Решите уравнения: |
СР Вариант 1 Решите уравнения: | СР Вариант 2 Решите уравнения: |
СР Вариант 1 Решите уравнения: | СР Вариант 2 Решите уравнения: |
- «Найди ошибку»
Найди ошибку: | Найди ошибку: |
- Рефлексия
Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». | Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». | Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». |
Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». | Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». | Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». |
Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». | Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». | Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то «+», если нет «-». |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Решение дробно-рациональных уравнений
Проверка домашнего задания Т_ Э Е Л Р А Н Й Ш Ь Н Т Б Е Й -3 -3,5 0 -0,6 0 -2 0 0,4 7 6,75 8 28 -10,25 5,5 -18
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН 14.03.1979 -18.04.1955 Создатель теории относительности Альберт Эйнштейн в своё время заметил: «Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения для меня важнее, потому что политика — для настоящего, а уравнения — для вечности»
Выберите число -3; -1; 0; 2; 3 являющееся корнем уравнения
Определите вид каждого уравнения
Уравнения Целые Дробные рациональные 13х-2х 2 -11=0 2х+5=3(8-х);
Решите устно
Решите уравнения
Решите задачу Теплоход прошёл 108 км по течению реки и 84 км против течения, затратив на весь путь 8ч. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки 3 км/ч.
Пусть х км/ч собственная скорость теплохода S (км) V км/ч) t (ч) По течения Против течения
S (км) V (км/ч) t (ч) По течения х+3 Против течения х-3
S (км) V (км/ч) t (ч) По течения 108 х+3 Против течения 84 х-3
S (км) V (км/ч) t (ч) По течения 108 х+3 108/(х+3) Против течения 84 х-3 108/(х-3) Известно, что на весь путь затратили 8 ч
ОГЭ №21 Решите уравнение
Самостоятельная работа
Находят общий знаменатель дробей, входящих в уравнение; Умножают обе части уравнения на этот знаменатель; Решают получившееся целое уравнение; Исключают из его корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель дробей. Алгоритм решения дробно – рациональных уравнений
« Найди ошибку »
Рефлексивный алгоритм Доволен ли ты тем, как прошел урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Заполните, если да то « + » , если нет « - » .
Домашнее задание №367(а), 364(б). ОГЭ в.3 №21 . ОГЭ №6
Желаю, чтобы ваши возможности пополнялись по мере изучения математики, а на экзамене вы смогли бы подобрать « ключи » к решению любого уравнения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...
Презентация к уроку алгебры 8 класса по теме "Неполные квадратные уравнения"
Данная презентация содержит материал для актуализации знаний по теме "Квадратные уравнения", знакомству с понятием "Неполные квадратные уравнения" и отработке навыков решения этих уравнений....
Урок алгебры, 7 класс. Тема: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными".
Цели урока:обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “ Системы двух линейных уравнений с двумя переменными", закрепление умений решения систем уравнений различными способами, а именно: ...
Разработка урока алгебры 8 класс по теме "Неполные квадратные уравнения"
Разработка урока алгебры 8 класс по теме "Неполные квадратные уравнения"...
Урок-турнир по алгебре в 8 классе Тема: «Решение дробных рациональных уравнений»
Обобщающе-закрепляющий урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». На даном уроке используется игровая технология....
Урок алгебры 8 класса на тему «Решение квадратных уравнений различными способами»
Предварительная подготовка: учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения полного квадрата&r...