Уравнения с параметрами.
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему
В данной разработке рассматриваются основные виды уравнений с параметрами и методы их решения. Может быть использовано в факультативной работе и при подготовке к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_s_parametrami.doc | 604 КБ |
Предварительный просмотр:
Уравнения с параметрами.
Уравнения, содержащие буквенные коэффициенты, называются уравнениями с параметрами.
Решить уравнение с параметрами – значит найти все решения данного уравнения для каждой допустимой системы значений параметров.
При решении уравнений с параметрами можно ставить различные задачи.
Они появляются естественным образом уже при исследовании простейших уравнений, например, линейных. Параметров может быть несколько.
Для примера рассмотрим линейное уравнение ах = в.
Оно содержит два параметра а и в. При любых значениях параметров функция у=ах-в имеет смысл. Но, при а=0 уравнение ах=в разрешить относительно х невозможно, т.е. качественно изменяется задача. Т.о., множество значений параметра а разбивается на два подмножества определяемых соответственно условиями: а и а.
Если а0, то уравнение имеет одно решение х =.
Если а=0, то мы имеем 0х=в и приходится выдвигать различные предположения относительно в.
Если а=0 и в=0, то мы имеем 0х=0. Следовательно, решениями являются все
х R.
Если а=0 и в0, то имеем 0х=в. Это значит, что при указанных значениях параметров уравнение ах=в не имеет решений, т.е. хØ.
Можно сформулировать выводы:
- уравнения следует рассматривать при всех допустимых значениях параметров (если в условии задачи нет специальных ограничений);
- необходимо выделить те значения параметров, при которых меняется тип задачи(уравнение превращается в числовое равенство, квадратное уравнение становится линейным и т.д.).
Задачи с параметрами – это комбинированные задачи, при решении которых приходится одновременно использовать методы решения уравнений (или неравенств) различных типов.
- Линейные уравнения с параметром.
Простейшее уравнение первой степени с одним неизвестным имеет вид ах-в=0. Оно приводится к виду ха=в.
При этом возможны следующие случаи.
- При а0 уравнение имеет единственное решение х=, которое будет:
- положительным (х > 0), если или
- нулевым х=0, если
-отрицательным (х<0), если или
- При а=0 и в=0, 0х=0 и х – любое действителное число.
- При а=0 и в0, 0х=в – уравнение корней не имеет.
Пример 1.
Решить уравнение 2а(а-2)х=а-2.
Рассмотрим сначала значения а=0 и а=2, которые обращают в нуль коэффициент при х.
При а=0 уравнение принимает вид 0х=-2. Оно не имеет корней.
При а=2 исходное уравнение принимает вид 0х=0. Любое число х R является его корнем.
При а0 и а2 заданное уравнение приводится к виду х =. Отсюда х =.
Ответ: если а=0, то решений нет; если а=2, то х R; если а0 и а2, то х=.
Пример 2.
Решить уравнение (а2-1)х-(2а2+а-3)=0.
Запишем уравнение в виде:
(а2-1)х=2а2+а-3.
а2-1=(а-1)(а+1).
Разложим квадратный трёхчлен 2а2+а-3 на множители.
2а2 + а – 3 = 0.
Д=1-4·2·(-3)=1+24=25>0 – 2 корня.
а =;
а =.
2а2+а-3=2(а +)(а-1)=(2а+3)(а-1).
Уравнение примет вид: (а-1)(а+1)х = (2а+3)(а-1).
1) Если а=1, то 0х=0, х – любое действительное число.
2) Если а=-1, то 0х=-2 – решений нет.
3) Если а1 и а-1, то х = .
Ответ: если а=1, то х R; если а=-1, то корней нет; если а1, то х =.
Пример 3.
Решить уравнение
.
ОДЗ:
,
,
Т.к. х ≠ 3, то
Т.к. х ≠ -3, то
Ответ: 1) если то х = ;
2) если , то решений нет.
II. Уравнения с параметром и модулем.
Найти число решений уравнения .
Уравнения с параметром иногда бывает удобно решать графически.
Запишем уравнение в виде системы:
Каждое уравнение системы изобразим графически в системе координат.
Уравнение изображается ломаной.
Уравнение определяет семейство прямых, параллельных оси абсцисс.
у
4
a > 0
a = 0
0 2 х
a < 0
Следовательно, при а<0 решений нет, при а = 0 уравнение имеет единственное решение, при а >0 уравнение имеет два решения.
Ответ: если а<0, то нет решений;
если а = 0, то уравнение имеет одно решение;
если а>0, то уравнение имеет два решения.
III. Квадратные уравнения с параметром.
Уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где хR – неизвестны, а,в,с – выражения, зависящие только от параметров, причем а 0, называется квадратным.
D = в2 – 4ас – дискриминант.
Допустимыми будем считать те значения параметров, при которых а,в,с – действительные числа.
Если D>0, a>0, то уравнение имеет два действительных различных корня, знаки которых при с>0 одинаковы и противоположны знаку коэффициента в, а при с<0 – разные, причем по абсолютной величине больше тот из корней, знак которого противоположен знаку коэффициента в.
Если D<0, a>0, то уравнение имеет действительные и разные между собой корни, знак которых противоположен знаку коэффициента в.
Если D<0, a>0, то уравнение не имеет действительных корней.
Аналогично устанавливаются свойства корней квадратного уравнения для а<0.
Пример 1.
Решить уравнение (а2-1)х2=а+1.
Для решения этого уравнения рассмотрим следующие случаи:
1) а=1; тогда уравнение принимает вид 0х2=4 и не имеет решений;
2) а=-1; получаем уравнение 0х2=0, решением которого является любое число х R.
3) Тогда имеем х2=, откуда х2=.
Следовательно, при а>-1 и а получаем
х1=,
х2= - .
При а<-1 решений нет.
Ответ: если а=1 и а<-1, то решений нет; если а=-1, то х R;
если то х = .
Пример2.
Решить уравнение .
Уравнение является квадратным при всех действительных значениях m, кроме m = 0.
D = 9m2 – 4m(-(m + 2)) = 9m2 + 4m(m + 2) = 9m2 + 4m2 + 8m = 13m2 + 8m
ОДЗ: 13m2 + 8m 0.
Введем функцию
f(x) = 13m2 + 8m
Находим нули функции:
13m2 + 8m = 0
m(13m + 8) = 0
m = 0 или 13m + 8 = 0
13m = -8
m =
+ – +
0 1 m
f(1) = 13∙12 + 8∙1 = 21
Значит , но т.к. при m = 0 корней нет, то
.
Значит при корней нет.
Ответ: 1) если , то ;
2) если , то корней нет.
Пример 3.
Решить уравнение (а – 5)х2 + 3ах – (а – 5) = 0.
При а – 5 = 0, т.е. а = 5 имеем 15х – 0 = 0, т.е. х = 0.
При а – 5 ≠ 0, т.е.а ≠ 5 уравнение имеет корни. Найдем их.
D = 9а2 – 4(а – 5)(-(а – 5)) = 9а2 + 4(а – 5)2.
Ответ: при а = 5 х = 0; при а ≠ 5 .
Пример 4.
В уравнении (k2 – 5k + 3)x2 + (3k – 1)x + 2 = 0 определить значение k так, чтобы один из корней был вдвое больше другого (кратное сравнение выполняется только для положительных чисел).
Применим теорему Виета.
Теорема. Пусть х1,х2 – корни квадратного уравнения ах2 + вх + с = 0. Тогда сумма корней равна , а произведение корней равно .
По теореме Виета и условию задачи составим систему:
Подставляя третье уравнение в первое и второе, получим:
Следовательно,
Подставим в заданное уравнение. После упрощения получим уравнение х2 + 9х + 18 = 0, корни которого х1 = -6, х2 = -3.Получаем отрицательные корни, а они кратно не сравниваются. Поэтому задача решений не имеет.
Ответ: такие значения k не существуют.
Пример 5.
Решить уравнение .
ОДЗ:
Преобразуем данное уравнение, учитывая эти условия.
Домножим на а(х – 1)(х – а) ≠ 0.
Если а + 1= 0, т.е. а = -1, то 2х = 0, т.е. х = 0.
Если а + 1 ≠ 0. т.е.а ≠ -1, то
D = (а2 + 4а + 1)(а2 + 4а + 1) – 4∙2а(а + 1)(а + 1) = а4 + 4а3 + а2 + 4а3 + 16а2 + 4а + + а2 + 4а + 1 – 8а(а2 + 2а + 1) = а4 + 8а3 + 18а2 + 8а + 1 – 8а3 – 16а2 – 8а = а4 + 2а2 + 1
, т.е.
Найдем значения а, при которых х = 1 и х = а, чтобы исключить их.
– недопустимо по условию;
– невозможно;
- недопустимо.
Итак, если а ≠ -1, а ≠ 0, а ≠ 1, то .
Теперь рассмотрим, что происходит с уравнением при а = 1.
Найдем корни уравнения: х1 = 2, х2 = 1. Причем х2 не подходит по условию.
Ответ: при а ≠ 0 и а ≠ 1 ;
при а = -1 х = 0; при а = 1 х = 2.
IV. Иррациональные уравнения с параметром.
Решение должно сопровождаться тщательной проверкой.
Пример 1.
Решить уравнение .
Корни этого уравнения должны удовлетворять условиям:
Возводим в квадрат обе части уравнения: х2 + ах – 2а = (х + 1)2 .
Любой корень этого уравнения удовлетворяет первому условию, т.к. (х + 1)2 0. Следовательно, с учетом второго условия имеем:
т.е.
Если а=2, то 0х=5 корней нет; если а,то
При каких же а выполнено ?
Решаем это неравенство.
(3а-1)(а-2) а
3(а-)(а-2)
(а-)(а-2)
Вводим функцию f(a).
f(a)=(a-)(а-2)
Находим нули функции.
(а-)(а-2)=0
а-=0 или а-2=0
а= а=2
+ - +
1 2 a
f(1)=(1-)(1-2)=-
Следовательно,
Ответ: х= при ; корней нет при .
Пример 2.
=х
ОДЗ:
Введем функцию f(a): f(a)=a(a-1).
Находим нули функции.
а(а-1)=0
а=0 или а-1=0
а=1.
+ – +
0 1 2 х f(2) = 2(2 – 1) = 2
Т.к. а, то .
При а=0 =х
=х Верно только при х=0.
Значит 0 выполняется при , а х=0 при а=0.
Возведём обе части уравнения в квадрат: =
= (1)
Обозначим = t. Тогда получаем систему уравнений:
т.е.
Вычтем почленно, получим
Стало быть, имеем: и
1) 2)
D =>0 – 2 корня. D = 1 + 4(a – 1) = 4a – 3
> a х1 не является решением x1< 0 x1 не является решением
х2 < 0 х2 не является решением
Ответ: х = 0 при а = 0; х = при а 1.
V. Показательные уравнения с параметром.
Пример 1.
Решить уравнение .
По определению показательной функции а > 0, в > 0.
- Если а = 1, в = 1, то хR.
- Если а = 1, в ≠ 1,то , значит х = 3.
- Если а ≠ 1, в = 1. то , значит х = -1.
- Пусть а≠1 и в≠1. Прологарифмируем данное уравнение по основанию а.
а) б)
Тогда 0∙х = -4 хØ
Ответ: х R при а = в = 1; х = 3 при а = 1, в ≠ 1, в >0; х = 1 при а ≠ 1, в = 1, а > 0;
при
Пример 2.
При каких значениях а уравнение имеет единственное решение?
а > 0, т.к. . Обозначим = t, t>0.
Уравнение имеет единственное решение, если D = 0.
D = 25 – 4a2
25 – 4a2 = 0
Т.к. а > 0, то а = .
Ответ: а = .
VI. Логарифмические уравнения с параметром.
Пример 1.
Решить уравнение
ОДЗ: Значит .
Преобразуем данное уравнение:
а) Если , то уравнение принимает вид
Причем . Решим это неравенство. Для этого введем функцию
Нули функции: а = 1.
+ -
1 4 а
Учитывая ОДЗ (а > 0, а ≠1), получаем: .
Оба корня лежат в промежутке (-2; 0).
б) Если х > 0, то уравнение принимает вид
Условие выполняется при любом a > 0.
Корень при условии, что а > 0.
Ответ: при ,
при .
Пример 2.
При каких значениях а уравнение имеет четыре решения?
ОДЗ: х > 0, т.е. . Рассмотрим два случая.
а) Если
3 > 1 функция возрастает
Исходное уравнение имеет два корня при 1 – 8а > 0 ,т.е. .
и
Т.к. , то должны выполняться следующие условия:
1) – верно при любом .
2) .
Итак, данное уравнение имеет два корня и при .
б) Если , т.е. 0 < x < 1
и
Т.к. , то должны выполняться условия:
1) – верно при любом .
2)
Итак, данное уравнение имеет еще два корня и при .
Т.к. х1 и х2 верны при , а х3 и х4 верны при , то можно сделать вывод, что исходное уравнение имеет четыре решения при .
Ответ: .
VII. Тригонометрические уравнения.
Пример 1.
Решить уравнение tg|x – 2| = a.
Т.к. , то cos|x – 2| 0
а) х-2. б) x-2<0.
х-2
х
Значит (1)
Решаем исходное уравнение:
= arctg
Т.к. то arctg
а) Если , то n = 0,1,2,3,4,…
б) Если , то n = 1,2,3,4,…
1)
x – 2 = arctg
х = .
2) x – 2 < 0
-x + 2 =
Значит, .
Найденное решение удовлетворяет соотношению (1).
Ответ: при ;
при a < 0
Пример 2.
Решить уравнение: (a – 1)cosx + (a + 1)sinx = 2a.
Запишем уравнение в виде
- Если 3а – 1 = 0, т.е. а = , то уравнение примет вид
или
- Если 3а – 1 0, т.е. а , то уравнение примет вид:
Уравнение имеет решение, если 1 – а2 0, т.е. , т.к. знаменатель не может равняться нулю.
Ответ: при ,
Используемая литература:
- Громов А.И., Савчин В.М. Математика. Подготовка к письменному экзамену: Учебное пособие. – Минск: Интерпрессервис. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Замыслова А.И. Репетитор по математике. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Письменный Д.Т. Готовимся к экзамену по математике. – М.: Рольф, Айрис – пресс, 1998.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2000.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»
Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики. Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...
Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами
Методическая разработка на тему: "Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами"...
Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром" 9 класс...
Линейные уравнения, неравенства и системы линейных уравнений с параметром.
Тестовые задания....
Решение уравнений, систем уравнений с параметрами графическим способом
При подготовке к экзаменам, с выпускниками 11 класса я провожу семинары по решению задач.. На этом семинаре решались задачи с параметрами. Задачи взяты из сборников ЕГЭ....
Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
Цель урока:обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений....
Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами"
Решение задач с параметрами являются одними из сложных в курсе средней школы и требует большого количество времени на изучение. Поэтому я разработала данный курс как дополнение к школьной программе, к...