Уравнение с параметром
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Святогор Наталья Николаевна

Учитель  математики МБОУ «Правдовская школа»

Святогор Наталья Нмколаевна

 Методическая разработка  по теме

«Линейные   уравнения с параметрами»

Рассмотрим  задачу. В магазин на 7 автомашинах различной  грузоподъёмности привезли 90 ящиков яблок. В некоторых машинах было по 15 ,а в других по m  ящиков. Определить, сколько машин привезли по 15,сколько по  m ящиков.

Проверить решение при m=8,10,15,20.

Если предположить, что х  машин привезли  по m  ящиков, то решение  задачи сведётся к нахождению целого положительного решения уравнения  (15-m)х = 15. 

По смыслу задачи х больше нуля и меньше семи,m меньше 90,причём х и m натуральные числа. Если на 5 машинах привезли по 12,то на2-х машинах- по 15 ящиков. Если же на 3-х машинах привезли по 10, то на 4-х машинах - по 15 ящиков.

Задача2.Два туриста ,идущие навстречу друг другу, встретились в пункте А и продолжили дальше свой путь .Первый турист до встречи прошёл S  километров, а второй -Р км. Через сколько дней путешествия после встречи общие расстояния, пройденные каждым  из туристов ,будут равны, если средняя скорость первого n  км в день, а второго m км в день. Найти частные значения искомой величины при:

а) n=m,Р‡S 

б) n=m, P=S

в)n‡m.

Указание. Пусть требуется пройти еще t дней после встречи, тогда решение задачи сведется к решению уравнения

(n-m)t=P-S,

где n,m,P,S – положительные числа. При n=m,P‡S нет решения; при n=m,P=S  t-любое положительное число; при n‡m

t=P-S/n-m

Уравнения, которые мы получили, решая вышеприведенные задачи, после упрощений вид f(a)x=g(a) и g(a) обозначают либо числа, либо функции от a.В первой задаче, например, f(a)=15-m, g(a)=15 ;во второй задаче f(a)=n-m, g(a)=P-S.

Уравнения, содержащие буквенные коэффициенты, называются уравнениями с параметрами.

В средней школе обычно решаются уравнения с одним параметром, например, уравнения вида

сx=c+1, (b-4)=b+3, c/c-2+x2+2/(x2-1)(c-2)=22/x2-1 и т.д.

Уравнения вида f(a)x=g(a), где f(a) может принимать любые действительные значения, называется линейным.

Линейное уравнение при f(a) ‡0 имеет единственное решение x=g(a)/f(a);

при f(a)=0, g(a)=0 имеет бесконечное множество решений;

при f(a)=0, g(a) ‡0 не имеет решения.

Решение уравнения с параметром в обязательном порядке включает в себя и исследование решения.

Пример 1. Решить уравнение (c+1)x=1

Если c≠-1, то x=1/c+1. При c=-1 уравнение примет вид 0x=1. Уравнение не имеет решения.

 

Графическая иллюстрация решения дана на рис.1

Пример 2. Решить уравнение c2x=c+x-1.

После преобразований имеем: (с2-1)x=c-1    (1)

Если c2-1≠0  т.е. с≠±1, то х=1/c+1

При с=-1 нет решения.

При с=1 уравнение (1) примет вид 0х=0. Значит, при с=1 Х-любое число.

Графическая иллюстрация на рис.2.

Ответ. При с≠±1   x=1/c+1;  при с=-1 нет решения; при с=1  Х-любое число.

Упражнения (тренировочные)

Решить уравнения :

1)2х+m=0

2)(m2+1)x=d

3)mx-2=0

4)cx-c=0

5)ax=a+1

6)ax-x-a=0

7)(n2-4)x=n+2

8)b(b+2)y=b2-3b

9)(3x+1/x-1)-( 2(x+1)/a(x-1))=a.

                                       2015 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uravnenie_s_parametrom.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  математики МБОУ «Правдовская школа»

Святогор Наталья Нмколаевна

 Методическая разработка  по теме

«Линейные   уравнения с параметрами»

Рассмотрим  задачу. В магазин на 7 автомашинах различной  грузоподъёмности привезли 90 ящиков яблок. В некоторых машинах было по 15 ,а в других по m  ящиков. Определить, сколько машин привезли по 15,сколько по  m ящиков.

Проверить решение при m=8,10,15,20.

Если предположить, что х  машин привезли  по m  ящиков, то решение  задачи сведётся к нахождению целого положительного решения уравнения  (15-m)х = 15.  

По смыслу задачи х больше нуля и меньше семи,m меньше 90,причём х и m натуральные числа. Если на 5 машинах привезли по 12,то на2-х машинах- по 15 ящиков. Если же на 3-х машинах привезли по 10, то на 4-х машинах - по 15 ящиков.

Задача2.Два туриста ,идущие навстречу друг другу, встретились в пункте А и продолжили дальше свой путь .Первый турист до встречи прошёл S  километров, а второй -Р км. Через сколько дней путешествия после встречи общие расстояния, пройденные каждым  из туристов ,будут равны, если средняя скорость первого n  км в день, а второго m км в день. Найти частные значения искомой величины при:

а) n=m,Р‡S  

б) n=m, P=S

в)n‡m.

Указание. Пусть требуется пройти еще t дней после встречи, тогда решение задачи сведется к решению уравнения

(n-m)t=P-S,

где n,m,P,S – положительные числа. При n=m,P‡S нет решения; при n=m,P=S  t-любое положительное число; при n‡m

t=P-S/n-m

Уравнения, которые мы получили, решая вышеприведенные задачи, после упрощений вид f(a)x=g(a) и g(a) обозначают либо числа, либо функции от a.В первой задаче, например, f(a)=15-m, g(a)=15 ;во второй задаче f(a)=n-m, g(a)=P-S.

Уравнения, содержащие буквенные коэффициенты, называются уравнениями с параметрами.

В средней школе обычно решаются уравнения с одним параметром, например, уравнения вида

сx=c+1, (b-4)=b+3, c/c-2+x2+2/(x2-1)(c-2)=22/x2-1 и т.д.

Уравнения вида f(a)x=g(a), где f(a) может принимать любые действительные значения, называется линейным.

Линейное уравнение при f(a) ‡0 имеет единственное решение x=g(a)/f(a);

при f(a)=0, g(a)=0 имеет бесконечное множество решений;

при f(a)=0, g(a) ‡0 не имеет решения.

Решение уравнения с параметром в обязательном порядке включает в себя и исследование решения.

Пример 1. Решить уравнение (c+1)x=1

Если c≠-1, то x=1/c+1. При c=-1 уравнение примет вид 0x=1. Уравнение не имеет решения.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Безымянный.jpg

Графическая иллюстрация решения дана на рис.1

Пример 2. Решить уравнение c2x=c+x-1.

После преобразований имеем: (с2-1)x=c-1    (1)

Если c2-1≠0  т.е. с≠±1, то х=1/c+1

При с=-1 нет решения.

При с=1 уравнение (1) примет вид 0х=0. Значит, при с=1 Х-любое число.

Графическая иллюстрация на рис.2.C:\Users\Пользователь\Desktop\Безымянный.jpg

Ответ. При с≠±1   x=1/c+1;  при с=-1 нет решения; при с=1  Х-любое число.

Упражнения (тренировочные)

Решить уравнения :

1)2х+m=0

2)(m2+1)x=d

3)mx-2=0

4)cx-c=0

5)ax=a+1

6)ax-x-a=0

7)(n2-4)x=n+2

8)b(b+2)y=b2-3b

9)(3x+1/x-1)-( 2(x+1)/a(x-1))=a.

                                       2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»

Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики.      Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...

Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами

Методическая разработка на тему: "Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами"...

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром" 9 класс...

Решение уравнений, систем уравнений с параметрами графическим способом

При подготовке к экзаменам, с выпускниками 11 класса я провожу семинары по решению задач.. На этом семинаре решались задачи с параметрами.  Задачи взяты из сборников ЕГЭ....

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"

Цель урока:обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений....

Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами"

Решение задач с параметрами являются одними из сложных в курсе средней школы и требует большого количество времени на изучение. Поэтому я разработала данный курс как дополнение к школьной программе, к...