Упражнения по коррекции памяти и внимания на уроках математики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по алгебре (6, 7 класс) по теме

Ескина Елена Ивановна

В этой статье я сделала подборку упражнений по математике в разных классах, способствующих развитию и укреплению памяти у детей, испытывающих затруднения с запоминанием учебного материала в связи с ослабленным здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_korrektsii_pamyati.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики СОШ №277

Ескина Е. И.

г. Санкт-Петербург.

“Упражнения по коррекции памяти и внимания на уроках математики

у детей с ограниченными возможностями здоровья”

                                              г. Санкт-Петербург.

Введение.

   Наше время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить.

   Сегодня время диктует, чтобы выпускники коррекционных  школ  были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но формировать и коррегировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

   Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся с ОВЗ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом.

Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Перед учителем стоят следующие задачи:

- развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся,    

                 - формирования ключевых компетентностей через выполнение коррекционнно – развивающих упражнений, лежащих в основе мышления,

                      -воспитывать любознательность, целеустремленность;

   Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают значительные трудности,   допускают огромное количество ошибок. В связи с этим  учителю необходимо использовать на уроках специально разработанные коррекционно - развивающие упражнения.

Практические задания.

   В своей работе я использую следующую подборку упражнений, в зависимости от возраста детей:

1.Положительную роль в развитии внимания памяти обучаемых играют ежедневные упражнения, которые нужно проводить в начале урока. Это помогает сконцентрировать внимание детей после перемены или предыдущего урока.

 Например, задания для 5 – 6 классов:

  1. Записать числа сначала в прямом, а затем в обратном порядке. Диктуются  числа, которые надо запомнить, а после записать.

  1. Показать карточку с нанесенными точками. Запомнить и воспроизвести точки на заранее розданных картонных карточках, вложенных в полиэтиленовый конверт. Точки можно вытирать, карточки использовать вторично, меняя точки.
  2. «Скрути клубок из слоев».

Условие – подбирать слова на определенную тему. Первый ученик называет - яблоко, второй – яблоко, груша, третий – яблоко, груша, вишня и так далее, пока кто-то не ошибется.

На уроках, меняя формы и методы обучения, необходимо отбирать материал в соответствии с принципом доступности, который по содержанию и объему посилен учащимся.

        II.  Так как память обучаемых неустойчива, то важное место отводится организации повторения изученного материала. Эту проблему можно решать с помощью математических диктантов. Учитель сам диктует вопросы, а учащиеся записывают краткие ответы на них. Первое время учащиеся, не привыкшие к математических диктантам, трудно воспринимают на слух знания. В этих случаях одновременно с чтением задания диктанта делается запись или чертеж на доске. Школьники приучаются воспринимать задания на слух, становятся более внимательными. Важно правильно организовать проверку диктанта. Ученики должны узнать результаты своей работы непосредственно после завершения.

Варианты диктантов 5-7 классов.

  • а) Вычислить: 327 – 192

б) Какая часть квадрата закрашена?

в) За два дня туристы должны пройти 20 км.    В первый день они прошли 11 км. Сколько километров осталось пройти туристам?

г) Запишите острые углы, тупые углы.

        2

        1        3

        4

  • а) Запишите дроби                                  

б) Пешеход за 4 часа прошел 20 км. Какова скорость пешехода?

в) Вычислить 106 x 2

г) Расположить числа в порядке возрастания: 185;61;97;206;39.

  • а) Длина отрезка равна 12 см. Какую длину имеет третья часть этого отрезка?

б)   Запишите дробь  ; Чему равен числитель этой дроби ?

в) Найти периметр прямоугольника                 50 дм.

        20 дм.

        г) Сравните числа 1344 и 1339.

В зависимости от подготовленности обучаемых, учитель упрощает или усложняет задания.

4.Практически на каждом уроке и на различных его этапах используют различные задания на развитие внимания и памяти, так как без этого невозможно совершенствование логического мышления. Под диктовку обучаемых 7-8 класс выполняют следующие задание: построить квадрат со стороной 4 см. На каждой стороне точкой отметить середину. (некоторые точки, ставить в центре квадрата) Середину верхней стороны соединим отрезками с вершинами нижних углов. Середину нижней стороны соединим с вершинами верхних углов. Середину левой стороны соединяем с

вершинами правых углов. Середину правой стороны соединяем с вершинами углов слева. Середину верхней стороны соединить с серединой нижней стороны. Середину левой стороны соединить с серединой правой стороны. Провести диагонали квадрата. Последовательно соединить середины сторон.

При выполнение этого задания школьникам интересно наблюдать, как усложняется чертеж. Необязательно сразу выполнять это задание полностью. Можно выполнять поэтапно, смотря какую цель ставит учитель! В процессе выполнения задания можно повторить равнобедренные треугольники, оси симметрии, доказать, что полученный четырехугольник есть квадрат. Дети с удовольствием раскрашивают такой орнамент, выделяя одинаковым цветом симметричные детали. Все обучаемые справляются с таким заданием, если они приучены внимательно слушать.

5.Освоив выполнение такого задания, дети 7-8 кл. хорошо справляются с построениями в круге. При прохождение темы их научили делить окружность на равные части. Диктуем следующее задание:

Построить окружность радиусом 3 см. и разделите её на шесть равных частей. Из верхней точки, пропуская по одной точки деления, проведем хорды. Обучаемые должны увидеть равносторонний треугольник, сторонами которого являются хорды круга. Начиная с нижней точки, построим такой же треугольник. С удивлением обнаруживается, какая получилась звездочка. Далее провести диагонали. Вспоминаем определение и отмечаем, что диагональ – наибольшая хорда в круге и является осью симметрии. Чтобы дети были более наблюдательными, можно предложить выделить шестиугольник, полученный внутри. Заштриховать его простым карандашом. Нужно требовать, чтобы задании выполнялось аккуратно, уголки получались красиво, штрихи не выходили за границы. Задание можно в дальнейшем усложнить. Диктую так:

Из верхней точки проведем хорды в каждую отмеченную точку. Сколько хорд вы провели? Как называется наибольшая хорда? Из нижней точки в каждую отмеченную провели хорды. Из каждой точки выходят пять хорд. Так же проведите хорды из боковых точек. Важно, чтобы ребёнок визуально научился контролировать правильность построений. Можно закрасить чертеж цветными карандашами.

        Выполнения таких заданий повышает интерес к предмету, школьники учатся сравнивать, применять знания в нестандартной ситуации. Развивается упорство в достижении поставленной цели.

6.Для отработки вычислительных навыков в 5-8 кл. поможет работа с математическим квадратом. Это такой квадрат, когда суммы чисел в вертикальных, горизонтальных строчках и по диагоналям равны.

        15                                20                        21                                30

8

1

6

  3

5

7

4

9

2

8

18

4

6

10

14

16

2

12

8

3

10

9

7

5

4

11

6

16

2

12

6

10

14

8

18

4

Работу с математическим квадратам можно разнообразить.

  1. Проверьте, будет ли данный квадрат математическим.
  2. Докажите, что данный квадрат не является математическим рис.1
  3. Какое число должно стоять в пустой клетке, чтобы квадрат был математическим (рис.2)?
  4. Дан квадрат, в котором вписаны числа. Вставьте числа 3,5,8,9,11 так, чтобы получился математический квадрат (рис.3)

12

27

9

  18

15

21

24

3

18

8

1

6

  3

5

7

4

9

2

8

18

4

  6

10

16

2

12

 

        рис.1        рис.2        рис.3

В этих заданиях надо спланировать свою деятельность и только потом приступить к решению. Для более сильных обучаемых можно не указывать числа, а слабым раздать карточки с подсказкой чисел.

Опыт использования заданий с математическим квадратом показывает, что процесс формирования вычислительных навыков становится внутренне мотивированным, развивает мышление, учит планировать и контролировать свою деятельность, находить рациональные пути решения.

7.Дополнительно к заданиям учеников я составила много задач по темам экологии, здоровья. Стараюсь использовать задачи тактического характера и задачи интересные в познавательном отношении.

Примеры таких задач.

  1. На Камчатке 27 действующих вулканов и 46 потухших. На сколько больше потухших вулканов на Камчатке, чем действующих?
  2. Самый высокий вулкан на Камчатке- Ключевской – 4850 м , а вблизи города Петропавловска- Корякский – 3456 м. Чему равна разница их высот?
  3. На Камчатке насчитывается 68 термальных источников, а холодных минеральных источников 4. Во сколько раз термальных источников больше, чем холодных?
  4. Выразите в килограммах массы птиц, если в граммах их массы составляют: дрозд-150 г., курица-3000 г., голубь – 525 г., жаворонок – 32 г., воробей- 30 г., ласточка- 21г.
  5. Выразить  в тоннах массы животных, если в килограммах их массы таковы: лошадь-500 кг., корова- 450 кг., олень- 250 кг., медведь – 200 кг., волк- 40 кг., лиса- 8 кг.

                                                    Заключение.

Считаю, что работа в этом направлении помогает в решении ряда актуальных задач:

  • Овладение математическими  знаниями, умениями, навыками и свободно ориентироваться в условиях заданий,  успешнее выполнять их.
  • повышение качества знания по предмету,
  • умение решать задачи социально значимые для учащихся с интеллектуальным недоразвитием,
  • повышение мотивации к обучению математике.
  • повышение уровня социальной адаптации учащихся к жизни.

   Успех коррекционной работы зависит от положительной эмоциональной обстановки на уроке. Поэтому очень важно, чтобы учитель был доброжелателен, вселял в ребенка веру в успех. Дети не должны испытывать страх, беспокойство, напряжение. Для каждого ребенка необходимо подбирать посильные упражнения, чтобы он мог побыть в ситуации успеха. Ребенок должен быть уверен, что способен что-то самостоятельно и хорошо. И тогда у него развивается чувство собственной значимости, что благоприятно сказывается на усвоении материала.


                                         

                                                  Список литературы.

  1. Боршова Е.М., Логинова Г.И. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 классов: Пособие для учителей.М., 1993
  2. Вопросы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
  3. Винокурова И.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М. 1999г.
  4. Капустина Т.И. Коррекционные примеры обучения школьниковматиматике. – М., 2004 г.
  5. Кедров Б. Характер изменения объема и содержания развивающихся понятий.М., 1999г.

 


             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Информационные технологии на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) помогают учителю компенсировать отсутствие учебников по предмету.ИКТ являются действенным наглядным методом обучения, т.к. материал можно показать ярче, дос...

Выступление на научно-практической конференции по теме: «ГВЭ по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на научно-практической конференции по теме:  «ГВЭ по математике для детей  с ограниченными возможностями здоровья»...

Открытый урок математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Цель этого урока- создание условий для интеллектуального, нравственного и...

Урок физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Организовать внимание учащихся постановкой проблемных вопросов– Подвести к самостоятельной формулировке темы урока (развитие логического мышления при составлении целого);– Подготовить, раз...

“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”

Обучение детей правилам поведения с помощью средств альтернативных коммуникаций...

«Развитие внимания, мышления и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В данном материале рассказывается, как на примере одной игры можно развивать внимание, память, мышление и речь ребёнка. Даются краткие рекомендации организации занятия от педагога-психолога....