«Развитие внимания, мышления и памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по психологии

Никифорова Елизавета Дмитриевна

В данном материале рассказывается, как на примере одной игры можно развивать внимание, память, мышление и речь ребёнка. Даются краткие рекомендации организации занятия от педагога-психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_memo.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие внимания, мышления и памяти

у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог-психолог – Никифорова Елизавета

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к развитию.

Характерными для детей с ОВЗ нарушениями являются:

- низкий уровень развития восприятия, что проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки информации;

- недостаточный объем знаний об окружающем мире;

- недостаточно сформированные пространственные представления: дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое;

- неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении с одной деятельности на другую. - Нарушение самоконтроля, снижение интереса к обучению;

- ограничение в объеме памяти;

- замедленный темп переработки информации;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- несформированность игровой деятельности;

- нарушения речевых функций

- низкая работоспособность.

Учитывая перечисленные особенности детям с ОВЗ необходимо дополнительно заниматься развитием когнитивных функций. Родителям я предлагаю делать это в игровой форме. И это вовсе не значит, что надо срочно скупить все игры и пособия на развитие этих функций. Иногда достаточно нескольких пособий, которые при правильном использовании открывают безграничные возможности и варианты игр.

Сейчас, я хочу на примере одной игры, показать вам, как можно развивать внимание, мышление и память у ребенка с ОВЗ.

Начинаем игру с раскладывания карточек, слева направо, сверху вниз. Лучше приучать ребенка сразу делать это самостоятельно или вместе. Затем мы используем считалочку для того что бы определить очередность или просто проговариваем, кто будет ходить первым. Если ребенок не знает считалочек или имеет сильные речевые нарушения, не стоит этот момент опускать, можно взять эту функцию на себя. Дети очень любят подобные игровые моменты в стихотворной форме, и достаточно быстро заучивают шуточные считалки. Далее идет классическая игра в мемо, переворачивая карточку, обязательно произносится название изображения (в моем случае животного). Если ребенок не знает название того или иного изображения мы можем предложить ему воспользоваться методичкой имеющийся в игре, или просто назвать и знакомить ребенка с незнакомым ему животным, таким образом расширяя знания об окружающем мире. Затем идет подсчет карточек «у кого сколько карточек» и «у кого сколько парочек», хорошо если ребенок может подсчитать самостоятельно, если нет, то делаем это вместе. Можно дополнительно усложнять игру вопросами «у кого больше?», «на сколько?». Далее мы переходим к следующему этапу игры, развивающему правильную развернутую речь. Каждый должен перечислить какие пары он нашел например, «у меня слоны, у меня крокодилы» или усложняя «я нашла семью слонов, я нашла семью крокодилов». Затем мы предлагаем ребенку игру на классификацию, а именно разложить его карточки и выделить, например, хищников, травоядных. Если вы используете какое то другое мемо, например, «Флаги» можно предложить найти все флаги, в которых есть красный цвет и т.п.. И еще один этап игры мы предлагаем ребенку выбрать несколько понравившихся карточек от 4 до 8 в зависимости от уровня возможностей ребёнка, можно начинать с меньшего количества и постепенно со временем увеличивать количество карточек. Выкладываем карточки в ряд, называем их по порядку два - три раза, ребенок закрывает глаза, убираем одну из карт, а ребенок должен назвать какой карточки не хватает, если ребенок выполняет задание, то можно убрать все карты предложить восстановить прежний ряд в нужной последовательности.

Таким образом, можно использовать одно пособие как

- классическое мемо;

- лото;

- игру на запоминание;

-кто лишний?;

-игру на классификацию по какому либо признаку;

-игру на развитие развернутой речи;

-игру на знакомство с той или иной лексической темой;

В ходе игры важно соблюдать следующие рекомендации:

- говорите четко и спокойно;

- делайте паузы, не торопите, дайте ребенку время подумать, не спешите ему помогать;

- принимайте ребенка таким, какой он есть;

- поощряйте успехи, хвалите, поддерживайте;

- способствуйте повышению его самооценки;

- не предъявляйте ребенку повышенных требований, усложняйте игру постепенно;

- старайтесь делать замечания как можно реже;

- оставайтесь спокойными в любой ситуации.

С помощью одной игры мы можем развивать все когнитивные функции ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вашему вниманию представлены простые и полезные игры и упражнения, которые могут быть использованы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Элементы арттерапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В стаье подводятся некоторые итоги работы  с применением методовов арттерапии. Отечается положительное влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей с ОВЗ....

Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достиже...

Развитие семантической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития детей с граниченными возможностями выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности  в речевом общении. Это обус...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье описаны приемы развития памяти детей с УО в процессе учебной деятельности...

ПРОЕКТ «Развитие творческих и спортивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья "

Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья"

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития речи нахо...