“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”
материал
Обучение детей правилам поведения с помощью средств альтернативных коммуникаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_korrektsiya_povedeniya_s_pomoshchyu_alternativnyh_kommunikatsiy.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы
ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»
Доклад
«Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья»
Логопед высшей
квалификационной категории
Егорова Елена Сергеевна
Москва, 2021 г.
“Коррекция поведения с помощью средств альтернативной коммуникации у детей с ограниченными возможностям здоровья”
Альтернативная коммуникация, как эффективный способ развития навыков общения у детей с ОВЗ, прочно вошла в педагогическую практику работы дефектологов, логопедов и родителей. Действительно, метод оказался простым в использование. Каждый взрослый самостоятельно может составить альбом с карточками на разные бытовые темы, нужды ребенка, визуальное ежедневное расписание, определить желание ребенка, предпочтения в еде, игре, время препровождении. Огромную часть мира открыла ребенку альтернативная коммуникация: возможности выбрать, высказать собственное мнение, быть услышанным и понятым.
Но свобода в социуме – это всегда свобода в рамках правил и законов данного общества. Любой ребёнок, со сложности в обучении или нет, с самого раннего возраста воспитывается по правилам, которые сначала организует для него семья, затем школа, сверстники, сослуживцы на работе. И вот он уже сам передает “культурное наследие общества” своим детям.
Проблема поведенческого компонента развития личности особенно актуально для детей, имеющих ментальные и психические нарушения. Это связано с тем, что психика такого ребёнка по-другому воспринимает контакт с элементами окружающими ее, в том числе и с людьми. И в каждом ребенке они проявляются по-своему. Некоторые дети предпочитают уединения не вступают в игры, не хотят находится среди детей и взрослых, некоторые, наоборот, требуют постоянного внимания, проявляют агрессию, если это внимание не уделяют в должном, по их мнению, количестве. Реакция на похвалу, одобрение или замечание дети с ОВЗ так же воспринимают по-разному, от полного игнорирования индифферентности к высказыванию взрослого, до отчаяния, плача, нервного крика и даже неконтролируемой агрессии.
В учреждениях, в таких как наш центр “Сколковский”, воспитываются дети с различными ментальными нарушениями, поэтому задача создания комфортной среды для каждого ребенка – одна из приоритетных в работе специалистов, и одна из самых сложных. Если в центре еще возможно собрать группу детей с совместимым темпераментом, взаимными симпатиями и интересами, то в школе, на занятиях в кружках и секциях этого сделать практически невозможно. Поэтому учить детей “правилам поведения” можно и нужно.
В случае, когда ребенок не говорит, не всегда понимает (или не хочет понимать) обращенную речь, на помощь приходят средства альтернативной коммуникации. Специалисты нашего центра разработали пособие для коррекции поведения паттернов детей с нарушениями психического и ментального развития. Основная концепция данного пособия заключена в индивидуальных приемах работы с детьми. Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии живёт “здесь и сейчас”, поэтому каждый поступок в его поведение, хороший или нет, должен быть оценен немедленно, иначе связь с причиной и следствием будет безвозвратно утрачена.
Концепция данного пособия: каждый шаг, даже самый незначительный, замечен и имеет поощрение (как положительный, так и отрицательный). Если в обычных образовательных учреждениях воспитатели подробно рассказывают и показывают “что такое хорошо и что такое плохо”, наши дефектологи используют наглядно действенный метод.
Ребенок сразу видит результат своих стараний в поощрении. Действие становится мотивированным. Ребенку хочется повторять его еще и еще. А часто повторяющее действие в конечном итоге закрепляется в устойчивый паттерн поведения. Такое поведение, закрепленное в доме, может в дальнейшем использоваться ребенком даже неосознанно, в школе, в транспорте, в культурно-досуговых центрах и других общественных местах.
Пособие, которое создали наши специалисты предназначено для центров, в которых проживают дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Возрастных ограничений по данной программе не существует. Главным фактором является последовательность и регулярность. Пособие состоит из картинок по четырем блокам:
“Я утром и вечером”
“Я на занятиях”
“Я на прогулке”
“Я кушаю”
В каждом блоке предлагаются картинки с правилами поведения в конкретных жизненных ситуациях. Но акцент делается на совсем другое: от педагога требуется постоянная обратная реакция на поведение воспитанника.
Помимо карточек, обозначающих правильное или неправильное поведение в заданной ситуации на доске прикреплены фотографии самих воспитанников. За внимательную работу на занятии, старания, ответы на вопросы ребенок получает звезду, которая прикрепляется к его фотографии.
Если ребенок кричит, плачет, кусается, ему объясняют, что это неправильно, мешает другим и он получает отрицательный смайлик. Ребенку так же объясняют, если он устал или у него что-то болит, то можно выразить без деструктивных методов. Можно показать воспитателю картинку, лечь и отдохнуть рядом на диван или ковер, если болит – позвать медсестру.
Таким образом ребенок не только не срывает занятия педагога, он учится оценивать свое эмоциональное состояние и понимает, что его решение приводит к положительному результату: никто на него не кричит, не ругается, наоборот его понимают и жалеют.
Кстати, такой вариант уменьшает негативные психосоматическое симуляции детей.
Одной из важных составляющих пособия является карта “что будет”. Здесь в наглядной форме показаны последствия действий по заданным карточкам.
Поднял руку и ответил – звезда твоя
Внимательно слушал – тоже самое.
Укусил соседа – плохой смайлик
Устал – полежи.
Детям трудно усваивать причинно-следственные связи, данная подсказка помогает проследить и оценить действие самому ребенку, и возможно уже на этапе мотивации изменить поведение.
В процессе всего дня каждый ребенок набирает смайлики и звездочки. Воспитателю надо учитывать старания ребенка, если даже у него что-то не получилось, взрослый все равно поощрит звездочкой. Эффект наглядности играет определенную роль. Каждый видит на доске свои смайлики. Тут же играет роль и конкуренция, никто не хочет быть в аутсайдерах. По окончанию дня подводятся итоги. Детям объясняют, что хорошее поведение, помощь своим друзьям, труд по дому и на улице – это очень хорошее приятное занятие, и в конце за старания педагог поощряет ребенка.
Многие специалисты ведут споры, каким должно быть поощрение. Мы решили, что оно может быть всегда разным, но точно не съедобным. Воспитатель может обнять и поздравить ребенка, который сегодня отличился, дети могут поводить хоровод вокруг этого малыша, ребенок может взять “талисман группы” (например, игрушку) с собой в спальню или поставить ее себе на стол во время вечерней игры.
Ребенку можно доверить ответственное дело на следующий день, например вместе со взрослым подготовить материал для занятий, провести игру на улице и быть ее ведущим, и многое другое. Самое главное: ребенок чувствует, что хорошее поведение, старания, внимания и помощь ближнему приносят радость, ставят его на ступеньку выше тех воспитанников, которые не слушают воспитателя, бьют, кусаются, кричат. Это формирует в ребенке уверенность и позитивное восприятие действительности, которое помогает в дальнейшем не только общаться со сверстниками, но и легко адаптироваться в приемной семье, о чем каждый малыш мечтает больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инновационная деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья».
Статья размещена и на школьном сайте...
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Семинар по теме: «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья»
Разработка выступления на семинаре по теме «Игра, как средство развития когнитивных способностей детей с ограниченными возможности здоровья», проведенного в рамках недели методического объединени...
Упражнения по коррекции памяти и внимания на уроках математики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этой статье я сделала подборку упражнений по математике в разных классах, способствующих развитию и укреплению памяти у детей, испытывающих затруднения с запоминанием учебного материала в связи с ос...
Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устана...
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...