Анализ работы учителя математики
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
Анилиз работы за 2014-2015 учебный год по вступлению 5 класов в ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_stelmah.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы учителя (математики)
Стельмах Екатерины Александровны
МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»
2014-2015 учебный год
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Курс математики 5-6 классов важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений.
Стандарты второго поколения требуют формирования как предметных, так и метапредметных умений, что вполне реализуется через содержание учебного материала и практические задания в каждом разделе учебника «Математика. 5 класс» (авт. Г.К.Муравин, О.В. Муравина). Используемый учебник соответствует требованиям ФГОС. Он с одной стороны, сохранил подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы, а с другой стороны, приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Учебник художественно оформлен, многокрасочен, общая структура учебника позволяет обеспечить возможность уровневой дифференциации, организовать работу в группах и парах, предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов. Особенностью заданий учебника является то, что в нем нет типовых номеров на отработку того или иного математического навыка. Любое задание имеет свою индивидуальность каждое из них обучающимся нужно анализировать и находить верный путь решения.
Переход в 5 класс для любого ребенка – шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже вновь, как в раннем детстве, просыпается любопытство, стремление к исследованию незнакомой реальности. Известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. Поэтому исследовательская деятельность в математике представлена почти на каждом уроке при выполнении упражнений, которые в учебнике помечены соответствующим значком.
В комплекс входит электронное пособие, которое является хорошим подспорьем при обучении детей работе с тестами. Тестовая система формирует готовность школьника к успешному выполнению заданий при прохождении Государственной итоговой аттестации и при сдаче Единого государственного экзамена.
В пособие включены видеофрагменты с разбором некоторых заданий учебника.
Рабочей тетрадью, входящей в комплект в 5 классе мы не пользовались, но учитывая опыт нынешнего года, считаю, что работа с ней необходима, т.к. в ней сосредоточены типовые задания для приобретения навыка в решении определённых заданий программы.
Федеральные стандарты предполагают формирование УУД в деятельностном подходе. Не секрет, что многие ученики считают уроки математики скучными. И как учитель, любящий свой предмет, я должна была освоить новую организацию учебного труда на уроке, должна создать условия, побуждающие учащихся к активной, интенсивной деятельности в течение всего урока.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым в организации учебной деятельности, с моей точки зрения, является групповая технология:
во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Моей методической темой на 2014-2015 учебный год стала "Методика преподавания математики с использованием урочной организации работы обучающихся в группах, в парах, тройках, четверках".
Начала осваивать технологию с изучения литературы по этому вопросу прочла несколько методических статей : "Групповые формы организации деятельности учащихся, которые необходимы для учебного сотрудничества" Бакуриной Светланы Викторовны, «Организация групповой работы на уроках математики» Копытиной Елены Алексеевны, методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики " Шобоевой О.П. учителя математики.
Наиболее приемлемой, на мой взгляд, проверенной в течение года стала методика работы в группах сменного состава.
Осваивать эту методику мы начали с организации учебной деятельности в парах. При решении задач или примеров работа организуется следующим образом: каждому ребёнку в паре предлагается карточка с примерами или задачами, которая состоит из двух частей. Первая часть - задание - расположена на лицевой стороне, решение - на обороте карточки . Ученик, выполняющий решение задания, должен найти правильный ответ и объяснить партнеру как нужно решать. Если ученик не может выполнить задание, то разрешено посмотреть решение в своей карточке, затем объяснить его соседу. После решения и обсуждения заданий второй ученик становится учителем, а первый — учеником.
Через пару месяцев ребята научаются работать со своим соседом очень хорошо, начинаю использовать не статичную пару, а мобильную: учащиеся могут свободно перемещаться внутри каждого ряда и по классу (причем, один ряд фиксируется, а другой перемещается).
Получив конверт, каждый решает свою задачу. Затем ученики в парах меняются конвертами и решают задачу соседа. После этого проверяют друг у друга поочередно решения обеих задач. Затем сверяют свои решения с решением учителя, которое находится в конвертах. Таким образом, дети обучаются методу взаимопроверки и самопроверки.
При этом ученики разрабатывают разные способы решения, если таковые есть, и виды записи решения. Если задачи решены по-разному, каждый старается доказать правильность своего решения. Таким образом, учителем создаются условия для развития математического мышления и формирования коммуникативной компетенции ребёнка.
После проверки решения заданий пара распадается. Образовав новую пару, ученики сразу меняются конвертами и решают задачу соседа. Продолжается аналогичная работа. Если в контрольной карточке дается только одно решение задания, учащиеся получают возможность записать своё решение наравне с решением учителя.
Такая форма работы показывает учащимся, что они могут решать задачу различными способами, учит детей рассуждать, отстаивать свое мнение, правильность своего решения; обучение становится осознанным. Слабые ученики не боятся идти в пары к сильным ученикам, потому что они защищены тем, что в карточке уже есть решение задания, и это решение они уже обсуждали в предыдущих парах. Выслушав несколько раз, как решается трудная задача, ученик сам объясняет ход решения одноклассникам в следующих парах. И при многократном осмысленном повторении слабый ученик хорошо усваивает приемы решения заданий; у этих ребят постепенно вырабатывается математическое мышление.
После того как дети приобретут навык работы в парах с карточками, составленными учителем, даю возможность детям самим придумывать задания, и с ними работать в парах сменного состава (я такие задания часто задавала на дом). Дети хорошо справляются с такими заданиями. При взаимопроверке таких заданий формируется математическая зоркость и умение правильно оформлять свои задания, т.к. партнёр может обнаружить ошибку и исправить её.
И только после этого начинается работа собственно в группах (Эта работа в 5-х классах началась только в третьей четверти). Сначала состав этих групп определяла я сама. Один из первых уроков я попыталась сделать в технологии проектной задачи. Она заключалась в том, что учащиеся должны были помочь мне сделать ремонт класса. Каждой группе был дан чертеж двух стен класса со всеми измерениями и различные виды материалов с их стоимостью (обои, краска, ламинат и т.д.). Необходимо было рассчитать самый бюджетный вариант ремонта класса. Первый урок я провела в 5 Б классе ребята работали очень активно, не стеснялись задавали мне вопросы практически все группы справились с заданием, и в конце урока мы рассчитали ремонт всего класса. Затем такой же урок я проводила в 5 В классе. Ребята работали в группах неактивно, и к концу урока правильный расчет получила лишь одна группа. В 5 А классе в работу групп пришлось активно вмешиваться, так как на этом этапе им ещё нужна была помощь учителя. Таким образом расчет ремонта класса у нас получился.
Анализируя этот урок я поняла, что в 5 Б классе ребята готовы для работы в группах, и в дальнейшем я часто использовала на уроках эту форму,
определяя состав групп, учитывая лидера. Следующим этапом в этом классе стал свободный выбор состава групп (в игровой форме), но активность от этого не снижалась. В этом классе я использовала групповую форму работы и при решении проблемной ситуации в начале урока, и при закреплении изученного материала, и при повторении пройденного.
В 5 А классе я сама определяла состав групп иногда изменяя их состав, но лидерами в группах оставались неизменные учащиеся, даже если состав их групп менялся. По-другому пока в этом классе не получается.
В 5 В классе я решила сначала выявить лидеров, для этого объединяла обучающихся в малые группы по четыре или три человека, сидящих за соседними партами. Начала я с небольших заданий, например, с разрешение проблемной ситуации и определения цели урока, или решение некоторых заданий в группе. На этом этапе работа шла продуктивно.
В ходе наблюдения я выделила несколько лидеров и на одном из уроков повторения разделила класс на четыре группы для математической игры. Но работа в группах не получилась, т.к. дети не умеют договариваться, часто спорят, обвиняя друг друга, не могут прийти к компромиссу, в то время как другие – отмалчиваются и не работать вовсе. Пришлось вернуться к работе в парах, тройках и четверках.
Анализируя организацию работы в группах в течение учебного года во всех 5-х классах, могу сказать, что в 5Б классе можно в перспективе осваивать задания более высокого уровня, используя форму групповой работы. К сожалению, 5В и 5А классу эту форму работы придётся осваивать ещё в 6-м классе.
Даже при неидеальном результате работы в 5-х классах нынешнего учебного года в контексте организации групповой работы, уверена в её необходимости и важности для учебного процесса в основной школе по новым ФГОС, т.к.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе.
Преимущества групповой формы учебной работы:
- Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
- У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение (разные способы решения одной задачи).
- Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.
- Дети учатся общаться между собой и с учителем, овладевают коммуникативными навыками и умениями, осваивают технологию сотрудничества.
- Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы учителей математики, физики и информатики за 2011-2012уч. год
В работе приводится анализ учебной деятельности учителей математики, физики и информатики....
Анализ методической работы учителей математики, физики, информатики, технологии
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значит...
Анализ работы учителя математики 2013-2014г
Анализ работы учителя математики 2013-2014г...
План работы и анализ ММО учителей математики
Материал состоит из планирования работы ММО учителей математики и анализа работы за учебный год....
Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории
Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской
Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...
Анализ методической работы учителей математики
Анализ методической работы учителей математики...