Анализ работы учителя математики
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Анилиз работы за 2014-2015 учебный год  по вступлению 5 класов в ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_stelmah.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы учителя (математики)

 Стельмах Екатерины Александровны

МБОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

2014-2015 учебный год

   Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

   Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

        Курс математики 5-6 классов важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений.

        Стандарты второго поколения требуют формирования как предметных, так и метапредметных умений, что вполне реализуется через содержание учебного материала и практические задания в каждом разделе учебника «Математика. 5 класс» (авт. Г.К.Муравин, О.В. Муравина). Используемый учебник соответствует требованиям ФГОС. Он с одной стороны, сохранил подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшествующие годы, а с другой стороны, приведен в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Учебник художественно оформлен, многокрасочен, общая структура учебника позволяет обеспечить возможность уровневой дифференциации, организовать работу в группах и парах, предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов.  Особенностью заданий учебника является то, что в нем нет типовых номеров на отработку того или иного математического навыка. Любое задание имеет свою индивидуальность  каждое из них обучающимся нужно анализировать и находить верный путь решения.

          Переход в 5 класс для любого ребенка – шаг в неизведанное, в новую жизнь. На этом рубеже вновь, как в раннем детстве, просыпается любопытство, стремление к исследованию незнакомой реальности. Известно, что даже самое маленькое, но самостоятельное исследование способствует заметному росту интеллекта детей. Поэтому исследовательская деятельность в математике представлена почти на каждом уроке при выполнении упражнений, которые в учебнике помечены соответствующим значком.

В комплекс входит электронное пособие,  которое является хорошим подспорьем при обучении детей работе с тестами. Тестовая система формирует готовность школьника к успешному выполнению заданий при прохождении Государственной итоговой аттестации и при сдаче Единого государственного экзамена.

В пособие включены видеофрагменты с разбором некоторых заданий учебника.

Рабочей тетрадью, входящей в комплект  в 5 классе мы не пользовались, но учитывая опыт нынешнего года, считаю, что работа с ней необходима, т.к. в ней сосредоточены типовые задания для приобретения навыка в решении определённых заданий программы.

Федеральные стандарты предполагают формирование УУД  в деятельностном подходе.  Не секрет, что многие ученики считают уроки математики скучными. И как учитель, любящий свой предмет, я должна была освоить новую организацию учебного труда на уроке, должна создать условия, побуждающие учащихся к активной, интенсивной деятельности в течение всего урока.

     Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым в организации учебной деятельности, с моей точки зрения, является групповая технология:

во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот  тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

         Моей методической темой на 2014-2015 учебный год стала "Методика преподавания математики с использованием урочной организации работы обучающихся в группах, в парах, тройках, четверках".  

        Начала осваивать технологию с изучения литературы по этому вопросу прочла несколько методических статей : "Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества"  Бакуриной Светланы Викторовны, «Организация групповой работы на уроках математики» Копытиной Елены Алексеевны, методическое пособие "Работа в парах сменного состава на уроках математики " Шобоевой О.П. учителя математики.

Наиболее приемлемой, на мой взгляд, проверенной в течение года стала методика работы в группах сменного состава.

 Осваивать  эту методику  мы начали с организации учебной деятельности в парах. При решении задач или примеров работа организуется следующим образом:  каждому ребёнку  в паре предлагается карточка с примерами или задачами, которая состоит из двух частей. Первая часть -  задание -  расположена на лицевой стороне,  решение - на обороте карточки . Ученик, выполняющий решение задания, должен найти правильный ответ и объяснить партнеру как нужно решать. Если ученик не может выполнить задание, то разрешено посмотреть решение в своей карточке, затем объяснить его соседу. После решения и обсуждения заданий второй ученик становится учителем, а первый — учеником.

Через пару месяцев ребята научаются работать со своим соседом очень хорошо, начинаю использовать не статичную пару, а мобильную: учащиеся могут свободно перемещаться внутри каждого ряда и по классу (причем, один ряд фиксируется, а другой перемещается).

        Получив конверт, каждый решает свою задачу. Затем ученики в парах меняются конвертами и решают задачу соседа. После этого проверяют друг у друга поочередно решения обеих задач.  Затем сверяют свои решения с решением учителя, которое находится в конвертах. Таким образом, дети обучаются методу взаимопроверки и самопроверки.

При этом ученики разрабатывают разные способы решения, если таковые есть, и виды записи решения. Если задачи решены по-разному, каждый старается доказать правильность своего решения.  Таким образом, учителем создаются условия для  развития математического мышления и формирования коммуникативной компетенции ребёнка.

После проверки решения заданий пара распадается. Образовав новую пару, ученики сразу меняются конвертами и решают задачу соседа. Продолжается аналогичная работа. Если в контрольной карточке дается только одно решение задания, учащиеся получают возможность записать своё решение наравне с решением учителя.

      Такая форма работы показывает учащимся, что они могут решать задачу различными способами, учит детей рассуждать, отстаивать свое мнение, правильность своего решения; обучение становится осознанным. Слабые ученики не боятся идти в пары к сильным ученикам, потому что они защищены тем, что в карточке уже есть решение задания, и это решение они уже обсуждали в предыдущих парах. Выслушав несколько раз, как решается трудная задача, ученик сам объясняет ход решения одноклассникам в следующих парах. И при многократном осмысленном повторении слабый ученик хорошо усваивает приемы решения заданий; у этих ребят постепенно вырабатывается математическое мышление.

      После того как дети приобретут навык работы в парах с карточками, составленными учителем, даю возможность детям самим придумывать задания, и с ними работать в парах сменного состава (я такие задания часто задавала на дом). Дети хорошо справляются с такими заданиями. При взаимопроверке таких заданий формируется математическая зоркость и умение правильно оформлять свои задания,  т.к. партнёр может обнаружить ошибку и исправить её.  

И только после этого начинается работа собственно в группах (Эта работа в 5-х классах началась только в третьей четверти). Сначала состав этих групп определяла я сама.  Один из первых уроков я попыталась сделать в технологии проектной задачи. Она заключалась в том, что учащиеся должны были помочь мне сделать ремонт класса. Каждой группе был дан чертеж двух стен класса со всеми измерениями и различные виды материалов с их стоимостью (обои, краска, ламинат и т.д.). Необходимо было рассчитать самый бюджетный вариант ремонта класса. Первый урок я провела в 5 Б классе ребята работали очень активно, не стеснялись задавали мне вопросы практически все группы справились с заданием, и в конце урока мы рассчитали ремонт всего класса. Затем такой же урок  я проводила в 5 В классе. Ребята работали в группах неактивно,  и к концу урока правильный расчет получила лишь одна группа. В 5 А классе в работу групп пришлось активно вмешиваться, так как на этом этапе  им ещё нужна была помощь учителя. Таким образом расчет ремонта класса у нас получился.

          Анализируя этот урок я поняла, что в 5 Б классе ребята готовы для работы в группах,  и в дальнейшем я часто использовала на уроках эту форму,

определяя состав групп, учитывая лидера. Следующим этапом в этом классе стал свободный выбор состава групп (в игровой форме),  но активность от этого не снижалась.  В этом классе я использовала групповую форму работы и при решении проблемной ситуации в начале урока, и при закреплении изученного материала, и при повторении пройденного.

В 5 А классе я сама определяла состав групп иногда изменяя их состав, но лидерами в группах оставались неизменные учащиеся,  даже если состав их групп менялся.  По-другому пока в этом классе не получается.

              В 5 В классе я решила сначала выявить лидеров, для этого  объединяла обучающихся в малые группы по четыре или три человека, сидящих за соседними партами. Начала я с небольших заданий, например, с разрешение проблемной ситуации и определения цели  урока,  или решение некоторых заданий в группе. На этом этапе работа шла продуктивно.

В ходе наблюдения я выделила несколько лидеров и на одном из уроков повторения разделила класс на четыре группы для математической игры. Но работа в группах не получилась, т.к. дети не умеют договариваться,  часто спорят, обвиняя друг друга,  не могут прийти к компромиссу, в то время как  другие – отмалчиваются и не работать вовсе. Пришлось вернуться к работе в парах, тройках и четверках.

        Анализируя организацию работы в группах в течение учебного года во всех 5-х классах, могу сказать, что в 5Б классе можно в перспективе осваивать задания более высокого уровня, используя форму групповой работы. К сожалению, 5В и 5А классу эту форму работы придётся осваивать ещё в 6-м классе.

        Даже при неидеальном результате работы в 5-х классах нынешнего учебного года  в контексте организации групповой работы, уверена в её необходимости и важности для учебного процесса в основной школе по новым ФГОС, т.к.

Групповая форма обучения решает три основные задачи:

1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.

3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации  в сообществе.

  Преимущества групповой формы учебной работы:

  1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  2. У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение (разные способы решения одной задачи).
  3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.
  4. Дети учатся общаться между собой и с учителем, овладевают коммуникативными навыками и умениями, осваивают технологию сотрудничества.
  5. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы учителей математики, физики и информатики за 2011-2012уч. год

В работе приводится анализ учебной деятельности учителей математики, физики и информатики....

Анализ методической работы учителей математики, физики, информатики, технологии

    Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значит...

Анализ работы учителя математики 2013-2014г

Анализ работы учителя математики 2013-2014г...

План работы и анализ ММО учителей математики

Материал состоит из планирования работы ММО учителей математики и анализа работы за учебный год....

Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории

Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Анализ методической работы учителей математики

Анализ методической работы учителей математики...