Урок математики в 6 классе по теме: "Прямая и обратная пропорциональная зависимость"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Урок математики в 6 классе по теме: "Прямая и обратная пропорциональная зависимость" содержит интерактивную презентацию к уроку, конспект урока, технологическую карту урока, самоанализ урока. Данный урок разработан по ФГОС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 6-м классе
по теме «Прямая и обратная пропорциональная зависимость».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Выявляет уровень знаний. Создает проблемную ситуацию. | Выполняют устные задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | познавательные: анализ и классификация объектов регулятивные: целеполагание; определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
3 | Целеполагание и мотивация. | Активизирует знания учащихся. | Формулируют (уточняют) тему урока и учебную задачу. | регулятивные: целеполагание коммуникативные: постановка вопросов личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
4 | Введение новых знаний Построение проекта выхода из затруднения. | Организует учащихся на практическую работу по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (правило). | познавательные: построение логической цепи рассуждений регулятивные: саморегуляция коммуникативные: инициативное сотрудничество |
5 | Организация первичного закрепления. | Организует устную деятельность по применению новых знаний. | Решают устно задачи практической направленности. | личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли познавательные: умение анализировать регулятивные: контроль, оценка, коррекция коммуникативные: инициативное сотрудничество |
6 | Организация первичного контроля | Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. | Выполняют самостоятельную работу в парах. Осуществляют взаимопроверку, оценивая друг друга. | личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли познавательные: умение анализировать регулятивные: контроль, оценка, коррекция коммуникативные: умение работать в парах, умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Личностные: критичность мышления, интерес к учебному материалу Регулятивные: оценка-осознание качества и уровня усвоения |
8 | Информация о домашнем задании | Комментирует творческое домашнее задание | Записывают задания в дневник |
- Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. «Математика, 6», «Мнемозина», М. - 2011г.;
- А.С.Чесноков, К.И.Нешков «Дидактические материалы по математике, 6 класс», Москва, 1996 г.;
- Е.Ю.Беленкова, Е.А.Лебединцева «Математика, 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся», «Интеллект-Центр, М. – 2010 г.
- А.В.Шевкин «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов».
- nsportal.ru – социальная сеть работников образования
- http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей
Предварительный просмотр:
Урок математики в 6-м классе по теме
«Прямая и обратная пропорциональная зависимость»
Тип урока: введение новых знаний.
Результаты обучения:
Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.
Метапредметные: умение понимать и использовать взаимосвязь цены и стоимости, скорости и времени, количество объектов и время работы.
Предметные: научиться различать прямые и обратные зависимости и применять их при решении задач.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика 6-й класс» Н.Я.Виленкин, интерактивная доска, документ камера, раздаточный материал для самостоятельной работы, салат в салатнице, смайлики для самооценки и взаимооценки.
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости.
Начать урок я хочу с вопроса. Как вы думаете, какие пути могут привести к новым знаниям? (выслушиваются варианты ответов учеников). «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Пусть эти слова английского писателя Бернарда Шоу станут девизом сегодня на уроке.
УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Фронтальный опрос.
На наш урок я пришла не с пустыми руками, а приготовила очень вкусный салат «Оригинальный». (Салатница в руках).
Рецепт на интерактивной доске
Я хочу поделиться рецептом и с вами
1 порция болгарский перец — 50 г.
зелень — 30 г
мясо отварное — 70г.
огурец маринованный - 50 г.,
соль, майонез по вкусу
Замечательный рецепт. Могу ли я угостить вас всех?
Почему? А что же делать, если нам нужно две порции этого блюда?, три порции?, четыре порции?, половинку порции?
Вывод: Т.е. получается, что во сколько раз больше порций нам нужно, … (учащиеся продолжают)
а если порций нужно меньше в несколько раз, то …(учащиеся продолжают)
- Не спеша, не торопясь, приготовление салата занимало 18 минут. После того, как на Новый год мне подарили кухонный комбайн, скорость нарезки продуктов возросла в 2 раза. Как изменится время приготовления? Почему?
Изменение величин мы будем обозначать стрелками, направление стрелок будем указывать от меньшего к большему. В нашем случае сначала стрелки были одинаково направлены, затем противоположно направлены. Почему?
УУД:
познавательные: анализ и классификация объектов
регулятивные: целеполагание; определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить
коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
– итак, к какому выводу мы пришли? В одном случае, с увеличением (или уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз (стрелки одинаково направлены), а в другом случае с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз (стрелки противоположно направлены).
Как же назвать эти зависимости? (версии учащихся, которые с корректировкой учителя выводят тему урока).
- Итак, давайте попытаемся определить тему урока. (Прямая и обратная пропорциональная зависимость). Как видите, ребята, тема тесно связана с жизнью. Открыть доску с темой урока.
– Молодцы! Запишите тему урока в тетрадях. (Учитель открывает тему на доске.)
Фронтальный опрос:
- Исходя из темы, сформулируем учебную задачу урока (Чему должны научиться). Различать прямую и обратную зависимости, решать с их помощью задачи)
УУД:
регулятивные: целеполагание
коммуникативные: постановка вопросов
личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли
познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
4. Введение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Как вы поняли, что такое прямая зависимость?
Как вы поняли, что такое обратная зависимость? Если одна величина возрастает, то и другая возрастает, или одна убывает, то и другая тоже убывает в это же количество раз, то это прямая пропорциональность. Если одна величина возрастает, а другая наоборот убывает, или одна убывает и другая наоборот возрастает в это же количество раз, то это обратная пропорциональность.
А для чего мы изучаем эту тему? Где она может пригодиться в жизни?
Устная работа на определение зависимостей (презентация).
(установить являются ли величины прямо пропорциональными или обратно пропорциональными).
Вывод: не все зависимости являются прямо пропорциональными и обратно пропорциональными. Но все задачи связаны с жизнью.
Итог: Давайте, сформулируем чёткое определение прямой и обратной пропорциональной зависимостей.
Найдите определения в учебнике и прочитайте про себя.
Прямо-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз.
Обратно-пропорциональная зависимость – зависимость, в которой с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз.
УУД:
познавательные: построение логической цепи рассуждений
регулятивные: саморегуляция
коммуникативные: инициативное сотрудничество.
5. Физкультминутка
-Приглашаю вас отдохнуть, давайте все встанем. Наша зарядка будет связана с темой урока. Представляете, тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» нашла отражение и в устном народном творчестве. Итак, я буду читать пословицы и поговорки в которых звучат зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая- обе руки вверх (одинаково направленные стрелочки) и 2 хлопка над головой, если обратная- одна рука вверх, другая- вниз (стрелочки в разных направлениях) и 2 топа -двумя ножками. Ответы на счет три про себя. Готовы?
Чем выше пень, тем больше тень.
Чем больше народа, тем меньше кислорода.
Чаще счет, дольше дружба.
Как аукнется, так и откликнется.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Век живи, век учись.
6. Организация первичного контроля
Установление правильности и осознанности изучения темы
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
А сейчас работа в парах по карточкам на определение прямой и обратной пропорциональной зависимостей. Вам нужно написать во втором столбце: как изменится другая величина: возрастёт или уменьшится и во сколько раз, в третьем столбце поставить знак прямой или обратной зависимости.
Как только пара выполняет задание, они поднимают руки, взявшись за руки.
Проверить выполнение работы через документ камеру.
1 вариант
№ п/п | Условие задачи | Ответ (как изменится другая величина: возрастёт или уменьшится и во сколько раз?) | Поставить знак прямой или обратной зависимости или |
Две величины прямо пропорциональны. Одна из них: а) увеличилась в 12 раз б) уменьшилась в 2¼ раза | Как изменилась другая величина? | ||
Две величины обратно пропорциональны. Одна из них: а) уменьшилась в 4 раза б) увеличилась в 31/3 раза | Как изменилась другая величина? | ||
За несколько одинаковых карандашей заплатили 84 рубля. Сколько нужно заплатить за такие же карандаши, если их купили в 2 раза меньше? | |||
15 рабочих закончили отделку квартир в новом доме за 24 дня. За сколько дней выполнили бы эту работу 5 рабочих? | |||
Для того чтобы выкопать котлован под фундамент нового дома, 9 бульдозерам нужно 360 часов. Сколько нужно бульдозеров, что выполнить эту работу за 180 часов? |
2 вариант
№ п/п | Условие задачи | Ответ (как изменится другая величина: возрастёт или уменьшится и во сколько раз?) | Поставить знак прямой или обратной зависимости или |
Две величины прямо пропорциональны. Одна из них: а) увеличилась в 7¼ раза б) уменьшилась в 5 раз | Как изменилась другая величина? | ||
Две величины обратно пропорциональны. Одна из них: а) уменьшилась в 13 раз б) увеличилась в 51/8 раза | Как изменилась другая величина? | ||
За несколько одинаковых карандашей заплатили 84 рубля. Сколько нужно заплатить за такое же количество карандашей, каждый из которых стоит в 2 раза дороже? | |||
За каждый час велосипедист проезжает 12 км. Какой путь он проедет за 2 часа, за 4 часа? | |||
Из 84 килограмм яблок получают 28 литров яблочного сока. Сколько литров сока можно получить из 18 килограммов яблок? |
Проверяем. При проверке нужно ставить + в карточке, если проверяют ваш вариант.
Оцените свою работу в парах.
Поднимите руки учащиеся той пары, у которой все задания выполнены правильно.
Чья пара выполнила 4 задания? 3 задания? А какой паре ещё необходимо почитать учебник?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответстви. Намечают перспективу последующей работы
УУД:
личностные: критичность мышления, интерес к учебному материалу
регулятивные: оценка-осознание качества и уровня усвоения.
Итак ребята, какую учебную задачу мы сегодня ставили на уроке?
Научиться различать прямую и обратную пропорциональные зависимости, решать с их помощью задачи.
Научились ли вы различать прямую и обратную зависимость?
Какая зависимость называется прямо пропорциональная?
А какая зависимость называется обратно пропорциональная?
Пригодится ли эта вам эти знания в жизненных ситуациях?
У каждого из вас, друзья, на парте лежат по одному смайлику. Отдайте смайлик тому однокласснику, кто на ваш взгляд работал лучше: часто давал полные ответы, хорошо работал в паре и т.д. Вы можете этот знак оставить и себе, если считаете, что вы работали лучше всех.
Подведём итоги. Кого вы отметили как самого активного ученика? Выставление оценок.
Я желаю вам успехов в изучении математики, чтобы не попасть в такую ситуацию, в которую попал наш герой. (фрагмент мультфильма «Жадный богач»).
8. Информация о домашнем задании
УУД:
личностные: критичность мышления, интерес к учебному материалу
регулятивные: оценка-осознание качества и уровня усвоения
Творческое домашнее задание.
1. Придумать и записать в тетрадь по одной прямой, обратной пропорциональной зависимости, и зависимости, не являющейся ни той, ни другой.
2. Вместе с родителями по рецепту на 1 порцию приготовить салат на всю семью (по количеству членов семьи). Расчёты сделать в тетради. По желанию принести фотографию счастливой, сытой вашей семьи.
Салат «от Светланы Анатольевны»
1 порция болгарский перец
(желательно разных цветов)— 50 г.
зелень — 30 г
мясо отварное(говядина) — 70г.
огурец маринованный - 50 г.,
всё покрошить тонкой соломкой,
соль, майонез по вкусу
Приятного аппетита!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бернард Шоу
1 порция болгарский перец — 50 г. зелень — 30 г мясо отварное — 70г. огурец маринованный - 50 г 10 порций болгарский перец — г зелень — г мясо отварное — г огурец маринованный - г Производительность время
Порешаем?
Две величины называют прямо пропорциональными , если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз. Две величины называют обратно пропорциональными , если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз
Желаю вам успехов в изучении математики!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока математики в 6-м классе по теме
«Прямая и обратная пропорциональная зависимость».
Учитель: Михалева Светлана Анатольевна
Тема: “ Прямая и обратная пропорциональная зависимость ”
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные ресурсы: учебник «Математика 6-й класс» Н.Я.Виленкин, интерактивная доска, документ камера, раздаточный материал для самостоятельной работы, салат в салатнице, смайлики для самооценки и взаимооценки.
Цель урока: знакомство с прямой и обратной пропорциональной зависимостью.
Задачи:
Учебная: - формировать умения различать прямую и обратную пропорциональную зависимость;
- учить учащихся применять новый материал для решения жизненных задач.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду.
Развивающая: развивать навыки культурного взаимодействия участников образовательного процесса.
Формы и методы: фронтальная, работа в парах, самостоятельная; проблемный, частично-поисковый;
Технологии обучения: интерактивные, деятельностная.
Оборудование урока: классная интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация по теме «Прямая и обратная пропорциональная зависимость», документ камера , раздаточный материал.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: учащиеся овладеют новым теоретическим и практическим материалом; научатся применять его на практике в соответствии со знанием прямой и обратной пропорциональной зависимости;
личностные: учащиеся будут оценивать свои ответы и ответы одноклассников на уроке;
регулятивные: осуществление само и взаимоконтроля, оценки границ своего знания/незнания;
метапредметные: учащиеся научатся применять новые знания в жизни: взаимосвязь цены и стоимости, скорости и времени, количество объектов и время работы.
Структура урока соответствует заявленному типу.
Этапы урока: (представлены в технологической карте)
1. Самоопределение деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание и мотивация. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации).
4. Открытие новых знаний.
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа в парах со взаимопроверкой.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.
8. Постановка домашнего задания.
Урок проведен в 6 классе, в котором обучается 14 человек. На уроке присутствовали -10.
В начале урока класс продемонстрировал положительный настрой и готовность к работе на уроке.
Данный урок занимает первое место в серии уроков, направленных на изучение темы ««Прямая и обратная пропорциональная зависимость».
Урок имеет межпредметные связи с литературой, физикой, химией, экономикой.
Этап самоопределения деятельности переключил ребят на проблемную ситуацию с салатом, которую необходимо было решить. Это активизирует учащихся и приближает теоретический материал к решению практических жизненных задач. Дети с опорой на презентацию, сопровождающую урок, определяют для себя учебную задачу: различать прямую и обратную пропорциональную зависимость, решать с их помощью задачи.
Во время выполнения заданий на уроке, учащиеся решают задачи практической направленности на взаимосвязь цены и стоимости товара, скорости и времени, количество объектов и время работы, производительности работы и времени, массы вещества и процентным содержанием раствора. Через решение данных задач осуществляется личностно-ориентированный подход. Учащиеся учатся преобразовывать информацию с использованием символов (одинаково или противоположно направленные стрелочки).
Работа в парах использована на этапе организации первичного контроля. Это позволило быстро проверить уровень усвоения материала учащихся.
Я работаю по методической теме ««Информационные технологии в преподавании математики и информатики как средство развития одарённости учащихся», поэтому на уроке применялись ИКТ технологии: презентация и мультипликационный фильм. Интерактивные технологии, применённые на уроке соответствуют возрастным особенностям детей и позволяют максимально эффективно достигать поставленных целей и задач. Из технических средств использовалась интерактивная доска и документ камера.
Урок рассчитан на расширение жизненного кругозора учащихся, что способствует развитию мотивации изучения математики.
На каждом этапе урока формировались познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные УД (подробно представлены в технологической карте урока).
Проведенная рефлексия показала, что все учащиеся в меру своих сил старались справиться с заданиями; были активны на уроке, новая информация в основном усвоена.
Цель и задачи, поставленные на урок достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6-м классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" ( конспект+увлекательная презентация).
Урок +презентация. Физкультминутка....
Разработка урока в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимость"
Разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимость" к учебнику Л.Г. Петерсон "Математика -6 "...
Урок в 5 классе на тему "Прямые и косвенные дополнения"
Урок составлен с учётом требований ФГОС, здоровьесберегающих технрологий. Цель урока: формирование метапредметных УУД на уроке русского языка. По форме это урок - практикум с элементами игры. На преды...
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова"....
Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Прямая речь"
Данная презентация содержит интересный и занимательный материал по теме "Прямая речь"...
Урок алгебры 7 класс по теме «Прямая пропорциональность» с презентацией
Цели урока:Образовательные:· знакомство с прямой пропорциональностью и коэффициентом прямой пропорциональности;·...
методическая разработка по математике 2 класс по теме "Прямой угол" Школа России
методическая разработка по математике по теме "Прямой угол", 2 класс, Школа России...