Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слова". | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме:
«Прямое и переносное значения слова».
Тема: Прямое и переносное значения слова.
Цели урока:
- Дидактическая: знать о прямом и переносном значении слова, уметь различать их, употреблять в речи слова в переносном значении, находить и определять роль олицетворения.
- Развивающая: развитие речи, мышления, навыков выразительного чтения, самостоятельной работы со словарём, карточкой.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, любви к поэтическому слову, гордости за свой родной язык.
Оборудование: доска, тетради, ручки, учебники, словари, печатный текст, дидактический материал, рисунки, художественный текст (А. С. Пушкин «Сказки»).
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания упр. 323.
- С помощью чего выражена грамматическая связь между словами в словосочетаниях? (С помощью окончания и предлога.)
- Что имеется общего в лексических значениях слова хвост?
2. Записываются число, классная работа.
Учитель сообщает тему и содержание урока. На доске заранее записано предложение: Поэт С. Наровчатов писал Чем сложнее становилось человеческое общество, тем сложнее и богаче становился язык.
Прочитайте.
- Что это за предложение? Какую ошибку я допустила в нём? Исправьте её.
- Объясните, как вы понимаете это высказывание и написание безударной гласной в корне глагола.
- Подтвердите примерами, что словарный состав языка постоянно изменяется.
- В каком значении употреблено слово богаче? Выпишите из «Школьного толкового словаря» несколько примеров, доказывающих, что слово богатый – многозначное.
- Напоминаю, что разные лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд.
3. Объяснение нового материала.
- Тема нашего урока: прямое и переносное значения слова. Мы познакомимся с этими понятиями, научимся различать их, находить в тексте слова в переносном значении, узнаем, что такое олицетворение.
- Вспомните «Сказку о царе Салтане…». Кстати, кто её написал? Прослушайте данный отрывок в исполнении Олега и ответьте на вопрос: что значит в нём слово золотой? Учащийся читает отрывок:
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Слуги белку стерегут.
(Золотые скорлупки – это скорлупки из золота.)
- Прослушайте ещё отрывок из стихотворения И. Никитина:
Золотые нивы,
Гладь и блеск озёр,
Светлые заливы,
Без конца простор.
- Значение каких слов непонятно?
- Что значит золотые нивы?
(Похожие на цвет золота.)
- Здесь у слова золотые на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
-Вспомните выражения: у этого человека золотые руки, наша девочка – просто золото. Здесь сходство в оценке разных предметов – очень хороший.
- Употребление слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой. Слово метафора пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «перенесение, перенос».
- Запись в «Словарь трудных слов» метафора, метафорическая (фраза).
- На употреблении слов в переносном значении, то есть на метафоре, построены почти все загадки. Как рождаются метафоры? Как сочиняются загадки?
Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства и строится сравнение. В результате этого сравнения название одного предмета переносится на другой, то есть слово употребляется в переносном значении, рождается метафора или сочиняется загадка. Например, такая:
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
Показываются рисунки солнышка и подсолнуха.
- В загадке слово солнышко употреблено в переносном значении. Название одного предмета – солнце – перенесено на другой предмет, сходный с ним по цвету и форме.
4. Работа с учебником.
Чтение параграфа 54 на стр.139.
-Как происходит переносное значение с одного предмета на другой? (По сходству, если у предметов есть сходство.)
5. Закрепление материала.
А) Запишите в 2 столбика словосочетания, в один – с прямым, в другой – с переносным значением. Работа у доски: тяжёлый чемодан, тяжёлый характер, лёгкая работа, лёгкая рука, железный гвоздь, железная дисциплина, Чёрная речка, чёрная зависть.
Б) Чтение учителем стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает…». На партах лежат отпечатанные тексты.
- О чём это стихотворение?
- Учащиеся записывают словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении. Потом вслух по очереди зачитывают, что выписали.
- Обращаю внимание учащихся на то, что метафоры часто используют поэты и писатели, чтобы создать более живую, образную картину природы. Метафоры придают описанию природы особую выразительность, живость и яркость.
В) Запись под диктовку:
Котелок сердится и бормочет на огне. (К. Паустовский)
Котелок – маленький котёл, сосуд для варки пищи, для еды из него. (С. Ожегов)
- В каком предложении использована метафора?
Выводы по уроку:
-Что мы сегодня изучили на уроке?
-Что называется метафорой?
-Где она встречается?
-В случае затруднения определения значения слова к какому учебному пособию обратитесь?
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, 6 класс С.Тока "Шаагай" (отрывок из романа "Слово арата")
Ознакомление учащихся посредством игры (инсценирования эпизодов) с историей дореволюционной Тувы, с бытом и традициями тувинского народа, с образом жизни бедных и богатых людей того времени....
Урок русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"
Урок ознакомления с новым матермалом. (ФГОС)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему :"Прямое и переносное значение слова" (ФГОС)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему: "Прямое и переносное значение слов"....
урок по теме " Прямое и переносное значение слова" 5 класс
урок по ФГОС...
Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет.
Открытый урок 7 класс " С песней к Победе!" Непреходящее значение песен военных лет....
Открытый урок по теме "Прямое и переносное значение слова"
quot;Прямое и переносное значение слова"...
Урок русского языка в 5 классе Тема «Прямое и переносное значение слова»
Урок объясняет языковые явления, процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования слов с прямым и переносным значением,учит пользоваться толковым словарем...