элективный курс.10 класс.«Методы решения уравнений, неравенств и их систем».
элективный курс по алгебре (10 класс) на тему

Гогокина Ирина Николаевна

Углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gogokina_in-4.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

 «Методы решения уравнений, неравенств и их систем».

Номинация: углубление отдельных тем обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору

Составила:

 учитель математики

ГБОУСОШ №1

 г.Похвистнево

 Самарской области

Гогокина Ирина Николаевна.

Пояснительная записка

 

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 10 класса. Элективный курс направлен на углубление раздела «Уравнения ,неравенства и их системы.» и дает возможность удовлетворить в отдельных частях запрос на усвоение образовательных результатов конкретного раздела на более высоком уровне. Такой запрос зафиксирован у ___ % учеников – это те ученики, которые планируют использовать результаты ЕГЭ для поступления в ВУЗы.

Цели курса: научить решать учащихся уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности.

Планируемые образовательные результаты:

Учащийся:

1)решает рациональные уравнения ,неравенства и их системы повышенной сложности;

2)решает иррациональные уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности.

3)решает неравенства повышенной сложности, содержащие абсолютные величины. 

4)решает задачи на составление уравнений повышенной сложности.

Структура курса

Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов дисциплины «Математика»:

1.Уравнения и системы уравнений (7ч)

2.Неравенства и их системы (5ч).

3. Решение задач на составление уравнений (7ч).

В рамках основного курса учащиеся научились решать простые рациональные и иррациональные уравнения, неравенства и их системы.

Повышенная сложность вызвана тем, что при решении всех перечисленных типов уравнений и неравенств необходимо комбинировать простые алгоритмы решения.Учащиеся 10-х классов уже решают более простые уравнения ,входящие как составная часть в решение сложных, но в задачах повышенного уровня испытывают затруднения. Первой проблемой  является то, что  за нетрадиционной формулировкой этих задач учащимся часто не могут  увидеть типовые задачи, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. Вторая проблема  состоит в том , что в курсе программы  по алгебре 10-11-х классов практически не предусмотрены часы на решение текстовых задач повышенной сложности.  По этим причинам возникла необходимость более глубокого  решение текстовых задач. Поэтому в главе III «Решение задач на составление уравнений» предусмотрены только практические занятия на отработку знаний.

Для реализации данного курса используются различные формы организации занятий, такие как групповая, индивидуальная, работа в парах. Итоги реализации данной программы подводятся в форме «зачёта» на итоговом занятии.

                                            Тематическое планирование

I .Уравнения и системы уравнений

1)Способы приведения рациональных уравнений с помощью преобразований к линейным:

 1)освобождение рационального уравнения от знаменателей и переход к многочленам ;

2)замена переменной в уравнении.

2)Способы приведения иррациональных  уравнений с помощью преобразований к квадратным: 

1)переход к равносильной системе;

2)введение новой переменной;

3) использование свойства монотонности функций.

3)Практическая деятельность учащихся:

  • Приводят рациональные уравнения с помощью преобразований к линейным;
  • Приводят рациональные уравнения с помощью преобразование к квадратным;
  • Определяют наличие лишних корней в иррациональном уравнении;
  • Производят замену неизвестного и раскладывают на множители в уравнениях повышенной сложности;
  • Решают комбинированные системы уравнений.

 II. Неравенства и их системы

1)Способы преобразования систем уравнений:

1)прибавление к обеим частям одного уравнения соответствующих частей другого, умноженных на одно и то же число, не равное нулю;
2)перестановка уравнений местами;
3)удаление из системы уравнений, являющихся тождествами для всех х.

2)Способы преобразований неравенства и системы неравенств, содержащие абсолютные величины:

1)используя геометрический смысл;

2) возведение неравенства в квадрат;

3)с помощью двойного неравенства;

4)используя схематический набросок графика квадратной функции.

3)Практическая деятельность учащихся:

  • Приводят неравенства повышенного уровня  с помощью преобразований к линейным;
  • Решают неравенства и их системы, применяя различные способы  их решения;
  • Решают неравенства и системы неравенств, содержащие абсолютные величины.
  • Пользуются условиями равносильности при решении рациональных  неравенств и системы рациональных неравенств.

III. Решение задач на составление уравнений

Практическая деятельность учащихся:

1)Выбирают неизвестные в комбинированных задачах;

2)Составляют уравнения и системы уравнений по условиям задачи;

3)Решают задачи повышенного уровня;

4)Делают вывод о правильности решения.

Учебно-тематический план

 

Тема

Кол-во

 

 

всего

лекционные занятия

практические занятия

I. Уравнения и системы уравнений(7часов)

1-2

Рациональные уравнения, приводящиеся с помощью преобразований к линейным и квадратнымуравнениям

 

2

 

1

 

1

3-4

Иррациональные уравнения. Появление лишних корней

2

1

1

5

Замена неизвестного. Разложение на множители

1

1

6-7

Системы уравнений

2

2

II. Неравенства и их системы(5 часов)

8-10

Преобразования и решения неравенств и их систем

 

3

 

1

 

2

11-12

Неравенства и системы неравенств, содержащие абсолютные величины

 

2

 

1

 

1

III. Решение задач на составление уравнений(5 часов)

13

Выбор неизвестных.

1

1

14

Составление уравнений.

1

1

15-16

Решение системы или нахождение нужного неизвестного.

2

2

17

Итоговое занятие.Зачет.

1

1

 

ИТОГО

17

4

13

Критерии оценки планируемых образовательных результатов.

Критерии при выставлении оценок могут быть следующими:

«Зачет»- учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться с заданиями повышенной трудности; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.

«Незачет» учащийся  не освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться с заданиями повышенной трудности.

Литература для учителя:

1. Гомонов  С. А. Методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова  Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 -11 классы. Профильное обучение Элективные курсы. Москва. Дрофа 2006.

2. Элективный курс. Неравенства: через тернии к успеху. Алгебра 10 – 11 классы./ Составитель Ким Н. А. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007г.

3.  М.И. Сканави, Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование, Альянс-В, 2001.

4.Сергеев И.Н. Математика, учебное пособие, 2008г

Образцы учебных материалов и оценочных средств, используемые при реализации учебной программы.

Решите неравенство 


Решение

Данное неравенство эквивалентно системе неравенств:

 

 

Решим второе неравенство методом интервалов:

 

 

Отметим на прямой точки как показано на рисунке:

Учитывая неравенство  получаем решение: 

 

Ответ: 

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Обоснованно получен верный ответ.

2

Допущена единичная ошибка, возможно, приведшая к неверному ответу, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения.

1

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше.

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Элективный курс по теме " Решение  уравнений и неравенств с параметрами" позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче...

Элективный курс "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств" 11 класс

Настоящая программа составлена   для выпускников 11 класса и  рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).   Программа состо...

Элективный курс по теме "Решение уравнений и неравенств с параметром"

Данный курс позволит научиться решать линейные и квадратные  уравнения и неравенства с параметрами с помощью следующих методов и приёмов: графической интерпретации, расположения корней квад...

Элективный курс "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"

Элективный курс "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"...

Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений, неравенств и их систем" для 10 класса

Данный элективный  курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы.Программа элективного курса состоит из одного образовательного раздела  пр...

Рабочая программа элективного курса "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"

Рабочая программа элективного курса "Методы решения уравнений, неравенств и их систем"...

Элективный курс по математике «Решение уравнений, неравенств и их систем» для учащихся 11 класса

Представлен элективный курс по математике "Решение уравнений, неравенств и их систем" для учащихся 11 класса...