Конспект урока математики в 5 классе по теме: "Все о прямоугольнике."
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Соколова Мария Александровна

Цель урока: формирование представления о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2015_god_pryamougolnik.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме "Прямоугольник". 5-й класс

  • Соколова Мария Александровна, учитель математики

Разделы: Математика

Урок в 5 классе. Автор учебника И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.

Тема урока: «Прямоугольник» (первый урок).

Цель урока: формирование представления о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

(формирование познавательных УУД):

  • научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам. Решать задачи, используя свойства равновеликих фигур.

(формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Технологии: коз, критического мышления.

Организация деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • работают с текстом учебника;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно задачи;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация,

Оборудование:

  1. Математический текст (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике).
  2. Конверты у каждого из учащихся с набором различных фигур(шаблоны) для практической работы.
  3. Разноуровневые задания самостоятельной работы.
  4. Чертёжные инструменты.
  5. Учебник математики для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, изд-во Мнемозина, 2015.
  6. Наборы фигур.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый. 

Ход урока

1. Организационный момент.  

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Итак, начинаем наш урок.

2. Устный опрос. 

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни бумажек, ни ручек, ни мела!
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Задание для устного счета: слайды 1-6

  1. Найдите произведение 7 и 14. (98)
  2. Уменьшите 72 на 8. (64)
  3. Во сколько раз 200 меньше 600? (3)
  4. Выразите в сантиметрах 2 м 5 см. (205 см)
  5. Выразите в метрах 1 км 600 м. (1600 м)
  6. Выразите в сантиметрах 460 мм.  (46 см)
  7. К произведению 5 и 3 прибавить 8. (23)
  8. Сумма частного 12 и 4 и произведения 20 и 4. (83)
  9. Произведение 8 и разности 17 и 15.  (16)
  10. Найдите частное  56 и 7. (8)
  11.  Увеличьте 31 в 3 раза. (93)
  12. Число 200 уменьшить в 5 раз. (40)
  13. Какое число меньше 89,  но больше 87? (88)

П

Р

Я

М

О

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

3

8

16

23

40

46

64

83

88

93

98

205

1600

    Собрать цифры в порядке возрастания.
3. Объяснение нового материала.

-Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры )

http://pandia.ru/text/78/215/images/image001_211.gif

- Назовите их. Как одним словом их можно назвать? (Многоугольники).

А сейчас я загадаю вам загадку, и вы узнаете, о какой фигуре пойдет речь сегодня на уроке и назовете тему нашего урока. 

Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник).

– Вам знакома эта фигура? (прямоугольник)

Учитель переворачивает листочки с цифрами оборотной стороной и на доске появляется тема урока.

Тема урока (записать в тетрадь): Прямоугольник.

Такая фигура как прямоугольник очень широко встречается в современной жизни. Можете назвать где? Это и земельные участки, площадь и периметр которых необходимо уметь находить. В квартирах стены, потолок и пол также имеют форму прямоугольника. Чтобы постелить линолеум, обклеить стены обоями, положить плитку вам, конечно, пригодятся знания и умения, которые вы получите по этой теме. 

а) Работа с математическим текстом (на каждой парте лежит текст о прямоугольнике) – приложение

Задание: Прочитайте внимательно данный материал, отметьте карандашом по тексту то, что вам уже известно и новое понятие (диагональ) и подчеркните его.

Приложение текст

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами: А, В, С, Д. Сам прямоугольник можно назвать четырьмя способами: АВСД, ВСДА, СДАВ, ДАВС.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон: АВ=ДС, АД=ВС.

Периметр прямоугольника находится по формуле: Р = 2·(а+в).

Площадь прямоугольника находится по формуле: S = а·в, где а и в – стороны прямоугольника.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

б) Расскажите о прямоугольнике все, что вы знаете. (В этом вам помогут вопросы и задания на странице 57.) Учебник

http://pandia.ru/text/78/215/images/image002_178.gif

В каких единицах измеряют площадь?

И важно помнить!! 

  • Длина и ширина должна быть выражена в одинаковых единицах измерения.
  • Если длина и ширина фигуры выражены в разных единицах , то их надо выразить в одних единицах.

Если длина и ширина выражены в сантиметрах (см) , то площадь будет выражена в квадратных сантиметрах(кв. см) и т. д.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

Постарайтесь объяснить. Что такое площадь?

Рис 37 учебника.

Определение в учебнике.

4. Закрепление нового материала.

1.Практическая работа

Задание1: (Используются прямоугольники из раздаточного материала).

Сделав необходимые измерения, найти периметр и площадь прямоугольника.

( Результаты измерений записываются на обратной стороне шаблона. Шаблоны подписываются и сдаются учителю на проверку ).

Задание 2:

Начертите у себя прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см. Обозначьте его. Найдите его площадь и периметр. Назовите ответ.

2. Задача. Найти площадь и периметр фигуры, изображенной на доске. Найдите разные способы.

http://pandia.ru/text/78/215/images/image003_135.gif

http://pandia.ru/text/78/215/images/image004_102.gif

2. Самостоятельная групповая работа  ( двух уровней на выборс последующей проверкой по готовым решениям. Определите для себя какие задания вы выбираете по сложности

http://festival.1september.ru/articles/647901/1.gif

Ключ http://festival.1september.ru/articles/647901/2.gif

Проверь и оцени знания усвоенные соседом.

Какой сделаем вывод?

Вывод (дети делают самостоятельно) 

5. Физкультминутка.

Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок. 
(потягивание, руки вверх)
Мы попрыгаем немного.
 (прыжки на месте)
И пройдемся по дороге.
 (ходьба на месте)
За столы садимся дружно – 
-Нам теперь учиться нужно.

6. Работа в группах.

Группа I

Правила работы в группах

  • Активно участвуй в совместной работе.
  • Внимательно выслушивай собеседника.
  • Не перебивай товарища, пока он не закончит свой рассказ.
  • Выскажи свою точку зрения по данному вопросу, будь при этом вежлив.
  • Не смейся над чужими недостатками и ошибками, но тактично укажи на них.
  • Поблагодари партнеров за совместную работу.

На партах фигуры. Найти площадь и периметр, сделав необходимые измерения (приложение 2)

Проверить несколько групп.

Фигуры у всех разные, но есть фигуры, у которых одинаковые площади.

7. Запись домашнего задания.

Стр.57, № 194(а), № 203(г). 

Найти определение равных и равновеликих фигур (ссылка на электронный дневник) или в интернете. Привести примеры.

Учитель: Проверим, как вы поняли новый материал.

Графический диктант (^ – да, – нет)

Да - красный прямоугольник,  нет – желтый.

  • Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором все углы прямые
  • Смежные стороны прямоугольника – это длина и ширина.
  • Периметр – это произведение сторон прямоугольника.
  • Диагональ – это отрезок, соединяющий две противоположные вершины прямоугольника.
  • Площадь прямоугольника равна произведению всех его сторон.
  • Квадрат это прямоугольник с равными сторонами.

ключ ^^-^-^

8. Итоги урока.

Учитель:

– О какой геометрической фигуре шел разговор на уроке?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что нужно знать, чтобы найти периметр и площадь прямоугольника?

– Что на уроке было самым сложным, простым?

http://festival.1september.ru/articles/647901/3.gif

Рефлексия «Букет настроения» 

А теперь давайте составим букет настроения. Красный цветок – урок был интересен, узнал что-то новое, полезное. Синий – на уроке было скучно, ничего нового и полезного вы не узнали.

9. Оценивание. Выставление оценок.

Кто работал лучше всех?

Учитель: 

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"

Урок закреплени знаний с применением ЭОР....

Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"

Урок изучение нового материала с применением ЭОР...

конспект урока математики 6 класс на тему "Решение примеров на сложение чисел"

Разработка урока по математике для 6 класса на тему "Решение примеров на сложение чисел"....

Конспект урока математики 6 класс на тему "Осевая симметрия."

Приведен конспект урокана тему "Осевая симметрия" . Это первый урок на данную тему. Содержит один из вариантов преодавания данной темы...

Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"

Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...

Конспект урока математики 6 класс по теме:"Уравнения"

Первый урок по теме "Уравнения" по учебнику Мерзляк А.Г., ПолонскийВ.П., Якир М.С....