Урок математики в 6 классе Тема: «Православный храм-конструкция и гармония».
план-конспект занятия по алгебре (6 класс) на тему

Ефремова Ксения Артуровна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon efremova_k.a.zip2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  в 6 классе

Тема: «Православный храм-конструкция и гармония».

Учитель: Ефремова К.А.

МОУ «Лицей №22»

Цели:

1) Познакомить учащихся с символикой православного храма.

2) Воспитывать патриотические чувства на примере исторического прошлого русского народа, памятников культуры.

 3)Повторить, закрепить и обобщить знания о симметрии, пропорции.

4)Проведение исследовательской работы по изучению явлений симметрии в  архитектуре храма.

5) Воспитывать патриотические чувства на примере исторического прошлого русского народа, памятников культуры.

Оборудование:

 мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Продолжительность урока: 45 минут.

План урока:

1. Организационная часть.

2 .Устная работа с классом.

3. Сообщение учебного материала:

1) значение слов «храм», «собор», «церковь».

2) история создания храмов

3) устройство купольного храма.

4.Физкультминутка

5.Закрепление темы:

Решение задач на тему симметрия и пропорция.

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Проверьте готовность к уроку.

 Учитель  (показ презентации)

Тема нашего урока «Православный храм-конструкция и гармония».

Мы узнаем:

1. Что такое  храм, собор и церковь.

2.Познакомимся с историей их создания.

3.Вспомним понятия симметрия и пропорция.

3.Решим задачи на темы симметрия и пропорция.

2. Но начнем мы свою работу с устного счета:

№1Вычислить:

А) 3,6 - (-4,21) = 7,81

Б) - 21 + 8,26 = -12,74

В) - 37,5 - 2,91 = -40,41

Г)  - () = 1,3

Д)  - 23  + ( - 5) = -28

№2 2. Найдите расстояние между точками:

А) А(-34) и В(1) 

Б) С(12,1) и М(-3,53)

В) Н(-9,27)  и  Е(-65,3)

3. Сообщение учебного материала:

Храм  – это культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Храмом можно назвать и христианскую церковь, и мусульманскую мечеть, и буддийский храм.

Итак, храмом на Руси называют  здание церкви.

Чем же здание церкви -  храм - отличается от собора?

(Собор – это главный храм города или монастыря, где богослужение проводит Высшее духовное лицо.)

В центре любого  города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили храм.

Жители всей округи собирались на церковные службы (отсюда и слово «собор»), здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города и его князя.

Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства.

Храм-здание, в котором происходят религиозные обряды: венчания, крещения, отпевания. Приходят верующие с целью душевного исцеления. В соборах русские воины давали клятву, уходя в бой, защищать Родину. Обращаются в храмы и в радости и в горе.

Православный храм своим силуэтом напоминает горящую свечу, символизируя пламенность молитвы человека, обращенной к Богу. Строение храма выражает единство мира земного (кубическое основание) и небесного (купола, взмывшие ввысь).

Сначала для строительства храмов приглашали мастеров из Византии, но вскоре появились и свои архитекторы и строители, ведь храмов потребовалось так много, что нужно было срочно осваивать новое дело своими силами.

Части храма: основание, барабан и купол.

Одной из основных характеристик архитектурной композиции храмов является симметрия. Слово “симметрия” в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

Вопросы ученикам:

1. С какими видами симметрии мы знакомы? (осевая и центральная симметрия)

2.Чем отличаются эти виды симметрии? (осевая симметрия-симметрия относительно оси, центральная симметрия – симметрия относительно точки).

3.Какие точки называются центрально симметричными? ( Точки, расположенные на одной прямой, проходящей через центр симметрии, на равных расстояниях от этого центра.)

4. Какие фигуры называются симметричными относительно некоторой точки? (Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре.)

5.Назовите фигуры имеющие центр симметрии. ( правильный треугольник, отрезок, правильный шестиугольник, квадрат, прямоугольник…)

6.Какие точки называют симметричными относительно прямой? ( Точки, расположенные на перпендикуляре к этой прямой на равных расстояниях от этой прямой.)

7.Какие фигуры называются симметричными относительно некоторой прямой? ( Фигуры которые можно перегнуть по этой прямой и их половинки совпадут.

Или

Фигура называется симметричной относительно прямой, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно этой прямой  также принадлежит этой фигуре.)

8. Назовите геометрические фигуры симметричные относительно некоторой оси (квадрат, прямоугольник, равнобедренный и равносторонний треугольник, круг)

9.Теперь определить вид симметрии у храмов? (Осевая симметрия, центральная.)

Возводились церковные здания из дерева, камня и кирпича. Издавна в России строительным материалом служил лес, из него возводились все жилые и хозяйственные постройки, оборонительные сооружения.

В древности и храмы были деревянными, но потом по традиции, перенятой у Византии, их стали строить из камня, который был намного прочнее и долговечнее дерева, не боялся пожаров, бывших в те времена обычным явлением.

Несмотря на всю тяжеловесность строительного материала, зодчие православных храмов добивались удивительной легкости своих творений, устремленных ввысь.

Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, шлемовидный купол горит золотом.

Храмы бывают   шатровые и купольные.

Шатровые храмы — особый архитектурный тип. Они  бывают деревянными и каменными.  Вместо купола здание храма завершается шатром.

 Мы рассмотрим устройство купольного храма.

Устройство купольного храма:

  • Основание – кубическое.
  • Главным входом в собор служит – паперть, боковые двери называются – порталом.
  • Стены собора имеют очень мало окошек, похожих на узкие щели. Зато внутри помещения - свет льётся из-под купола – сверху, т.е. это свет, идущий с небес!
  • Главным украшением собора являются купола. Каждый купол стоит на барабане.
  •  Главную роль в композиции храма играет центральный купол. На его острие  – круглое «яблочко» с которого возвышается крест.

            Красой он чудною сияет,

Где жизни цель, конец пути, -

То крест Христов; он озаряет,

Чтоб не во мраке нам идти.

Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия.

Еще одна из основных характеристик архитектурной композиции храмов является пропорциональность. Пропорция в архитектуре - соразмерность элементов, система отношений частей сооружения между собой и с целым, придающие произведению архитектуры гармоничность целостность и художественная завершенность.

Вопросы ученикам:

1.Что называют пропорцией в математике? (Равенство двух отношений.)

2.Запишите пропорцию с помощью букв (a : b = c : d или http://festival.1september.ru/articles/605844/1.gif).

3.Прочитайте пропорцию.

4.Назовите основное свойство пропорции. (Произведение крайних равно произведению средних членов.)

5.Показать крайние и средние члены пропорции.

Оказывается среди пропорций особенно привлекательных для глаза, наиболее известная «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»

  • Историческая справка:

Золотое сечение – это такое сочетание пропорций, при котором наиболее гармоничными, красивыми кажутся нам здания, скульптуры, другие изделия и даже музыка. Пропорции эти подбираются не только по интуиции, их можно рассчитать.

Термин «Золотое сечение» впервые применил великий художник и инженер Леонардо да Винчи, изучавший и восхвалявший золотую пропорцию на протяжении всей своей жизни.

Золотое сечение, деление отрезка в крайнем и среднем отношении – это деление отрезка на две неравные части, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей, т.е. с:b=b:(c-b). 

Если взять строение, например, храм, построенный по принципу золотого сечения, то при его высоте скажем 10 метров, высота барабана с куполом будут равны 3,82 м, а высота основания строения будет 6,18 м.

Храм Василия Блаженного на Красной площади. Храм этот особенный; он отличается удивительным разнообразием форм и деталей, красочных покрытий; ему нет равных в нашей стране. Архитектурное убранство всего собора продиктовано определенной логикой и последовательностью развития форм. Исследуя его, пришли к выводу о преобладании в нем ряда золотого сечения. Если принять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения.

4. Физкультминутка «Симметричные рисунки» :
Нарисовать в воздухе обеими руками симметричные рисунки. 

Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

  • Одна глава знаменует единство Бога.
  • Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
  • Три главы знаменуют Святую Троицу.
  • Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
  • Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов
  • Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
  • Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Цвет купола тоже символичен:

  • золотой - символ небесной славы,храм посвящен Христу
  • Голубые и синие – Пресвятой Богородице
  • Зеленые купола посвящались Троице и символизировали Святой Дух
  • Серебряные купола -  посвящались святым.

5.Закрепление темы:

1Начертите треугольник АВС и постройте фигуру симметричную этому треугольнику относительно его вершины – точки С.

№2 Начертите треугольник АВС и постройте фигуру симметричную этому треугольнику относительно стороны АС.

№3Решить пропорции

А)

Б)

В)

Г)

№4 Решить пропорции (самостоятельно).

А)

Б)

6.  Подведение итогов урока (выставление оценок).

7.Домашнее задание:

№1 Придумайте рисунок, иллюстрирующий осевую симметрию и изобразите его на отдельном листе.

№1019 (б,в)

№1029 в

Урок закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Конспект и презентация к уроку математики по теме "Площадь треугольника" к учебнику С.А. Козловой Математика, 5 класс

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию к уроку математики по теме "Площадь треугольника", а так же тест по изученному материалу....

Урок математики по теме "Масштаб", 6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г. Петерсон.

Урок математики по теме "Масштаб",  6 класс. Первый урок в теме. Учебник Л.Г.  Петерсон....

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Урок в 11 классе по теме: Формирование познавательной рефлексии и действия смыслообразования учащихся на уроке математики по теме «Показательная функция, ее свойства и график» по учебнику А.Г. Мордковичтся первым в данной теме.

Тема «Показательная функция, ее свойства и график» изучается в разделе «Показательная и логарифмическая функции», на изучение которого запланировано 28 часов.  По тематическому планированию это п...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...