«Теорема Виета»
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Цели: Образовательные: • ввести теорему Виета; • закрепить знания учащихся о квадратных уравнениях; Развивающие: • способствовать развитию логического мышления, внимания; • выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов; Воспитательные: • воспитание самостоятельности, воли, умения доводить начатое до конца, преодолевать трудности; • формировать творческую активность, аккуратность, дисциплину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_algebry_po_teme.docx | 25.41 КБ |
otkr_urok_teorema_vieta.ppt | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры 8 класс
по теме «Теорема Виета»
Автор: Зайцева М.В.
Цели:
Образовательные:
- ввести теорему Виета;
- закрепить знания учащихся о квадратных уравнениях;
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, внимания;
- выработке у учащихся желания и потребности обобщения изучаемых фактов;
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, воли, умения доводить начатое до конца, преодолевать трудности;
- формировать творческую активность, аккуратность, дисциплину.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме урока, презентация ученическая с историческим материалом, карточки с заданиями разного уровня для исследовательской работы, карточки с текстом самостоятельной работы, бланки с телеграммой.
Подготовка кабинета: проверить освещение, проветривание кабинета. Настроить проектор, подготовить доску.
Ход урока
I Организационный момент.
Учитель знакомит учащихся с темой урока и планом работы (слайды 1, 2).
II Актуализация знаний. Устная работа (слайд 3)
Вопросы к классу:
Какое уравнение называется квадратным?
Каков общий вид имеет квадратное уравнение?
а) ах2 + с = 0;
б) ах2 + bх+с=0;
в) х2 +pх+q=0.
- Какое уравнение называется неполным? Какое приведённым?
- Что называют дискриминантом квадратного уравнения?
- Назовите формулу корней квадратного уравнения.
- Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- выявление факта выполнения домашнего задания;
- выявление причин невыполнения задания.
III Проверка выполнения домашнего задания (слайд 4) Проверяем домашнюю работу следующим образом:
Замените целые корни уравнений 1) 5х2-18х+16=0, 2) 8х2+х-75==0, 3) 4х2+7х+3=0,
4) х2-х-56+0, 5) х2-х-1=0 на соответствующие буквы и отгадайте фамилию ученого, французского математика.
и | н | в | е | т |
3 | 1 | 2 | -1 | 8 |
(Виет).
Историческая справка. «Франсуа Виет - французский математик». (слайд 5)
Физминутка. Упражнения на подвижность глаз. 1) вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 5) на экране изображение спирали, предлагается глазами “нарисовать” эту фигуру несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
IV Исследовательская работа.
Решим уравнение: х2- 7х +10 = 0 (слайд 6)
(слайд 7) Как называется квадратное уравнение такого вида?
Приведенное
Чему равна сумма и произведение корней данного уравнения?
5+2=7 и 5*2=10
Сравните полученные ответы с видом уравнения и сделайте выводы.
Давайте проверим, все ли квадратные уравнения обладают таким свойством. Для этого проведём исследовательскую работу.
Работа проводится по карточкам, содержащим задания разного уровня:
Уровень 1
1. Решите уравнения:
- х2 – 7х + 10 = 0,
- х2 + 2х – 8 = 0
- х2 – 9х + 20 = 0.
Найдите сумму и произведение корней каждого из уравнений.
Уровень 2
1. Решите уравнения:
- - х2 + 15х + 16 = 0
- х2 – 9 = 0
- х2 – 7х = 0
Найдите сумму и произведение корней каждого из уравнений.
Уровень 3
1. Решите уравнения:
- 5х2 + 12х + 7 = 0
- - 5х2 + 11х – 2 = 0
- х2 – 19 = 0
Найдите сумму и произведение корней каждого из уравнений.
Выводы по результатам исследовательской работы.
Обратите внимание на полученные результаты и сравните с коэффициентами квадратного уравнения. Учащиеся делают выводы, сравнивая результаты (слайд 8).
1 группа ребят:
- Сумма корней уравнения равна 2 коэффициенту, взятому с противоположным знаком. А произведение равно свободному члену.
2 группа ребят:
- 1 коэффициент – 1 , сумма корней квадратного уравнения равна 2 коэффициенту, а произведение свободному члену, взятому с противоположным знаком.
3 группа ребят:
- Сумма корней равна частному от деления второго коэффициента на первый с противоположным знаком, произведение частному от деления свободного члена на первый коэффициент.
Учитель делает вывод: Мы с вами вывели теорему Виета. Сумма корней приведённого квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену (слайд 9). (Доказательство разобрать дома.)
Справедливо и обратное утверждение. Давайте попробуем сформулировать эту теорему.
Если числа m и n таковы, что их сумма равна –p, а их произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения х2+pх+q=0 (слайд 10). (Доказательство разобрать дома.)
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
- Упражнение выполняется, сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.
- Упражнение выполняется, сидя на стуле или стоя. Руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4 – 6 раз в быстром темпе.
- Упражнение выполняется, сидя на стуле или стоя. Руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - занять исходное положение. То же налево. Упражнение повторить 6 - 8 раз в медленном темпе.
V Закрепление полученных знаний (слайд11)
1. Назовите сумму и произведение корней квадратного уравнения (устно):
- х2 + х – 56 = 0
- х2 – 19х + 88 = 0
- 3х2 – 4х – 4 = 0
2. Запишите квадратное уравнение, корни которого равны: а) 2 и 5, б) – 1 и 3.
3. Разбор и решение на доске задание слайда 12.
4. Найдите подбором корни квадратного уравнения: (слайд 13) Решение на доске.
- х2 – 9х + 20 = 0
- х2 + 11х – 12 = 0
5. Выполните задания № 578 и № 579.
VI Самостоятельная работа (слайд 14)
1. Найдите подбором корни квадратного уравнения:
- х2 – 17х + 42 = 0
- х2 + 8х + 15 = 0
- х2 – 11х – 80 = 0
2. Один из корней квадратного уравнения равен –3. Найдите второй корень и неизвестный коэффициент.
- х2 – 5х + q = 0
- х2 + pх + 18 = 0
Выполняется взаимопроверка. (Слайд 15) Тетради сдаются учителю на проверку в конце урока.
VI I Задание на дом (слайд 16)
п.24, № 576(г), 580, 588. П.23 правила выучить.
VI I I Итог урока. Практическая значимость изученного на уроке.
Рефлексия – написать телеграмму учителю из 6,7 слов по поводу урока, трудностей, успехов. Оценить результат своей работы на уроке (слайд 17).
Желаю успехов в учёбе! (слайд 18)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"
Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...
Квадратные уравнения. Теорема Виета
Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...
Тема урока: Теорема Виета
Презентация к уроку....
Теорема Виета
Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала...
Тренажёр по «Теореме Виета»
Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....
Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс
На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....