Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Цели урока:
1. Образовательные:
- повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»
- закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях
- проверить и скорректировать уровень знаний и умений учащихся по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
2. Развивающие:
- познакомиться с историческими сведениями по теме
- расширить представление о сфере применения знаний по теме
- продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля
3. Воспитательные:
- воспитывать мыслительную активность, самостоятельность
- воспитать прилежность и трудолюбие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_sistem_neravenstv.doc | 85.5 КБ |
pomoshchnitsa.doc | 65.5 КБ |
matematicheskiy_diktant.doc | 23.5 КБ |
list_uchyota_znaniy_na_uroke.doc | 32.5 КБ |
znaki_neravenstv.pptx | 126.2 КБ |
reshenie_neravenstv.pptx | 58.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»
Оборудование:
- Учебник : автор Ю.Н.Макарычев «Алгебра 8»
- компьютер, мультимедиапроектор , карточка учета результатов деятельности ,карточки с таблицей проверки .
Цели урока:
1. Образовательные:
- повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»
- закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях
- проверить и скорректировать уровень знаний и умений учащихся по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной»
2. Развивающие:
- познакомиться с историческими сведениями по теме
- расширить представление о сфере применения знаний по теме
- продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля
3. Воспитательные:
- воспитывать мыслительную активность, самостоятельность
- воспитать прилежность и трудолюбие
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Просмотр видеофильма по теме «День Земли»-2мин.
2.Краткое сообщение о том ,что 22 апреля отмечается День Земли.
Известно, что День Земли также отмечается в марте, но это 2 совершенно разных праздника. День Земли, проводимый 22 апреля, призван объединить человечество в борьбе за защиту окружающей среды. Дата для праздника выбрана в честь того, что 22 апреля 1970 года в США прошла первая акция, посвященная Дню Земли. По традиции в этот день все люди, которые хотят принять участие в озеленении своих городов и их уборке, принимают участие в различных экологических мероприятиях. Также проводятся тематические лекции, различные конкурсные программы. Отдельное внимание уделяется просвещению молодого поколения и формирования у него бережного отношения к окружающему миру.
3.стихотворение С. Михалкова «Стон Земли»
Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И язвы травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его поземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь люди! Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
II Слово учителя. Заботиться о природе легко. Гораздо сложнее выработать привычку жить в стиле ЭКО . Экономь воду и электроэнергию ,сортируй мусор ,не сори .Начни прямо сейчас .Даже небольшие изменения в повседневной жизни могут принести заметную пользу как природе ,так и семейному бюджету .Закрывай кран ,когда чистишь зубы . Экономия более 4000 литров воды в год. Почини подтекающий кран .Экономия больше 15000 литров в год. Принимай душ 10 минут ,а не 20. Экономия больше 5000 литров воды в год .Посчитайте ,сколько воды может сберечь семья из трёх человек !!!
III. Постановка цели урока.
Вопрос к ученикам «Какие цели вы ставили перед собой ,когда шли сегодня на урок?»
*ответы записываются на цветные ленточки ,которые прикрепляем на дерево жизни. Плакат заранее подготовила группа учащихся.
VI. Устный счет. Презентация
V. Математический диктант (работа в парах ,взаимопроверка) .
Оценивание результатов.
Математический диктант
- Как правильно продолжить фразу: «Если a
- Как правильно продолжить фразу: «Если a
- Если a
- Если a
- Если a
- Если a, b, c, d – положительны и a
- Продолжить фразу: «Если a
VI. Экспресс-опрос. Работа по вариантам. Оценивание результатов .
VII.Зарядка для глаз .Презентация .
VIII. Тест-прогноз. Оценивание результатов.
Заполняем лист учета результатов .
X.Историческая справка . Презентация .
Исторические сведения о понятии неравенства.
В развитии мысли без сравнения величин, без понятий «больше» и «меньше» нельзя было дойти до понятия равенства, тождества, уравнения. Например, при исследовании корней квадратно уравнения по дискриминанту мы тоже часто применяем наряду со знаком равенства и знаки неравенства.
В 1557 году Роберт Рекорд впервые ввел знак равенства, он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка.
Исходя из знака равенства Рекорда, другой английский ученый Гарриот в 1631 году ввел употребляемые поныне знаки неравенства, обосновывая это таким образом: если две величины не равны, то отрезки, фигурирующие в знаке равенства, уже не параллельны, а пересекаются. Пересечение имеет место справа или слева. В первом случае знак означает «больше», а во втором - «меньше».
XI. Подведение итогов урока.
Какие цели достигнуты? Снимаем ленточки с дерева жизни и обсуждаем урок .
XII.. Домашнее задание для «слабых» учащихся: №802 (а, г); №804; №808(г, е)
№802.
а)
Умножим обе части на 12. Получим
3(3 + х) + 4(2 - х) < 0
9 + Зх + 8 - 4х < 0
-х< -17
х > 17 Ответ: х е (17;+ )
г)
Умножим обе части на 10. Получим
10х - 2(х - 3) + 2х - 1 ≤ 40
10х + 6 - 1 ≤ 40
10х≤35
x ≤ 3,5 Ответ: х (-; 3,5]
№804. а) При каких значениях а сумма дробей и
положительна?
Решение. Умножим обе части неравенства на 12, получим равносильное неравенство: 3(2а - 1) + 4(а - 1) > 0.
6а-3 + 4а-4 > 0
10а > 7
а>0,7 Ответ: а (0,7;+ )
б) При каких значениях b разность дробей и
отрицательна?
Решение. Умножим обе части неравенства на 4, получим равносильное неравенство: 2(Зb - 1) - (1+ 5b) < 0
6b-2-l-5b <0
b <3
Ответ: b (-;3)
№808. При каких значениях переменной имеет смысл выражение:
г) е)
Решение. Решение. - (6 - х) ≥ 0
7-5а≥0 х ≥6
- 5а ≥ - 7 Ответ: х ≥ 6
а ≤ 7/5 Ответ: а ≤ 1,4
Дополнительные домашние задания для «сильных» учащихся:
1). Длина стороны прямоугольника 6 см. Какой должна быть длина другой стороны, чтобы периметр прямоугольника был меньше периметра квадрата со стороной 4 см ?
Решение. Обозначим другую сторону прямоугольника через х см. Тогда периметр Р = 2(6 + х). По условию задачи
2(6 + х) < 4*4
12 + 2х<16
2х<4 , х < 2. Ответ: х < 2
2). Существует ли такое значение а, при котором
неравенство ах > 2х + 5 не имеет решения?
Решение, ах - 2х > 5. Вынесем в левой части неравенства общий множитель
х за скобки: х(а - 2) > 5
При а = 2 получаем неравенство вида о*х > 5, которое при всех
значениях переменной х не имеет решения. Ответ: при а = 2 неравенство не имеет решения.
- Спасибо за творческую работу. Желаю дальнейших успехов!
Литература
1. Жохов, В. И., Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса [Текст] / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М: Просвещение, 2003, - 144 с.
2. Макарычев, Ю. Н., Миндюк, Н. Г., Нешков, К. И., Суворова, С. Б. Алгебра [Текст]: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. – М: Просвещение, 2009, - 271 с.
3. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.:В двух частях. Ч.1: Учеб.для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 223 с.: ил.
4. Алгебра. 9 кл.: В 2 ч. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений / – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 231 с.: ил.
5. Алгебра. 9 кл.: В 2 ч. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007. – 152 с.: ил.
Предварительный просмотр:
ПОМОЩНИЦА
Числовые промежутки:
7
●/////////////////////////////► X X 7 X
7
/////////////////////// ● ►X X7 X
7
──────────○////////////////////////////►X X >7 X
7
//////////////////////////○ ►X X<7 X
///////////////////////////////////////////////////////// ► X X X
5 8
●//////////////////////////● ►X 5 X 8 X
5 8
○//////////////////////////○ ►X 5
5 8
○//////////////////////////● ►X 5 < X 8 X
5 8
●//////////////////////////○ ►X 5 X<8 X
< > | ○ | |
| ● |
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
Решить неравенство — значит, найти все его решения или доказать, что решений нет.
Решить уравнение: Решить неравенство:
-6х-4=-х+11, -6х-4<-х+11,
-6х+х=11+4, -6х+х<11+4,
-5х=15 ׀ : (-5) -5х<15 ׀ :(-5)
Обе части неравенства делим на отрицательное число -5, следовательно, знак неравенства меняется на противоположный
х = -3 х >-3
Ответ:-3 -3
○/////////////////////////////////////////// X
X
Ответ:
Предварительный просмотр:
Математический диктант
- Как правильно продолжить фразу: «Если a
- Как правильно продолжить фразу: «Если a
- Если a
- Если a
- Если a
- Если a, b, c, d – положительны и a
- Продолжить фразу: «Если a
Предварительный просмотр:
Лист учета результатов деятельности на уроке: ___________________________
Этапы: | Оценка или кол-во баллов |
Прогнозируемая оценка по теме |
|
I.Проверка теории |
|
II. Экспресс - опрос |
|
III. Тест – прогноз |
|
Дополнительные баллы |
|
Всего баллов за урок |
|
Оценка за урок |
|
Лист учета результатов деятельности на уроке: ___________________________
Этапы: | Оценка или кол-во баллов |
Прогнозируемая оценка по теме |
|
I.Проверка теории |
|
II. Экспресс - опрос |
|
III. Тест – прогноз |
|
Дополнительные баллы |
|
Всего баллов за урок |
|
Оценка за урок |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нововведение В 1557 г., когда Роберт Рекорд впервые ввел знак равенства, он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка. Знак равенства Рекорда стал, однако, общеупотребительным лишь в XVIII в., после того как им стали пользоваться Лейбниц и его последователи.
Знаки Исходя из знака равенства Рекорда, другой английский ученый Гарриот ввел употребляемые поныне знаки неравенства, обосновывая (в «Практике аналитического искусства», вышедшей в 1631 г. посмертно) нововведение следующим образом: «если две величины не равны, то отрезки, фигурирующие в знаке равенства, уже не параллельны, а пересекаются. Пересечение может иметь место справа (>) или слева (<). В первом случае образованный знак неравенства будет обозначать «больше», во втором — «меньше».
Знаки Несмотря на то что знаки неравенства были предложены через 74 года после предложенного Рекордом знака равенства, они вошли в употребление намного раньше последнего. Одна из причин этого явления коренится в том, что типографии применяли в то время для знаков неравенства уже имевшуюся у них латинскую букву V, тогда как наборного знака равенства (=) у них не было, а изготовлять его тогда было нелегко.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1 . Образовательные : повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы» проверить и скорректировать уровень знаний и умений учащихся по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» 2 . Развивающие: познакомиться с историческими сведениями по теме расширить представление о сфере применения знаний по теме продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля 3 . Воспитательные: в оспитывать самостоятельность и ответственность при выполнении работы
Основные понятия Решением неравенства с одной переменной называется … такое значение переменной, при котором получается верное числовое неравенство. Два неравенства с одной переменной называют равносильными, если … 2X – 6 > 0 Если оба неравенства не имеют решения, то это тоже равносильные неравенства . 2x > 6 2x < 6 решения этих неравенств совпадают. Какие из трех неравенств являются равносильными?
Устная работа 1. Назовите несколько чисел, которые являются решением неравенства 5 x >115 2 . Какой из промежутков является решением неравенства -15 x 45 А) -3 Б) -3 В) -3 3 Ответ: Б
Устная работа 3. Какой из промежутков является решением неравенства 4 x + 19 5x – 1 А) ( -; 20 ; Б) -20; 20; В) ( 20; ); Г) 20; ) 4. Является ли решением системы неравенств числа 4; -1; 5,5 3x < 17, 2x +1 > 3 ? Ответ: Г Ответ: Да; нет; да
Устная работа 5. Какое наибольшее целое число удовлетворяет неравенству -2 x > 14 ? Ответ: - 8 6. Решите систему неравенств и выберите верный ответ: х – 4 12, 2x – 1 > 3, 3x +2 < 56. А) (- ; 16 Б) ( 16; 18) В) (2; 18) Г) 16; 18) Ответ: Г
Экспресс-опрос Решить неравенство 3(1 – х ) + 2(2 – 2х) < 0 -(2 – 3х) + 4(6+х) 1 2. Решить систему неравенств 3. Решить двойное неравенство -1 5 – 3х 1 -4 < 1 – x < 5
ответы I вариант: 1. (1; + ) 2. 2 2/3 ; +) 3. 1 1/3 ; 2 I I вариант: 1. -3;+ ) 2. (0,25; 0,8 ) 3. ( - 4; 5 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к урокам алгебры 7 класс по теме "Линейные уравнения с одной переменной"
Презентации к трём последовательным урокам, соответствующим программе по алгебре для 7 класса , содержат как теоретический , так и практический материал, а также упражнения для устного счёта. В ...
Урок объяснения нового материала на тему: "Решение неравенства с одной переменной"
Урок -презентация объяснения нового материала...
урок математики в 8 классе по теме: "Решение неравенств с одной переменной"
Урок закрепления материала. Учит детей читать промежутки,графически правильно оформлять их,решать неравенства с одной переменной....
Урок алгебры в 8 классе по теме "Решение неравенств с одной переменной".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме. Ресурс содержит план конспект урока и презентацию. В презентации наглядно показано решение неравенств с одной переменной и решение двойных неравен...
Алгебра - 8. Зачет по теме "Решение неравенств с одной переменной".
Алгебра - 8. Зачет по теме "Решение неравенств с одной переменной"....
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Линейное уравнение с одной переменной"
Урок - новых знаний....
Конспект урока по алгебре 8 класс по теме "Решение неравенств с одной переменной"
урок изучения нового материала с применением ЭОР....