Конспект урока по алгебре 8 класс по теме "Решение неравенств с одной переменной"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок алгебра, 8а класс
Дата: 14.03.2017 г
Тема урока: Решение неравенств с одной переменной.
Цели урока: ввести понятия «решение неравенства», «равносильные неравенства»;
познакомить со свойствами равносильности неравенств;
научить решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства
равносильности;
формировать умение работать по алгоритму; развивать логическое мышление,
математическую речь, память.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ЭОР.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, тесты, справочный материал.
Ход урока.
1.Организация начала урока.
Слайды 1 – 2.
● Тема сегодняшнего урока «Решение неравенств с одной переменной».
● Французская пословица гласит
«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём».
● Чем же мы пополним сегодня наши знания? Во-первых, узнаем, что является решением неравенства, и какие неравенства считают равносильными; во-вторых, познакомимся со свойствами равносильности. Затем рассмотрим решение линейных неравенств и научимся решать неравенства с одной переменной.
2. Контроль усвоения пройденного материала.
Слайд 3.
● У римского мимического поэта эпохи Цезаря и Августа Публия Сира есть замечательные
слова «Всякий день есть ученик дня вчерашнего».
● Учащиеся выполняют проверочный тест по теме «Числовые промежутки».
3. Актуализация опорных знаний.
● По мнению Н. К. Крупской «… Математика – это цепь понятий: выпадет одно звёнышко – и не понятно будет дальнейшее».
● Проверим, насколько крепка цепь наших знаний.
Слайды 4 - 7.
● Зная, что a < b, поставьте соответствующий знак < или >, чтобы неравенство было верным:
а) -5а □ - 5b; б) 5а □ 5b; в) a – 4 □ b – 4; г) b + 3 □ a +3.
● Принадлежит ли отрезку [- 7; - 4] число: - 10; - 6,5; - 4; - 3,1?
● Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:
а) [-1; 4]; б) (- ∞; 3); в) (2; + ∞).
● Найди ошибку!
а) x ≥ 7 Ответ: (- ∞; 7); б) y < 2,5 Ответ: (- ∞; 2,5)
7 2,5
4. Изучение нового материала.
(Формирование новых понятий и способов действий)
Слайд 8.
● Китайский мудрец Сюньцзы сказал «В учении нельзя останавливаться».
● Не остановимся и мы и перейдём к изучению темы «Решение неравенств с одной переменной».
Слайды 9 - 10.
● Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Например, Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа .
Ряд неравенств приводит в своём трактате «Начала» Евклид. Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического.
Однако все эти рассуждения древние учёные проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв. В 1631 году английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства < и >, употребляемые и поныне.
Символы ≤ и ≥ были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром.
Скажите мне, какая математика без них?
О тайне всех неравенств, вот о чём мой стих.
Неравенства такая штука – без правил не решить!
Я тайну всех неравенств попробую открыть.
● Итак, чтобы научиться решать неравенства выясним сначала: что является решением неравенства, и какие свойства используются при его решении.
Слайды 11 - 13.
● Рассмотрим неравенство 5х – 11 > 3. При одних значениях переменной х оно обращается в верное числовое неравенство, а при других нет. Например, при х = 4, получается верное числовое неравенство 54 – 11 > 3; 9 > 3, при х = 2 получится неравенство 52 – 11 > 3, -1 > 3, которое не является верным. Говорят, что число 4 является решением неравенства 5х – 11 > 3. Решениями этого неравенства являются и числа 28; 100; 180 и т. д. Таким образом:
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
● Является ли число 2; 0,2 решением неравенства: а) 2х – 1 < 4; б) - 4х + 5 > 3?
● Только ли числа 2 и 0,2 являются решением неравенства 2х – 1 < 4? Приведите пример.
● Чисел, являющихся решением данного неравенства очень много, но мы должны указать все его решения.
Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет.
Слайд 14.
● Вспомните, уравнения, имеющие одни и те же корни, мы называли равносильными. Понятие равносильности вводится и для неравенств.
Неравенства, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, тоже считают равносильными.
Например, неравенства 2х – 6 > 0 и равносильны, так как решением каждого из них являются числа, большие 3, т. е. х > 3. Неравенства х2 + 4 ≤ 0 и |х| + 3 < 0 также равносильны, так как не имеют решений. Неравенства 3х – 6 ≥ 0 и 2х > 8 неравносильны, так как решение первого неравенства х ≥ 2, а решение второго х > 4.
● Между решением неравенства и решением уравнения много общего – неравенства тоже нужно с помощью преобразований сводить к более простым. Важное отличие состоит в том, что множество решений неравенства, как правило, бесконечно. Сделать полную проверку ответа, как мы это делали с уравнениями, в этом случае нельзя. Поэтому, решая неравенство, нужно обязательно переходить к равносильному неравенству – имеющему в точности то же множество решений. Для этого опираясь на основные свойства неравенств, надо проделывать лишь такие преобразования, которые сохраняют знак неравенства и обратимы.
Слайд 15.
При решении неравенств используются следующие свойства:
Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным
знаком, то получится равносильное ему неравенство.
Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное
число, то получится равносильное ему неравенство;
если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное
число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится
равносильное ему неравенство.
Слайд 16.
● Как говорил римский баснописец первой половины I в. н. э. Федр: «На примерах учимся»
● Рассмотрим и мы на примерах использование свойств равносильности при решении неравенств.
Слайды 17 - 18 .
Пример 1. Решим неравенство 3(2х – 1) > 2(х + 2) + х + 5.
Раскроем скобки: 6х – 3 > 2х + 4 + х + 5.
Приведём подобные слагаемые: 6х – 3 > 3х + 9.
Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а
в правой - без переменной: 6х – 3х > 9 + 3.
Приведём подобные слагаемые: 3х > 12.
Разделим обе части неравенства на положительное число 3,
сохраняя при этом знак неравенства: х > 4.
4 х Ответ: (4; + ∞)
Пример 2. Решим неравенство > 2.
Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель - > 2 6
дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6: 2х – 3х > 12.
Приведём подобные слагаемые: - х > 12.
Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак
неравенства на противоположный: х < - 12.
- 12 х Ответ: (- ∞; -12).
Слайд 19.
● При решении неравенств мы придерживались определённого порядка, который является алгоритмом решения неравенств с одной переменной
Алгоритм решения неравенств первой степени с одной переменной.
- Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.
- Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в
правой части, при переносе меняя знаки.
- Привести подобные слагаемые.
- Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю.
- Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой.
- Записать ответ в виде числового промежутка.
5. Закрепление изученного материала. (Формирование умений и навыков)
● По словам великого немецкого поэта и мыслителя Гёте «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать».
● Последуем эти словам и начнём учиться применять полученные сегодня знания при выполнении упражнений.
Слайды 20
Устные упражнения.
● Вы обратили, наверное, уже внимание на то, что алгоритм решения неравенств с одной переменной сходен с алгоритмом решения уравнений. Единственная сложность – деление обеих частей неравенства на отрицательное число. Главное здесь не забыть поменять знак неравенства.
● Решите неравенство:
1) – 2х < 4; 2) – 2х > 6; 3) – 2х ≤ 6;
4) – х < 12; 5) – х ≤ 0; 6) – х ≥ 4.
● Найдите решение неравенства:
1) 0 • х < 7; 2) 0 • x < -7; 3) 0 • х ≥ 6;
4) 0 • х > - 5; 5) 0 • х ≤ 0; 6) 0 • x > 0.
Слайд 21(физминутка)
Слайд 22.
● Выполните упражнения: № 836(а, б, в); № 840(д, е.); № 844(а).
● При выполнении упражнений вы можете пользоваться справочным материалом, который есть на каждом столе.
6.Подведение итогов урока.
Слайд 23.
● «Как приятно, что ты что – то узнал», - сказал когда - то французский комедиограф
Мольер.
● Что нового мы узнали на уроке?
● Помог ли урок продвинуться в знаниях, умениях, навыках по предмету?
Оценка результатов урока учителем: Оценка работы класса (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных детей, уровень самоорганизации, прилежание).
7. Домашнее задание.
Слайд 24 Рефлексия
Слайд 25
● Изучить п. 34(выучить определения, свойства и алгоритм решения).
● Выполнить № 835; №836(д – м); № 841.
Слайд 26
8.Завершение урока.
● Спасибо за внимание! Успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 9 классе:"Решение целых неравенств с одной переменной"
Данный ресурс содержит разработку и презентацию урока закрепления, применения и контроля знаний по теме "Решение целых неравенств с одной переменной"...
План-конспект урока в 9 классе на тему:"Неравенства,сводящиеся к неравенствам второй степени"
тип урока-новая тема с использованием ИКТ и соотвествующии к требованиям ФГОС...
Разработка урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Решение неравенств с одной переменной
Разработка нестандартного вида урока по теме "Решение неравенств с одной переменной"...
Урок по алгебре 8 кл решение неравенств с одной переменной
Презентация к уроку по алгебере 8 кла. решение неравенств с одной переменной...
Технологическая карта урока в 8 классе "Решение линейных неравенств с одной переменной и сводящихся к ним"
Урок разработан к учебнику Н. Макарычева...
Итоговая работа достижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы: «Неравенства с одной переменной и их системы»
Итоговая работадостижения планируемых результатов обучения по алгебре при изучении темы:«Неравенства с одной переменной и их системы»...
конспект урока алгебры в 9 классе Решение линейных неравенств с одной переменной
Сценарий одного урока с использованием сервиса Учи.ру...