Разработка урока по теме "Решение задач на проценты"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Представлена презентация, технологическая карта и раздаточный материал по теме "Решение задач на проценты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 246 КБ |
![]() | 335.82 КБ |
![]() | 636.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Алфимова Анастасия Андреевна, МБУ СОШ №72
Предмет: математика Класс: 5 Учебник (УМК): И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: Решение задач на проценты Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
умение решать основные типы задач на проценты | 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение | |
Регулятивные | самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные | закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты». | 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Коммуникативные | умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Личностные | формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 20 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 3 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 3 |
Ход урока
Домашнее задание
Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода | Процент от заработанной суммы |
Оплата расходов на содержание квартиры | 8% |
Плата за детский сад за 1 ребенка | 6% |
Покупка продуктов | 23% |
Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.) | 23% |
В копилку | 40% |
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.
Задачи для работы в классе
1. Классный руководитель – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт - 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник?
Самоанализ | |||
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные действия - Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно - Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные действия - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - Выделение наиболее важной информации - Построение логической цепочки вопросов Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия -Воспроизведение (актуализация) знаний о процентах. -Воспроизведение основных видов задач на проценты -Определение основных направлений в изучении темы |
| 1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи на проценты 2. Учитель приводит самый «яркий» пример: скидки в магазине - сталкивается каждый человек. 3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить… |
Стадия Содержания | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения - Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Познавательные действия - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно применять полученные знания на практике Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог - Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания о процентах - Применение понятия процент при решении жизненных задач - Анализ информации по теме «Проценты» |
| 1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности
2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать 3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь. 4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров. |
Стадия Рефлексии | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные действия Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - Выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов - Умение аргументировать свою точку зрения Личностные действия - Оценка действий человека -Развитие познавательных интересов, учебных мотивов - Предметные действия - Применение знаний о процентах при решении практических заданий - Способность использовать полученные знания на практике |
2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы | 1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс 2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме 3. Обратить внимание учеников на параграф №40, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью. |
Предварительный просмотр:
«Счастливый билет»
Команда №1
Ожидаемые результаты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я узнал____________________________________________________________
Я научился________________________________________________________
Я могу научить других______________________________________________
«Счастливый билет»
Команда №2
Ожидаемые результаты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я узнал____________________________________________________________
Я научился________________________________________________________
Я могу научить других______________________________________________
«Счастливый билет»
Команда №1
Ожидаемые результаты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я узнал____________________________________________________________
Я научился________________________________________________________
Я могу научить других______________________________________________
«Счастливый билет»
Команда №3
Ожидаемые результаты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я узнал____________________________________________________________
Я научился________________________________________________________
Я могу научить других______________________________________________
«Счастливый билет»
Команда №2
Ожидаемые результаты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я узнал____________________________________________________________
Я научился________________________________________________________
Я могу научить других______________________________________________
«Счастливый билет»
Команда №3
Ожидаемые результаты ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я узнал____________________________________________________________
Я научился________________________________________________________
Я могу научить других______________________________________________
Закрасьте указанную часть фигуры.
Закрасьте указанную часть фигуры.
Выберите правильный вариант ответа:
1) 6%; а) 0,6 в) 60 р) 0,06 п) 6
2) 4 % з) 4 л) 0,4 д) 40 е) 0,04
3) 60% ж) 6 и) 0,6 а) 60 к) 0,06
4) 100% т) 0,1 ц) 0,01 и) 1 б) 10
5)40% ц) 4 н) 40 в) 0,04 м) 0,4
Выберите правильный вариант ответа:
1) Сотая часть числа.
Б) 2%; В) треть; Д) 1%.
2) Десятая часть числа.
П) 15%; И) 10%; С) 8%.
3) Пятая часть числа.
Е) 20%; Б) 2%; В) 11%.
4) Четвёртая часть числа.
М) 5%; Н) 3%; Т) 25%.
5) Три четверти числа.
Р) 60%; С) 7%; А) 75%.
Выберите правильный вариант ответа:
1)0,5 с) 50% л)5 % ж) 500% т) 0,5%;
2) 0,08 у) 80% в) 0,8% п) 8% ц) 800%;
3) 1,5 в) 15% ж)1,5% о) 150% ю) 0,15%
4) 25% д)1/5 л) 1 я) 2/5 р) 1/4;
5) 2/5 х)25% б) 15% ч) 50% т) 40%.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказка о хитром и жадном короле Сначала 10 долларов, 1 месяц 12 долларов, другие месяцы 9 долларров 60 центов 20% от 10 долларов это 2 доллара, а 20% от 12 долларов это 2,4 доллара. Предложение гвардейцев 9,6 долларов, уменьшить на 20% Увеличить на 20%
15.04.2014 Классная работа Задачи на проценты №1 а ) Как найти процент от числа? Найдите : 48% от 250. б) Как найти по проценту целую величину? Найдите: число, 8% которого равны 12 . в) Как найти процентное соотношение одного числа от другого ? Сколько процентов составляет 150 от 600?
Расшифровка В следующем задании нужно выбрать правильный вариант ответа и тогда вы узнаете, что очень важно соблюдать для того, чтобы быть здоровым. Правильно, получились слова: режим, диета и спорт. Чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, соблюдать режим дня и правильный рацион питания.
Разминка Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Задача №2 Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? 1) 9/16 * 100 = 37,5 % – учатся хорошо а 5а 2) 11/20 *100 = 55 % - учатся хорошо в 5б Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?
1. Классный руководитель – завуч школы В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента. 1) 19/28 * 100 = 67,857 % Округляем, получаем 67,9 %
1. Классный руководитель – завуч школы 12 учеников посещают спортивные секции, 16 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 1) 12+16 = 28 ( уч ) - всего 2) 12/28 * 100 = 42,9 % - посещают спортивные секции 3) 16/28 * 100 = 57,1 % - посещают различные кружки
2. Продавец – покупатель . Ученики в парах вычисляют скидку на один, заранее определенный, товар, и стоимость покупки. Товар: скидка на данный товар: Шуба - 38 500 рублей 14 % Сапоги – 7 800 рублей 10% Шапка - 2 200 рублей 8 % Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 % Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
2. Продавец – покупатель. Товар: Скидка на Сумма к данный товар: (руб.) оплате: (руб.) Шуба 5 390 33 110 Сапоги 780 7 020 Шапка 176 2 024 Спортивный костюм 352 2 848 Кроссовки 92,5 1 757,5
Закрасьте указанную часть фигуры
Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами . Ожидаемые результаты ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я узнал ________________________________________________________________ Я научился _________________________________________________________________ Я могу научить других _________________________________________________________________
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Основные задачи на проценты"
Урок-игра "Задачи на проценты", 5 класс...
Урок-спектакль: "Решение задач на проценты"
Интегрированное октрытое мероприятие (математика + здоровый образ жизни), для учащихся 5-х, 6-х классов и родителей.Рекомендуется для проведения праздников, открытых уроков.Работа состоит из блоков,не...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328646-1382955105.jpg)
Методическая разработка урока математики "Решение задач на проценты", 5 класс
Методическая разработка урока по математике "Решение задач на проценты", посвящена решению проблемного вопроса "Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения?"...
Сценарий открытого урока на тему "Задачи на проценты"
Конспект урока расчитан на 2 урока (первый и второй уроки темы)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/16/picture-1221774-1584384773.jpg)
Методическая разработка по математике "Решение задач на проценты", 6 класс
Методическая разработка по математике "Решение задач на проценты", 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-842095-1479614649.jpg)
Методическая разработка урока математики "Решение задач на проценты".
Материал для урока математики в 5 классе. В разработке предлагается теоретические сведения о проценте, нахождение процента от числа и числа по его проценту. Рассмотрены виды задач на процеты, их спосо...