Звучание темы "Скорость, время, расстояние" при решении задач и уравнений в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс)

Сергеева Елена Николаевна

В ходе изучения темы "Решение задач с помощью уравнений" в 5 классе можно использовать известную тему "Скорость, время, расстояние". Урок проводится в нестандартной форме: урок-сказка с с применением презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект и презентация по теме2.52 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»

Звучание темы

«Скорость, время,

расстояние»

при решении

задач и уравнений

Класс: 5

Провела:

учитель математики

Сергеева Е. Н.

– п. Возы –

Цели: – повторить изученные ранее величины: скорость, время, расстояние; отношения между ними и взаимосвязь; формировать навыки решения задач и уравнений; научить соотносить математику как науку и как необходимый навык в жизни;

            – развивать внимание, память, математически грамотную речь, логическое мышление и смекалку;

            – воспитывать в детях чувство ответственности, самостоятельности и взаимопомощи к своим товарищам; прививать интерес к математике и ее величинам.

Оборудование: карта путешествия,  перфокарты с самостоятельной работой,  презентация, карточки с уравнениями.

Девизы: – «Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис»            

Д. Пойа

                – «При решении задачи плохой план часто оказывается полезным, он может вести к лучшему плану»                                            

 Д. Пойа  

                – «В задачах, которые ставит перед нами жизнь, экзаменатором является сама природа»                                                                

У. Сойер  

                – «Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива»                

Петер Ропсе

Ход урока:

1. Организация класса (1)

– Сегодня мы совершим путешествие к городу Знаний. Для этого нам  необходимо вспомнить все, что вы знаете и умеете.

2. Сообщение темы и цели урока (кроссворд) (9) слайд 2

– Чтобы узнать тему занятия, разгадаем кроссворд.

        1) Что мы обозначаем за х? (неизвестное) слайд 3

        2) Геометрическая фигура (квадрат) слайд 4

        3) Компонент действия (делимое) слайд 5

        4) Путь, пройденный пешеходом или автомобилем (расстояние) слайд 6

          5) Состоит из цифр (число) слайд 7

          6) 2 при делении 14 на 3 (остаток) слайд 8

1

12

3

4

5

6

– Какое слово зашифровано в кроссворде? (задачи) Сформулируйте тему занятия (решение задач).

– Чтобы открыть ворота, надо отгадать код замка (карта путешествия).

– Графический диктант (код: −∧∧). Посмотрите на слайд 9.

– Верно ли?

1) 4  37  25 = 370;

2) 4242 : 21 = 202;

3) 3009 : 3 = 1003;

4) 89  11 = 879;

5) 55 : 5  63 = 693.

– Итак, открываем ворота (карта путешествия весит на доске и слайд 10). Что вы там видите? (формулы) Какие формулы? (на нахождении скорости, времени, расстояния)

– Все верно. Вот и животные прибежали, прилетели и припрыгали к нам на урок (слайд 11), так как все три наших величины связаны с движением.

– Запишите в тетрадях сегодняшнее число … Тема урока: «Скорость, время, расстояние. Решение задач».

– Как найти расстояние? (запись формулы в тетрадях)

– Как вычислить скорость? (формула в тетрадях) Как узнать время? (…)

3. Решение задач (15)

– Продолжаем наше путешествие к городу Знаний. На нашем пути камень, на котором написаны две задачи. Чтоб камень дал нам проход и указал дорогу, необходимо решить эти задачи (слайд 12, 13).

 Задача 1. Спортсмен Игорь пробежал несколько кругов по 300 м, а потом еще 100 м. Сколько кругов пробежал Игорь, если пройденная его дистанция 1 км?

 Задача 2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан второй вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 150 км после своего выхода? (сделай чертеж)

- Итак, куда нам надо повернуть на перекрестке? (слайд 14)

Физкультминутка (3) слайд 15

«Шаги»

Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте),

Все умеем мы считать (хлопки в ладоши),

Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте),

Руки за спину положим (руки за спину),

Голову поднимем выше (поднять подбородок),

И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох),

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)

На руке у вас (поднимаемся на носочках 10 раз).

– Мы повернули к озеру. Переплыть его поможет лодка. Но попасть на нее сможет лишь тот, кто решит задачи викторины (слайд 16, 17).

 Задача 3. Автомобиль «Москвич» за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус – лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорости автомобиля и страуса.

 Задача 4. Скорость распространения света самая большая в природе – 300000 км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время увидят на Земле, если расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 км?

– Итак, мы перебрались через озеро, теперь можно и отдохнуть.

5. Самостоятельная работа (10)

– А теперь перед нами темный лес (слайд 18). Через него надо идти тихо-тихо, чтоб никакого не напугать и самим не испугаться. В этом нам помогут карточки, которые лежат у вас на столе. На прохождение леса дается всего 10 минут (перфокарты на 2 варианта). Слайд 19

6. Задача на внимание (устно – 2)

– Чтобы перейти дорогу, надо решить задачу от дяди Степы и вспомнить правила дорожного движения (слайд 20).

Задача от Карлсона. Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а микроавтобуса – 20 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости микроавтобуса? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?

– Вспомните правила перехода дороги по пешеходному переходу и без него (1. дождаться зеленого света для людей – с нарисованным человечком – и, убедившись в отсутствии машин, переходить дорогу; 2. посмотреть сначала налево, дойти до середины дороги и посмотреть на право).

7. Решение уравнений (4)

– Осталось последнее препятствие к городу Знаний – болото. Чтоб и его преодолеть, надо верно решить уравнение – т.е. создать верную цепочку выражений, где каждое правильно решенное уравнение – одна кочка через трясину.

                 Уравнения (карточки). 

1) 3а + 4а – 16 = 19                                     2) 9с – 3с + 24 = 54

3) 8у – 2у – 21 = 9                                       4) (х + 155) – 35 = 145

5) (38 + b)  7 = 840                                    6) 17  (92 – s) = 289

7) 181 – 8r = 45

8. Подведение итогов (1)

– Поздравляю! (слайд 21) Вы преодолели все препятствия, который вам устроил город Знаний по дороге к нему. Но это только препятствия по величинам: скорость, время, расстояние, а неизученных величин в математике еще очень много для вас. Поэтому желаю вам также легко находить дорогу к городу любых, интересующих вас, Знаний (слайд 21).

9. Домашнее задание (1)

– Составить и красочно оформить одну задачу на движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Решение задач и уравнений", 5 класс

Данная презентация подготовлена к последнему уроку по теме "Упрощение выражений":  решение задач и уравнений....

Контрольная работа по теме "Уравнение. Решение задач на уравнение"

Контрольная работа по теме "Уравнение. Решение задач на уравнение"  для 7 класса составлена в 2-х вариантах. имеется решение...

Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....

План-конспект урока математики в 5-м классе по теме" Решение задач составлением уравнения".

План-конспект урока  математики в 5-м классе по теме" Решение задач составлением уравнения"....

методическая разработка урока математики в 5 классе " Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение"

Тема урока: Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение.Тип урока: урок закрепленияЦель: Уточнить и расширить понятия скорость, время, расстояние....

Решение задач ,составлением уравнения. 5 класс

Решение  нестандартных  задач составлением уравнения....