Звучание темы "Скорость, время, расстояние" при решении задач и уравнений в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс)
В ходе изучения темы "Решение задач с помощью уравнений" в 5 классе можно использовать известную тему "Скорость, время, расстояние". Урок проводится в нестандартной форме: урок-сказка с с применением презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект и презентация по теме | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»
Звучание темы
«Скорость, время,
расстояние»
при решении
задач и уравнений
Класс: 5
Провела:
учитель математики
Сергеева Е. Н.
– п. Возы –
Цели: – повторить изученные ранее величины: скорость, время, расстояние; отношения между ними и взаимосвязь; формировать навыки решения задач и уравнений; научить соотносить математику как науку и как необходимый навык в жизни;
– развивать внимание, память, математически грамотную речь, логическое мышление и смекалку;
– воспитывать в детях чувство ответственности, самостоятельности и взаимопомощи к своим товарищам; прививать интерес к математике и ее величинам.
Оборудование: карта путешествия, перфокарты с самостоятельной работой, презентация, карточки с уравнениями.
Девизы: – «Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряженная умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис»
Д. Пойа
– «При решении задачи плохой план часто оказывается полезным, он может вести к лучшему плану»
Д. Пойа
– «В задачах, которые ставит перед нами жизнь, экзаменатором является сама природа»
У. Сойер
– «Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива»
Петер Ропсе
Ход урока:
1. Организация класса (1′)
– Сегодня мы совершим путешествие к городу Знаний. Для этого нам необходимо вспомнить все, что вы знаете и умеете.
2. Сообщение темы и цели урока (кроссворд) (9′) слайд 2
– Чтобы узнать тему занятия, разгадаем кроссворд.
1) Что мы обозначаем за х? (неизвестное) слайд 3
2) Геометрическая фигура (квадрат) слайд 4
3) Компонент действия (делимое) слайд 5
4) Путь, пройденный пешеходом или автомобилем (расстояние) слайд 6
5) Состоит из цифр (число) слайд 7
6) 2 при делении 14 на 3 (остаток) слайд 8
1 | |||||||||||
12 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 |
– Какое слово зашифровано в кроссворде? (задачи) Сформулируйте тему занятия (решение задач).
– Чтобы открыть ворота, надо отгадать код замка (карта путешествия).
– Графический диктант (код: −∧∧−∧). Посмотрите на слайд 9.
– Верно ли?
1) 4 ⋅ 37 ⋅ 25 = 370;
2) 4242 : 21 = 202;
3) 3009 : 3 = 1003;
4) 89 ⋅ 11 = 879;
5) 55 : 5 ⋅ 63 = 693.
– Итак, открываем ворота (карта путешествия весит на доске и слайд 10). Что вы там видите? (формулы) Какие формулы? (на нахождении скорости, времени, расстояния)
– Все верно. Вот и животные прибежали, прилетели и припрыгали к нам на урок (слайд 11), так как все три наших величины связаны с движением.
– Запишите в тетрадях сегодняшнее число … Тема урока: «Скорость, время, расстояние. Решение задач».
– Как найти расстояние? (запись формулы в тетрадях)
– Как вычислить скорость? (формула в тетрадях) Как узнать время? (…)
3. Решение задач (15′)
– Продолжаем наше путешествие к городу Знаний. На нашем пути камень, на котором написаны две задачи. Чтоб камень дал нам проход и указал дорогу, необходимо решить эти задачи (слайд 12, 13).
Задача 1. Спортсмен Игорь пробежал несколько кругов по 300 м, а потом еще 100 м. Сколько кругов пробежал Игорь, если пройденная его дистанция 1 км?
Задача 2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан второй вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 150 км после своего выхода? (сделай чертеж)
- Итак, куда нам надо повернуть на перекрестке? (слайд 14)
Физкультминутка (3′) слайд 15
«Шаги»
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте),
Все умеем мы считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте),
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (поднять подбородок),
И легко-легко подышим (глубокий вдох-выдох),
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (поднимаемся на носочках 10 раз).
– Мы повернули к озеру. Переплыть его поможет лодка. Но попасть на нее сможет лишь тот, кто решит задачи викторины (слайд 16, 17).
Задача 3. Автомобиль «Москвич» за 3 часа может проехать 360 км. Бескрылая птица страус – лучший бегун в мире – развивает скорость до 120 км/ч. Сравните скорости автомобиля и страуса.
Задача 4. Скорость распространения света самая большая в природе – 300000 км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время увидят на Земле, если расстояние от Земли до Солнца 150 000 000 км?
– Итак, мы перебрались через озеро, теперь можно и отдохнуть.
5. Самостоятельная работа (10′)
– А теперь перед нами темный лес (слайд 18). Через него надо идти тихо-тихо, чтоб никакого не напугать и самим не испугаться. В этом нам помогут карточки, которые лежат у вас на столе. На прохождение леса дается всего 10 минут (перфокарты на 2 варианта). Слайд 19
6. Задача на внимание (устно – 2′)
– Чтобы перейти дорогу, надо решить задачу от дяди Степы и вспомнить правила дорожного движения (слайд 20).
Задача от Карлсона. Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а микроавтобуса – 20 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости микроавтобуса? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?
– Вспомните правила перехода дороги по пешеходному переходу и без него (1. дождаться зеленого света для людей – с нарисованным человечком – и, убедившись в отсутствии машин, переходить дорогу; 2. посмотреть сначала налево, дойти до середины дороги и посмотреть на право).
7. Решение уравнений (4′)
– Осталось последнее препятствие к городу Знаний – болото. Чтоб и его преодолеть, надо верно решить уравнение – т.е. создать верную цепочку выражений, где каждое правильно решенное уравнение – одна кочка через трясину.
Уравнения (карточки).
1) 3а + 4а – 16 = 19 2) 9с – 3с + 24 = 54
3) 8у – 2у – 21 = 9 4) (х + 155) – 35 = 145
5) (38 + b) ⋅ 7 = 840 6) 17 ⋅ (92 – s) = 289
7) 181 – 8r = 45
8. Подведение итогов (1′)
– Поздравляю! (слайд 21) Вы преодолели все препятствия, который вам устроил город Знаний по дороге к нему. Но это только препятствия по величинам: скорость, время, расстояние, а неизученных величин в математике еще очень много для вас. Поэтому желаю вам также легко находить дорогу к городу любых, интересующих вас, Знаний (слайд 21).
9. Домашнее задание (1′)
– Составить и красочно оформить одну задачу на движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Решение задач и уравнений", 5 класс
Данная презентация подготовлена к последнему уроку по теме "Упрощение выражений": решение задач и уравнений....
Контрольная работа по теме "Уравнение. Решение задач на уравнение"
Контрольная работа по теме "Уравнение. Решение задач на уравнение" для 7 класса составлена в 2-х вариантах. имеется решение...
Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....
План-конспект урока математики в 5-м классе по теме" Решение задач составлением уравнения".
План-конспект урока математики в 5-м классе по теме" Решение задач составлением уравнения"....
методическая разработка урока математики в 5 классе " Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение"
Тема урока: Скорость. Время. Расстояние. Решение задач на движение.Тип урока: урок закрепленияЦель: Уточнить и расширить понятия скорость, время, расстояние....
«Решение задач и уравнений в целых числах» 10 класс 2017/2018
Внеурочная деятельность...
Решение задач ,составлением уравнения. 5 класс
Решение нестандартных задач составлением уравнения....