факультатив по математике для 7 класса "Занимательные задачи"
методическая разработка по алгебре (7 класс) на тему
Включает пояснительную записку, учебно-тематический и календарный план. В содержание программы входит тема, методы обучения и форма контроля.Приведён список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_7_kl.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Юстикская основная общеобразовательная школа»
Факультативный курс
Занимательные задачи
7 класс
Автор программы
Учитель математики
Чеснокова Т.В.
Юстик
2014
Пояснительная записка.
Одним из направлений в обучении является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его способностей к математике. Чтобы ребёнок стал успешным эти способности необходимо развивать. Увлекательные головоломки, задачи, игры, фокусы способны ненавязчиво развить наблюдательность, память, пространственные представления. Детям больше нравится решать «интересные», «хитрые» задачи, где требуется смекалка и сообразительность.
Данный факультатив состоит из 34 занятий, задания на которых подбираются таким образом, чтобы были и совсем лёгкие, и сложные, чтобы ребёнок мог порадоваться и какой он умный, и понять, что всё не так просто. Для расширения кругозора и конструктивных навыков используются практические занятия, где задания связаны с разрезаниями, проведением построений, расстановкой чисел и букв в таблицы по указанным правилам (магические квадраты). Для пробуждения интереса к предмету на занятиях приводятся некоторые интересные факты из истории математики, старинные задачи и головоломки.
Минимальное методическое обеспечение: карточки с заданиями, спички, набор картона, ножницы.
Целью данного факультатива является:
- развитие внимания, памяти, мышления и приёмов учебной деятельности;
- привитие интереса к предмету математика;
- расширение кругозора.
Задачи данного курса:
- организовать занятия, способствующие развитию обучающихся;
- привлечь родителей для повышения эффективности занятий.
Форма занятий.
- Практикумы
- Исследование
- Консультации .
Предполагаемые результаты:
- развитие внимания, памяти, абстрактно-логического мышления;
- появление интереса к занятиям математикой;
- повышение успеваемости по математике.
Факультатив рассчитан на 34 учебных недели, один час в неделю. Нагрузка на одного ребёнка может изменяться в зависимости от усвоения материала.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование тем | Всего часов | Контроль |
1 | Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками | 4 | Взаимопроверка |
2 | Числовые множества | 4 | Устный счёт |
3 | Числовые головоломки | 4 | Самостоятельная работа |
4 | Некоторые старинные задачи | 4 | |
5 | Решение задач с конца | 4 | Придумать задачу |
6 | Переливания | 4 | |
7 | Числовые ребусы | 4 | Самостоятельная работа |
8 | Учимся рассуждать | 4 | Тест |
9 | Математические софизмы | 2 | |
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками. (4 часа)
Выкладывание цифр и букв из спичек. Арифметические выражения со спичками. Геометрические задачи со спичками. Перебор комбинаций.
Метод обучения: беседа , самостоятельная работа .
Форма контроля: взаимопроверка
Тема 2. Числовые множества. (4 часа)
Приёмы вычислений. Перебор вариантов. Сумма арифметической прогрессии. Степень.
Метод обучения: беседа , тренировочные упражнения.
Форма контроля: устный счёт.
Тема 3. Числовые головоломки. (4 часа)
Арифметические действия с натуральными числами.
Метод обучения: решение задач.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 4. Некоторые старинные задачи. (4 часа)
Интересные факты из истории математики. Старинные задачи.
Метод обучения: беседа, решение задач.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 5. Решение задач с конца. (4 часа)
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Методы обучения: устный счёт, практическая работа.
Форма контроля: творческое задание.
Тема 6. Переливания. (4 часа)
Логические задачи на переливания. Запись решения.
Метод обучения: исследование, демонстрация.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 7. Числовые ребусы. (4 часа)
Алгоритмы решения простых числовых ребусов.
Метод обучения: объяснение, решение задач.
Метод контроля: самостоятельная работа, творческое задание..
Тема 8. Учимся рассуждать. (4 часа)
Доказательства.
Метод обучения: постановка проблемы, исследование, лекция.
Форма контроля: тест
Тема 9. Математические софизмы. (2 часа)
Исторические факты. Математические софизмы.
Метод обучения: объяснение, лекция.
Форма контроля: самостоятельная работа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем | Кол-во час | Домашнее задание | Дата | |
Планируемая | Фактическая | ||||
1 | Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками | 4 | Приготовить наборы спичек для задач | Сентябрь 06 | |
2 | Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками | Задача | 13 | ||
3 | Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками | Составить задачу | 20 | ||
4 | Занимательные задачи, упражнения и игры со спичками | Оформить карточку с задачей | 27 | ||
5 | Числовые множества | 4 | Пример | Октябрь 04 | |
6 | Числовые множества | Арифметический пример | 11 | ||
7 | Числовые множества | Тренажёр | 18 | ||
8 | Числовые множества | Тренажёр | 25 | ||
9 | Числовые головоломки | 4 | Расставить знаки действий | Ноябрь 01 | |
10 | Числовые головоломки | Расставить знаки действий | 15 | ||
11 | Числовые головоломки | Расставить знаки действий | 20 | ||
12 | Числовые головоломки | Расставить знаки действий | 29 | ||
13 | Некоторые старинные задачи | 4 | Найти задачу в сборнике | Декабрь 06 | |
14 | Некоторые старинные задачи | Обмен задачами | 13 | ||
15 | Некоторые старинные задачи | Обмен задачами | 20 | ||
16 | Некоторые старинные задачи | Рисунок | 27 | ||
17 | Решение задач с конца | 4 | Придумать уравнение | Январь 17 | |
18 | Решение задач с конца | Составить задачу | 24 | ||
19 | Решение задач с конца | Обмен задачами | 31 | ||
20 | Решение задач с конца | Обмен задачами | Февраль 07 | ||
21 | Переливания | 4 | Предложить задачу родителям | 14 | |
22 | Переливания | Объяснить решение | 21 | ||
23 | Переливания | Составить задачу | 28 | ||
24 | Переливания | Обмен задачами | Март 07 | ||
25 | Числовые ребусы | 4 | Ребус | 14 | |
26 | Числовые ребусы | Ребус | 21 | ||
27 | Числовые ребусы | Оформить памятку по ребусам | Апрель 04 | ||
28 | Числовые ребусы | Рисунок | 11 | ||
29 | Учимся рассуждать | 4 | Рисунок | 18 | |
30 | Учимся рассуждать | Приготовить сообщение об Эвклиде | 25 | ||
31 | Учимся рассуждать | Сообщение о Пифагоре | Май 02 | ||
32 | Учимся рассуждать | Сообщение об Архимеде | 16 | ||
33 | Математические софизмы | 4 | Найди ошибку | 23 | |
34 | Математические софизмы | 30 |
ЛИТЕРАТУРА
- Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность: Книга для детей и родителей. –М.: АСТ-ПРЕСС,1999.-320 с.
- Заболотнева Н.В. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы. Волгоград: Учитель,2007.-99с.
- Кононова Е.Г. Математика. Поступаем в вуз по результатам олимпиад. 5-8 класс. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко.- Ростов-на-Дону: Легион; Легион-М, 2010.-112 с.
- Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы.- М., ОМЕГА, 1994.-192 с.
- Иченская М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах. Волгоград: Учитель,2006.-107 с.
- Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по математике. Как?/ М.: АСТ; СПб: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2008.-224 с.
- Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память./Волгоград: Учитель, 2006. – 74 с.
- Трошин В.В. Занимательные задачи, упражнения и игры со спичкамив средней школе на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград: Учитель, 2008.-221 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 6 класса.
1. Пояснительная запискаЦель курса:Развитие творческих способностей , логического мышления ,углубление знаний ,полученных на уроке , и расширение общего кругозора ребенка в процессе ...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 8 класса.
Пояснительная запискаПрограмма курса составлена на основе Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического...
"Учись решать задачи" - факультатив по математике для 10 класса.
Программа составлена на основе Программы.Математика.5-6 классы. Алгебра . 7-9 классы .Алгебра и начала математического анализа . 10-11 классы./авт. - сост .И .И. Зубарева ,А .Г .Морд...
Факультатив по математике «Решение нестандартных задач» (для учащихся 10-11классов)
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к математике, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата для изучения закономерности...
факультатив по математике "Решение текстовых задач 9 класс"
Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.Интерес к текстовым задачам вполне понятен. ...
Факультатив по физике "Решение физических задач"
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно раб...
Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса
Факультатив по математике "Занимательная математика" для 6 класса расчитан на 35 часов...