Факультатив по математике «Решение нестандартных задач» (для учащихся 10-11классов)
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Борисова Г.Н.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес  к математике, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата для изучения закономерности окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_po_matematike_10.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2

Факультатив по математике

 «Решение нестандартных задач»

(для учащихся 10-11классов)

Автор :

учитель математики

Борисова Г.Н.

г. Кольчугино

2010
Пояснительная записка

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес  к математике, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата для изучения закономерности окружающего мира.

Цель курса :
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Программа курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренной программой по математике. Данный курс рассчитан на два года для учащихся 10-11 классов. При изучении курса используются принципы параллельности, опережающей сложности, принцип смены приоритетов (приоритет идеи, приоритет ответа), принцип вариативности, принцип моделирования ситуаций. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
К концу изучения курса учащиеся должны знать основные принципы и методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств, уметь решать текстовые задачи (стандартные и нестандартные) разными способами, выполнять сложные алгебраические и тригонометрические преобразования выражений, уметь решать задачи по планиметрии и стереометрии повышенного уровня.

Особая установка факультатива – целенаправленная подготовка учащихся к итоговой  аттестации – ЕГЭ. Поэтому преподавание факультатива обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении экзамена.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

          «Алгебраические выражения» (8часов)
Цель:
Расширить представления учащихся об алгебраических преобразованиях.
Преобразования числовых и алгебраических выражений с помощью замены переменных, условных равенств, разложение на множители , степень с действительным показателем;  преобразования рациональных выражений;  освобождение от иррациональности в знаменателе;  деление многочлена на многочлен (алгоритм Евклида, схема Горнера, теорема Безу).

         «Уравнения» (12часов):
Рациональные уравнения, приводящиеся с помощью преобразований  к линейным и квадратным уравнениям;
Иррациональные уравнения, появление лишних корней:
Уравнения, содержащие модуль;
Показательные и логарифмические уравнения.
Цель:
Систематизировать   и расширить основные приемы и методы решения уравнений.
Рассматривается понятие эквивалентных уравнений, приемы позволяющие свести уравнения к стандартным: введение новых переменных, разложение на множители, возведение в натуральную степень.
Нахождение ОДЗ, его целесообразность при решении уравнений разного уровня. Решение тригонометрических уравнений и уравнений содержащих обратные тригонометрические функции.
Специфика решения логарифмических и показательных уравнений состоит в расширении методов и формул преобразования (логарифмирование и потенцирование).
Решение уравнений графическим способом.

          «Системы  уравнений» (8 часов)
Цель:
Расширить  и сформировать у учащихся основные приемы и методы, используемые при решении нестандартных систем.
Разбираются основные приемы и методы, которые используются при решении уравнений и систем уравнений. Большое внимание уделяется решению систем состоящих из трех и более уравнений. Решение систем, где одно из уравнений является однородным или квадратным относительно какого-либо неизвестного.
       
«Неравенства» (8 часов)
Цель:
Расширить  круг неравенств, решаемых метом интервалов, показать уникальность данного метода.
Решение  неравенства школьного курса методом интервалов .

         «Уравнения, системы уравнений, неравенства с параметром» (6 часов)
Цель:
Систематизировать  и рассмотреть теоретический материал , необходимый при решении задач с параметром, рассмотрение опорных задач.
Рассматриваются основные приемы решения уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств с параметром, их графическая интерпретация.
           
         «Функции»  (10часов)
Цель:
Расширить  возможность построения графиков с помощью второй производной, применение производной к решению нестандартных задач.
Построение графиков элементарных функций с построением наклонных  и вертикальных асимптот, точек перегиба, исследование на выпуклость ;  графики функций, связанных с модулем;  тригонометрические функции; гармонические колебания; обратные тригонометрические функции. Решение задач с применением производной.
         
           «Решение текстовых задач»  (8 часов)
Цель:
Формировать  у учащихся приемы применяемые при решении нестандартных задач стандартными методами.
Рассматриваются задачи решаемые как арифметическим способом так и с помощью уравнений, систем уравнений. Решаются задачи на проценты, на смеси и сплавы, на движение, на работу.

           «Решение геометрических задач»  (8 часов).
Цель:
Систематизировать  основные знания по планиметрии и стереометрии, расширить круг опорных задач.
Рассматриваются опорные задачи(задача о биссектрисе внутреннего угла, теорема о касательной и секущей к окружности, проведенной из одной точки), решение задач с помощью векторов, решение задач на вписанные и описанные многогранники, построение сечений.


         








Ожидаемые конечные результаты программы


В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных  логарифмических и тригонометрических выражений;
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
решать системы уравнений изученными методами;
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.


            Для реализации программы факультатива  используются лекции, семинары, практикумы по решению задач.




























Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Количество часов

Алгебраические выражения

8

Преобразования  числовых и алгебраических выражений

2

Степень  с действительным показателем

1

  Преобразования  рациональных выражений

2

Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу. Схема Горнера.

        2        

Преобразование выражений. Тест.

1

Уравнения

12

Решение  уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений  

2

Нахождение ОДЗ, его целесообразность при решении уравнений разного уровня. Решение иррациональных уравнений.  

2

        Решение тригонометрических уравнений        

2

Решение уравнений содержащих обратные тригонометрические функции.

2

Решение  логарифмических и показательных уравнений

2

Решение уравнений графическим способом.

1

Решение уравнений. Тест.

1

Системы  уравнений

8

Основные  приемы и методы, которые используются при решении уравнений и систем уравнений.

2

Решение  систем состоящих из трех и более уравнений.

2

Решение систем, где одно из уравнений является однородным или квадратным относительно какого-либо неизвестного.

2

        Семинарское занятие по теме: «Решение уравнений и систем уравнений»

2

Неравенства

8

Метод интервалов

1

Решение показательных и  логарифмических неравенств.  

2

Решение иррациональных  неравенств  

2

Решение неравенств содержащих модуль

2

Итоговое занятие.

1

Уравнения, системы уравнений, неравенства с параметром.

        6        

Рассмотрение  опорных задач, необходимых при решении задач с параметром

2

Решение  уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств с параметром, их графическая интерпретация

4

Функции

10

Вычисление второй производной. Решение задач.

2

Построение графиков элементарных функций с помощью второй производной.

2

Построение графиков функций, связанных с модулем.  

2

Построение графиков тригонометрических функций.

1

Гармонические  колебания

2

Построение графиков обратных тригонометрическим функциям. Тест.

3

Решение текстовых задач

8

Решение задач с помощью уравнений, систем уравнений.

2

Решение задачи на проценты.

2

Решение задач  на смеси и сплавы

2

Решение задач на движение, на работу

2

Решение геометрических задач

8

Рассматриваются опорные задачи:задача о биссектрисе внутреннего угла, теорема о касательной и секущей к окружности, проведенной из одной точки.

2

Решение  задач с помощью векторов.

2

Решение задач на построение сечений

1

Решение  задач на вписанные и описанные многогранники

2

Итоговое занятие по курсу. Анкетирование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.

  Обучение  всех  детей  по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...

Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса

Пояснительная записка,. тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...

Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса

Пояснительная записка, тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...

факультатив по математике "Решение текстовых задач 9 класс"

Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.Интерес к текстовым задачам вполне понятен. ...

Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»

Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...

Презентация к Уроку – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»

Презентация к Уроку-консультации по математике "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...