Факультатив по математике «Решение нестандартных задач» (для учащихся 10-11классов)
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к математике, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата для изучения закономерности окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_po_matematike_10.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2
Факультатив по математике
«Решение нестандартных задач»
(для учащихся 10-11классов)
Автор :
учитель математики
Борисова Г.Н.
г. Кольчугино
2010
Пояснительная записка
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся, проявляющих интерес к математике, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата для изучения закономерности окружающего мира.
Цель курса :
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Программа курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренной программой по математике. Данный курс рассчитан на два года для учащихся 10-11 классов. При изучении курса используются принципы параллельности, опережающей сложности, принцип смены приоритетов (приоритет идеи, приоритет ответа), принцип вариативности, принцип моделирования ситуаций. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
К концу изучения курса учащиеся должны знать основные принципы и методы решения уравнений, систем уравнений, неравенств, уметь решать текстовые задачи (стандартные и нестандартные) разными способами, выполнять сложные алгебраические и тригонометрические преобразования выражений, уметь решать задачи по планиметрии и стереометрии повышенного уровня.
Особая установка факультатива – целенаправленная подготовка учащихся к итоговой аттестации – ЕГЭ. Поэтому преподавание факультатива обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении экзамена.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
«Алгебраические выражения» (8часов)
Цель:
Расширить представления учащихся об алгебраических преобразованиях.
Преобразования числовых и алгебраических выражений с помощью замены переменных, условных равенств, разложение на множители , степень с действительным показателем; преобразования рациональных выражений; освобождение от иррациональности в знаменателе; деление многочлена на многочлен (алгоритм Евклида, схема Горнера, теорема Безу).
«Уравнения» (12часов):
Рациональные уравнения, приводящиеся с помощью преобразований к линейным и квадратным уравнениям;
Иррациональные уравнения, появление лишних корней:
Уравнения, содержащие модуль;
Показательные и логарифмические уравнения.
Цель:
Систематизировать и расширить основные приемы и методы решения уравнений.
Рассматривается понятие эквивалентных уравнений, приемы позволяющие свести уравнения к стандартным: введение новых переменных, разложение на множители, возведение в натуральную степень.
Нахождение ОДЗ, его целесообразность при решении уравнений разного уровня. Решение тригонометрических уравнений и уравнений содержащих обратные тригонометрические функции.
Специфика решения логарифмических и показательных уравнений состоит в расширении методов и формул преобразования (логарифмирование и потенцирование).
Решение уравнений графическим способом.
«Системы уравнений» (8 часов)
Цель:
Расширить и сформировать у учащихся основные приемы и методы, используемые при решении нестандартных систем.
Разбираются основные приемы и методы, которые используются при решении уравнений и систем уравнений. Большое внимание уделяется решению систем состоящих из трех и более уравнений. Решение систем, где одно из уравнений является однородным или квадратным относительно какого-либо неизвестного.
«Неравенства» (8 часов)
Цель:
Расширить круг неравенств, решаемых метом интервалов, показать уникальность данного метода.
Решение неравенства школьного курса методом интервалов .
«Уравнения, системы уравнений, неравенства с параметром» (6 часов)
Цель:
Систематизировать и рассмотреть теоретический материал , необходимый при решении задач с параметром, рассмотрение опорных задач.
Рассматриваются основные приемы решения уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств с параметром, их графическая интерпретация.
«Функции» (10часов)
Цель:
Расширить возможность построения графиков с помощью второй производной, применение производной к решению нестандартных задач.
Построение графиков элементарных функций с построением наклонных и вертикальных асимптот, точек перегиба, исследование на выпуклость ; графики функций, связанных с модулем; тригонометрические функции; гармонические колебания; обратные тригонометрические функции. Решение задач с применением производной.
«Решение текстовых задач» (8 часов)
Цель:
Формировать у учащихся приемы применяемые при решении нестандартных задач стандартными методами.
Рассматриваются задачи решаемые как арифметическим способом так и с помощью уравнений, систем уравнений. Решаются задачи на проценты, на смеси и сплавы, на движение, на работу.
«Решение геометрических задач» (8 часов).
Цель:
Систематизировать основные знания по планиметрии и стереометрии, расширить круг опорных задач.
Рассматриваются опорные задачи(задача о биссектрисе внутреннего угла, теорема о касательной и секущей к окружности, проведенной из одной точки), решение задач с помощью векторов, решение задач на вписанные и описанные многогранники, построение сечений.
Ожидаемые конечные результаты программы
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных логарифмических и тригонометрических выражений;
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства;
решать системы уравнений изученными методами;
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
Для реализации программы факультатива используются лекции, семинары, практикумы по решению задач.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
Алгебраические выражения | 8 | |
Преобразования числовых и алгебраических выражений | 2 | |
Степень с действительным показателем | 1 | |
Преобразования рациональных выражений | 2 | |
Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу. Схема Горнера. | 2 | |
Преобразование выражений. Тест. | 1 | |
Уравнения | 12 | |
Решение уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений | 2 | |
Нахождение ОДЗ, его целесообразность при решении уравнений разного уровня. Решение иррациональных уравнений. | 2 | |
Решение тригонометрических уравнений | 2 | |
Решение уравнений содержащих обратные тригонометрические функции. | 2 | |
Решение логарифмических и показательных уравнений | 2 | |
Решение уравнений графическим способом. | 1 | |
Решение уравнений. Тест. | 1 | |
Системы уравнений | 8 | |
Основные приемы и методы, которые используются при решении уравнений и систем уравнений. | 2 | |
Решение систем состоящих из трех и более уравнений. | 2 | |
Решение систем, где одно из уравнений является однородным или квадратным относительно какого-либо неизвестного. | 2 | |
Семинарское занятие по теме: «Решение уравнений и систем уравнений» | 2 | |
Неравенства | 8 | |
Метод интервалов | 1 | |
Решение показательных и логарифмических неравенств. | 2 | |
Решение иррациональных неравенств | 2 | |
Решение неравенств содержащих модуль | 2 | |
Итоговое занятие. | 1 | |
Уравнения, системы уравнений, неравенства с параметром. | 6 | |
Рассмотрение опорных задач, необходимых при решении задач с параметром | 2 | |
Решение уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств с параметром, их графическая интерпретация | 4 | |
Функции | 10 | |
Вычисление второй производной. Решение задач. | 2 | |
Построение графиков элементарных функций с помощью второй производной. | 2 | |
Построение графиков функций, связанных с модулем. | 2 | |
Построение графиков тригонометрических функций. | 1 | |
Гармонические колебания | 2 | |
Построение графиков обратных тригонометрическим функциям. Тест. | 3 | |
Решение текстовых задач | 8 | |
Решение задач с помощью уравнений, систем уравнений. | 2 | |
Решение задачи на проценты. | 2 | |
Решение задач на смеси и сплавы | 2 | |
Решение задач на движение, на работу | 2 | |
Решение геометрических задач | 8 | |
Рассматриваются опорные задачи:задача о биссектрисе внутреннего угла, теорема о касательной и секущей к окружности, проведенной из одной точки. | 2 | |
Решение задач с помощью векторов. | 2 | |
Решение задач на построение сечений | 1 | |
Решение задач на вписанные и описанные многогранники | 2 | |
Итоговое занятие по курсу. Анкетирование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.
Обучение всех детей по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса
Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач » для учащихся 10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...
Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
Пояснительная записка,. тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...
Программа курса по выбору "Решение нестандартных задач"для учащихся 9класса
Пояснительная записка, тематическое планирование, список литературы для учителя и учащихся...
факультатив по математике "Решение текстовых задач 9 класс"
Умение решать задачи является одним из основных критериев уровня математического развития обучающихся. Текстовые задачи традиционно входят в КИМы ОГЭ и ЕГЭ.Интерес к текстовым задачам вполне понятен. ...
Технологическая карта Урока – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Технологическая карта урока-консультации "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...
Презентация к Уроку – консультации по математике «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе»
Презентация к Уроку-консультации по математике "Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ГИА по математике в 9 классе"...